Николай Осипович Рубан родился 17 января 1913 года в эстонском городе Везенберг (ныне Раквере). В его семье артистов не было. И родители вряд ли думали, что их сын станет певцом.Друзья в шутку обращали их внимание на то, что мальчик родился в день 50-летия К. С. Станиславского. «Как бы это совпадение не оказалось фатальным», — шутили они, видя явную склонность мальчика к музыке.
В 20-х годах Рубаны переехали из Эстонии в Ленинград, мальчик поступил в школу. Он пел в хоре, играл на домре в оркестре народных инструментов, где постиг азы музыкальной грамоты. После окончания школы Николай Рубан работал на ленинградском заводе «Электрик», а по вечерам учился пению на курсах в техникуме, а затем в вечерней рабочей консерватории, однако профессиональным певцом стал несколько лет спустя. Может быть, не сразу поверил в своё призвание? Он окончил ленинградский политехнический институт и работал на заводе старшим инженером в конструкторском бюро. Стать певцом помог случай.
В 1936 году ещё студентом политехнического института Рубан как победитель олимпиады художественной самодеятельности Ленинграда был принят в школу пения при Ленинградском государственном Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Эту школу он закончил по классу заслуженного артиста РСФСР А. М. Давыдова. Первые выступления молодого певца состоялись в 1937 году на Ленинградском радио, а затем и на эстраде. На сцене театра оперетты Рубан дебютировал двумя годами позже: его первой ролью в Ленинградском театре Оперетты был Григорий в музыкальной комедии С. Заславского «Соловьиный сад».
Великая отечественная война застала Николая Рубана в республиканском театре музыкальной комедии Карело-Финской ССР. В этом театре он переиграл весь основной репертуар и героя, и героя-простака. Во время войны Рубан гастролирует с театром по стране, и его работы отмечаются в прессе. Например, в рецензии на спектакль «Корневильские колокола» Р. Планкета газета «Ленинградское знамя» писала: «Яркий, благородный облик де Корневиля, прославляющего храбрость и личное мужество, заставляет зрителя глубоко ему симпатизировать. Маркиз де Корневиль, созданный Рубаном, — несомненный успех талантливого артиста. Отличные голосовые данные и приятные манеры игры помогли ему создать запоминающийся, колоритный образ». Позднее Рубан ещё раз играл маркиза, но это было уже много лет спустя в телевизионном фильме.
Но не только роли в классических опереттах принесли успех молодому певцу. Одной из интереснейших его работ была роль в музыкальной комедии Б. Александрова «Девушка из Барселоны», также отмеченного в прессе. Успехи Рубана на сцене были отмечены присвоением ему звания заслуженного артиста Карело-Финской республики ССР.
После войны Николая Рубана приглашают на работу в Москву. Сначала он пел в Московском театре миниатюр, а затем в Московском театре Оперетты. Множество различных образов создал он на сцене этого театра. Здесь уже упомянутые герои оперетт «Моя Гюзель» Б. Александрова и «Летучая мышь» И. Штраусса, а также Чином Палко в одноимённой оперетте венгерского композитора Ф. Фаркиша и Микола в «Трембите» Ю. Милютина. Рубан был удостоен государственной премии СССР.
Невозможно перечислить все роли замечательного артиста, сыгранные им в Московском театре Оперетты. Сколько раз выходил он на сцену, даря людям радость, улыбку, хорошее настроение. А вот что писал сам артист о своём любимом жанре: «Оперетта – это жанр молодых, и, конечно же, это жанр весёлый, романтический – героика и смех рядом. Поэтому-то я очень люблю роли героев-простаков, таких, например, как граф Данило из Легаровской «Весёлой вдовы», тут есть, что попеть, что сыграть и что станцевать. Или, например, роль старшины Мальцева из оперетты М. Блантера «На берегу Амура» — развесёлого удалого моряка, в котором одновременно уживается и остроумный балагур, и смелый, находчивый пограничник. Роль Бориса Корецкого в ревю Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки» тоже пришлась мне по сердцу. Это характер сложный, в чём-то противоречивый; сверху наносное, бравада, а внутри – понимание своей неустроенности в жизни. Своей пока что не сложившейся судьбы. И как результат – вера зрителя в то, что он в конце концов станет человеком. Такие роли играть интересно».
Роль Корецкого – последняя работа Николая Рубана в Московском театре Оперетты. В июле 1959 года он был удостоен ещё одного почётного звания – заслуженного артиста РСФСР, а в 1960 году он перешёл в основном на гастрольную и концертную работу. С сольными концертами и спектаклями он объехал всю страну, побывал за рубежом. В эти годы он начал пробовать свои силы и в режиссуре; помимо театральных постановок – «Марицы», «Сильвы», «Роз-Мари», он осуществил ряд телевизионных спектаклей – «Корневильские колокола», «Акулина», «Трембита». Им написано 9 опереточных либретто, в том числе «Звёздные дороги» (муз. И. Дунаевского), «Кумоха» (муз. Р. Пергамента), «Корневильские колокола» (муз. Р. Планкета).
Значительная часть творчества была отдана концертной деятельности, выступлением на радио и телевидении.
Скончался Николай Осипович 22 февраля 1987 года.
________________________________
Год выпуска: 1972
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:48:30
Битрейт аудио: 256 kbps
Размер: 89 Mb
Содержание:
1. С.Заславский. Соловьиный сад, песня Григория
2. Б.Александров. Моя Гюзель, песня Донченко
3. И.Дунаевский. Сын клоуна, песня Максима
4. Ю.Слонов. Любовь и спорт, песенка Бориса
5. Ю.Милютин. Любушка, ария Леонида
6. И.Хуска. Баронесса Лили, дуэт Ласло и Лили
7. Б.Кырвер. Только мечты, раздумье Оскара
8. Р.Планкет. Рип-рип, песенка Рипа
9. Ф.Легар. Весёлая вдова, выходная ария Данило
10. Ф.Легар. Граф Люксембург, дуэт Бриссара и Жюльетты
11. Р.Штольц. Фаворит, Ария
12. И.Кальман. Сильва, песенка Бони с хором
13. И.Хуска. Баронесса Лили, дуэт Ласло и Лили
Скачать для ознакомления: Сцены и арии из оперетт
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.