Помощь населения прифронтовых районов советским войскам

Помощь населения прифронтовых районов советским войскам

3. ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИФРОНТОВЫХ РАЙОНОВ СОВЕТСКИМ ВОЙСКАМ

В подготовке к предстоящим сражениям в районе Курского выступа принимали участие не только войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов, но и население прифронтовых областей. Испытав все ужасы вражеской оккупации, население Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской областей готово было отдать все силы, лишь бы никогда не вернулось это черное время. Сотни тысяч трудящихся освобожденных городов, сел и деревень стремились оказать всю возможную помощь Красной Армии, чтобы скорее добиться победы.

Партийные организации прифронтовых областей, руководствуясь известным указанием В.И. Ленина о том, что каждая организация Советской России должна ставить во время войны на первое место вопрос об армии, возглавили патриотическое стремление советских людей оказать помощь фронту. Партийные организации делали все, чтобы ускорить строительство оборонительных рубежей, восстановление путей сообщения, ремонт дорог, развертывание госпиталей. В решении пленума Курского обкома партии, состоявшегося в апреле 1943 г., подчеркивалось, что важнейшая задача коммунистов, всех трудящихся области — это всесторонняя помощь Красной Армии, удовлетворение нужд фронта. Пленум обязал все партийные организации области помогать воинским частям в строительстве оборонительных сооружений, аэродромов, посадочных площадок, следить за грунтовыми дорогами военного значения, оказывать содействие в увеличении пропускной способности железных дорог. Пленум признал необходимым принять все меры к восстановлению предприятий, могущих работать для фронта, оказывать всемерную помощь раненым, находящимся в госпиталях45. Обращаясь к населению, обком призывал: «Сооружение оборонных рубежей, укрепление каждого города, села, железнодорожной станции — дело всех трудящихся нашей области… Близится решающее сражение. Чем скорее соорудим мы оборонные укрепления… тем легче будет Красной Армии сломить сопротивление врага, разгромить и изгнать его с нашей земли»46.

В апреле на строительстве оборонительных рубежей в полосе Центрального и Воронежского фронтов работало 105 тыс. курян — колхозников, служащих, домохозяек, в июне — 300 тыс.47

Население самоотверженно трудилось всюду: на строительстве траншей, дзотов, на работах по расширению аэродромов, ремонту дорог. Многие неделями не уходили домой с объектов, которые они возводили. Часто люди после тяжелого трудового дня, отдохнув несколько часов, ночью вновь принимались за работу. Каждый считал своим долгом внести посильную лепту в общее дело разгрома врага. Ежедневно после напряженного рабочего дня приходили на оборонное строительство работницы — жены фронтовиков. Трудовой энтузиазм царил на строительстве оборонительных сооружений. «…Я не ухожу с рубежа, — писала одна из работниц Р.И. Протонина, — до тех пор, пока не выполню порученного дела… Буду работать еще лучше, еще упорнее, буду делать все, чтобы облегчить моему мужу и его боевым товарищам победу над проклятым врагом»48.

Условия работы были очень трудными. Враг артиллерийским обстрелом, бомбежками пытался помешать строительству укреплений или хотя бы замедлить его. Почти все приходилось делать вручную. Не хватало инструментов, инвентаря. Местами нетронутая земля плохо поддавалась лопате. Надо было делать двойную работу: сначала рыхлить землю кирками, а затем уже выбрасывать лопатами. Но советские люди мужественно переносили все трудности, смело смотрели в лицо опасности. В эти дни они жили одной мыслью, одним стремлением — закончить создание рубежей обороны до перехода врага в наступление.

С особым старанием трудились куряне над сооружением укреплений на подступах к Курску. «Не допустить врага к родному городу» — таким был лозунг, брошенный строителями — трудящимися Курска. За короткий cpoк на подступах к городу было построено 130 артиллерийских сооружений, более 900 дзотов, 46 земляных валов. Внутри города все здания были превращены в опорные пункты, улицы перехвачены баррикадами.

Вместе с курянажи на строительстве оборонительных рубежей в полосе Центрального фронта работали трудящиеся Орловской и Воронежской областей.

Много сил и труда вложили орловцы в строительство полевых укреплений. Еще в 1942 г. военный отдел областного комитета партии, информируя секретаря обкома Н.Г. Игнатова об участии населения в создании оборонительных рубежей, отмечал, что «населением районов отработано на строительстве оборонительных сооружений (огневых точек и дзотов, противотанковых рвов и эскарпов, дорог, мостов, амбразур, противотанковых надолб и ежей, окопов, ходов сообщений и т. д.) 5051135 человеко-дней»49. Со стабилизацией фронта весной 1943 г. и образованием Курского выступа участие орловцев в создании укреплений приняло еще больший размах. 20 марта на объединенном заседании Орловского обкома партии и облисполкома было принято решение направить на два месяца 10 тыс. человек для завершения оборонного строительства на Курском выступе. В постановлении подчеркивалась необходимость превращения каждого района «в неприступную для врага крепость обороны»50.

В то же время обкомом была организована проверка состояния ранее построенных оборонных сооружений. Для этого были созданы специальные комиссии при участии представителей армий, которые наметили перечень необходимых ремонтных работ и вместе с сельсоветами приняли срочные меры к их осуществлению. По просьбе Военного совета Степного фронта объединенное заседание обкома и облисполкома 5 июня решило провести новую мобилизацию населения из Краснинского, Задонского, Чибисовского районов на строительство оборонительных сооружений сроком на один месяц.

Руками орловцев и воронежцев были построены и оборонительные сооружения в глубоком тылу Курского выступа: по реке Оскол — рубеж обороны Степного фронта и по левому берегу Дона — государственный рубеж обороны.

За три месяца подготовки к обороне трудящиеся прифронтовых районов вырыли по всему Курскому выступу одних только траншей более 5 тыс. километров. Кроме того, до начала боев с помощью местного населения было достроено и восстановлено около 250 мостов и более 3 тыс. километров шоссейных и грунтовых дорог.

Неоценимую помощь оказали трудящиеся освобожденных областей в восстановлении и строительстве железных дорог. Для войск Центрального и Воронежского фронтов особенно важное значение имела железнодорожная магистраль Воронеж — Касторная — Курск. При зимнем отступлении гитлеровцы сделали все, что было в их силах, для вывода ее на длительное время из строя. Они взорвали мосты через Дон и другие реки, разрушили станционные постройки и оборудование, подорвали или увезли рельсы. Население Воронежской области взялось за восстановление этой важнейшей дороги. Самым трудным было построить мост через Дон у станции Семилуки, недалеко от Воронежа. Опоры старого моста, кроме двух береговых устоев, и металлические фермы были разрушены и частично сброшены в реку. В короткий срок, за 25 дней, необходимо было расчистить русло Дона и восстановить мост. Работы начались в конце марта. Строители проявляли чудеса трудового героизма, работая порой по 12—14 часов, ночуя здесь же, на берегу реки. Несмотря на огромные трудности, они сделали, казалось, невозможное. Меньше чем через месяц — 22 апреля — мост вступил в эксплуатацию, и по железной дороге Воронеж — Касторная — Курск началось движение51.

Деятельное участие приняли жители освобожденных областей в строительстве новой железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава, крайне необходимой для снабжения войск Воронежского фронта. До этого его снабжение шло через Курский железнодорожный узел по единственной ветке Курск — Щигры — Касторная, которая обслуживала также Центральный фронт. Для Воронежского фронта выделялось не более двух — трех пар поездов в сутки. 8 июня Военный совет фронта обратился в Государственный Комитет Обороны с просьбой дать указание о постройке ветки Старый Оскол — Ржава протяженностью 95 километров. Сооружение ее дало бы Воронежскому фронту самостоятельную железнодорожную коммуникацию. Снабжение его войск в этом случае шло бы через Касторную и Валуйки, минуя Курск. Буквально через день, 8 июня, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава. Ее сооружение должно было начаться 15 июня, а через два месяца, 15 августа, предполагалось открыть рабочее движение. Государственный Комитет Обороны обязал Курский обком партии и облисполком выделить для строительства рабочую силу и транспорт.

Одними из первых прибыли на стройку трудящиеся Пристенского района. Вслед за ними стали прибывать жители других районов. В назначенный Государственным Комитетом Обороны срок по всей трассе развернулись работы. В основном здесь трудились колхозники: женщины и молодежь — всего около 25 тыс. человек. В авангарде шли трудящиеся Пристенского района, которые с первых же дней стали перевыполнять нормы выработки. 24 июня они обратились с призывом закончить строительство на месяц раньше, чем предусматривалось постановлением, — к 15 июля.

Этот призыв был поддержан всеми строителями. Курский обком партии одобрил инициативу трудящихся Пристенского района и обратился в Государственный Комитет Обороны с предложением сократить сроки строительства. ГКО установил новую дату окончания строительства — 20 июля. Это решение воодушевило строителей. Нормы выработки непрерывно росли. Колхозники Беловского и Волоконовского районов при норме 3,5 кубометра земляных работ в день на человека давали в среднем по 6 кубометров, колхозники Чернянского, Тимского, Советского районов — по 5 кубометров52. 6 июля на всей трассе была объявлена фронтовая пятидневка. Трудящиеся Касторенского района призвали всех строителей: «Будем работать так, как сражаются с фашистским зверем наши доблестные воины. Дадим две — три нормы за смену»53.

Задание Государственного Комитета Обороны — построить дорогу Старый Оскол — Ржава — было выполнено за 32 дня, почти вдвое быстрее, чем намечалось первоначально, и на три дня раньше вновь установленного, сокращенного срока. Уже 16 июля на новой ветке открылось рабочее движение, а через четыре дня, когда войска Воронежского фронта готовились к переходу в контрнаступление, по ней пошли военные грузы. Военный совет фронта тепло поздравил всех строителей новой дороги с успехом. Многие из них за самоотверженный труд и мужество были награждены орденами и медалями.

Немецко-фашистское командование, понимая все значение зтой дороги для советских войск, неоднократно пыталось разрушить ее. Самолеты систематически бомбили дорогу, но строители быстро устраняли повреждения. Не ограничиваясь бомбежками, враг забрасывал на дорогу диверсионные группы. 28 июля с помощью колхозников в Ястребовском районе были задержаны два вражеских парашютиста, через сутки — еще четыре. Все они имели задание вывести из строя новую дорогу54. Редко проходил день, чтобы колхозники не вылавливали диверсантов. Все население прифронтовых районов от мала до велика бдительно охраняло ближайший тыл Красной Армии, помогая 70 истребительным батальонам, организованным из рабочих, колхозников, интеллигенции Курской области55.

Большие трудности испытывали войска в ремонте боевой техники, особенно танков. Отправка поврежденных машин в глубокий тыл вызывала потерю времени, перегрузку железнодорожного транспорта, и без того работавшего с крайним напряжением. Когда обо всем этом узнали рабочие Курска, они единодушно решили: «Поможем!» Рабочие ремонтно-механического завода, разрушенного во время оккупации, начали создавать базу по ремонту танков. Трудности были огромны: помещение разрушено, из оборудования осталось всего лишь два старых токарных станка. Но желание помочь фронту преодолело все. Рабочий-пенсионер П.П. Дивулин, по призыву партийной организации вернувшийся на завод, возглавил бригаду монтажников. В течение нескольких дней его бригада разыскивала на разрушенных предприятиях города годное для работы оборудование и переносила его к себе на завод. Вскоре в цехах появились первые станки, горны, необходимый инструмент. Уже в апреле восстановительная база приступила к среднему и капитальному ремонту танков, бронемашин, самоходных орудий. К началу летних боев на ней было отремонтировано более 300 танков56.

Курская ремонтно-восстановительная база не только восстанавливала в своих мастерских поврежденную в боях технику, но и посылала бригады непосредственно на фронт для ремонта танков в полевых условиях. Особенно напряженно работала база, когда начались летние бои. Во Всесоюзном соревновании предприятий Наркомата среднего машиностроения Курская база заняла одно из первых мест. За доблестный труд, за помощь фронту рабочие базы Н.С. Тюрин, А.И. Якшин, П.П. Кытин и другие были удостоены правительственных наград.

Танки, бронемашины, тягачи восстанавливались и на других предприятиях области. По инициативе рабочего коммуниста А.Д. Бобкова на Дерюгинском сахарном заводе была организована мастерская по ремонту боевой техники. Для этого использовалось старое, выброшенное еще до войны на свалку оборудование. Рабочие Дерюгинского сахарного завода вернули в строй несколько десятков танков, самоходных орудий, тягачей. Боевая техника ремонтировалась также в мастерских восстановленных МТС. В железнодорожных депо и мастерских производился ремонт бронепоездов.

Не отставали от курян и воронежцы. Сразу же после освобождения Воронежа Государственный Комитет Обороны принял решение об организации ремонта танков на предприятиях города. Это было нелегкой задачей, так как враг разрушил в Воронеже все заводы. И все же благодаря самоотверженным усилиям рабочих уже в мае начали работать две крупные ремонтные базы. В начале мая из ремонта вышли первые 20 боевых машин. Число возвращенных в строй танков с каждым днем росло.

Огромную помощь оказали трудящиеся прифронтовых областей войскам в пошиве и починке обмундирования. В конце мая Военный совет обратился к Курскому обкому партии: «Воронежский фронт нуждается в размещении заказов на ремонт предметов обмундирования, главным образом кожаной обуви и гимнастерок, а также в пошиве нового обмундирования»57, Обком обязал местную промышленность в течение июня и июля отремонтировать для бойцов необходимое количество обуви, гимнастерок, изготовить новое обмундирование. В выполнении заказа фронта приняли участие широкие слои местного населения. Сотни домохозяек принесли в мастерские сохраненные швейные машинки, школьники обошли квартиры и собрали сапожный инструмент. Общими усилиями были созданы новые швейные и сапожные мастерские в Курске, Старом Осколе, Щиграх, Валуйках, расширены существующие. Первый заказ фронта был выполнен раньше намеченного срока — к 25 июня.

Немалую помощь войскам Красной Армии оказало население в развертывании госпиталей и других медицинских учреждений. Курский горком партии на одном из своих заседаний специально рассмотрел вопрос о шефстве над госпиталями. К каждому госпиталю прикреплялось для помощи по нескольку различных хозяйственных и общественных организаций58. В одном лишь Курске в период подготовки к летним боям было развернуто десять госпиталей, почти полностью оборудованных силами органов здравоохранения и обслуживаемых местными жителями. Значительное число госпиталей было создано с помощью населения и в других городах. В Орловской области еще зимой по решению обкома партии был образован «Областной комитет помощи по обслуживанию больных, раненых бойцов и командиров Красной Армии». При его содействии в Ельце, Задонске и других городах и крупных селах развернулась сеть госпиталей. К каждому госпиталю были прикреплены шефы — промышленные предприятия или уличные комитеты.

По инициативе орловских комсомольцев в области во многих городах и селах были организованы пункты краткосрочного отдыха для раненых бойцов и командиров Красной Армии, направлявшихся с фронта до ближайших госпиталей.

Такую же всестороннюю помощь войскам оказывало население всех областей, примыкавших к Курскому выступу. Эта помощь трудящихся своей родной Красной Армии приумножала ее силы, содействовала разгрому врага.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: