Изобретение орудия
Когда Советский Союз только начал развиваться, в его вооруженных силах новой военной техники практически не было: почти вся она перешла еще от Российской империи. Лишь в конце 20х гг. начались работы над принципиально новой, более мощной, артиллерией. Советское руководство пришло к выводу о необходимости создания 122- и 152-мм пушек, а также 203-мм гаубицы. В результате работ над последним орудием появилась гаубица Б-4.
Техническое задание над разработку этой артиллерийской установки сформировалось в 1926 г. и было дано группе конструкторов под руководством Ф.Ф. Лендера. Однако через год главный конструктор скончался, и тогда было принято решение продолжить разработку на ленинградском заводе «Большевик». Там под руководством конструктора А.Г. Гаврилова и завершилась разработка нового орудия, при этом к работе привлекались те инженеры, что проводили работы еще до переноса их в Ленинград.
В 1928 г. было готово два образца гаубицы, которые отличались друг от друга только одним: у одной из них не было дульного тормоза, а устойчивость орудия достигалась только за счет гусеничного лафета и противооткатных устройств. Именно такому орудию отдала предпочтение комиссия, и следующие несколько лет ленинградские специалисты продолжали работать над своим детищем.
Первый опытный экземпляр появился в 1931 г., после чего отправился на испытания на военный полигон под Ленинградом. Еще через год гаубица, получившая обозначение Б-4, была запущена в производство, а в 1933 г. ее приняли на вооружение советских войск. При этом само орудие снова было доработано: немного увеличилась длина ствола. Кроме того, производство гаубицы расширилось: его в том же 1933 г. организовали на сталинградском заводе «Баррикады».
Однако в Сталинграде удалось произвести первую Б-4 лишь к 1935 г., к тому же конструкция сталинградского орудия незначительно отличалась от той, что была заложена на «Большевике». Из-за этого нередко возникали сложности с эксплуатацией орудий в войсках, и частично исправить это удалось лишь в 1937 г., после создания обновленной документации. Но даже после этого гаубицы с «Большевика» и «Баррикад» не стали идентичными.
Тем не менее, советские войска продолжали осваивать Б-4, а в 1938 г. их производство снова расширилось: его организовали в украинском городе Краматорск. Всего же на трех заводах до 1941 г. изготовили 1011 этих гаубиц.
Военным дебютом для Б-4 стала Советско-финская война, где они использовались для борьбы с военными укреплениями, в том числе и на линии Маннергейма. Противник был поражен силой и мощью гаубицы и прозвал ее «кувалда Сталина». Это прозвище в последующие годы не раз подтверждалось.
Использование в годы Великой отечественной войны
Но главным периодом активного использования 203-мм гаубицы стала, разумеется, Великая Отечественная война. При этом в начале войны ее использовали редко, лишь когда советские войска перешли в наступление, Б-4 показала себя с лучших сторон.
Ее использовали в основном против укреплений немцев, а иногда ими могли подбить технику: известен случай, когда во время Курской битвы вышла из строя немецкая самоходка «Фердинанд», в которую попал снаряд «кувалды Сталина». Все же основными мишенями для Б-4 стали военные укрепления и здания, и в возможности поражать их «кувалде Сталина» не было равных. Так тяжелая гаубица и стала одной из движущих сил советских войск ровно до тех пор, пока они не взяли Берлин.
И все же недостатки у Б-4 были существенными. Во-первых, масса орудия была 18 т, поэтому буксировать ее могли только гусеничные тягачи – «Комминтерн» и «Ворошиловец», и то со скоростью не более 15 км/ч. Во-вторых, сам процесс буксировки был непростым: орудие приходилось разбирать, оставляя только лафет, а ствол перевозить на специальной повозке.
Можно было и полностью буксировать гаубицу, но скорость при этом уменьшалась еще больше – до 8 км/ч. А в-третьих, ведение боев с помощью Б-4 было нелегким: на одну гаубицу приходился расчет из 15 человек, перевод в боевое положение занимал до 2 часов, а за 2 мин гаубица могла произвести только один выстрел, при этом скорость снарядов тоже была относительно мала – 607 м/с. Предпринималась не одна попытка создать самоходное орудие, вооружаемое Б-4, но ни одна из них не принесла свои плоды.
Все эти особенности гаубицы Б-4 не позволили использовать ее на начальном этапе войны, поскольку действовать нужно было быстро, зато в период наступления СССР она заняла важную нишу. Все же после окончания Великой Отечественной войны гусеничные «кувалды Сталина» нуждались в замене, и ей на смену пришла тяжелая гаубица уже на колесном ходу, но это уже совсем другая история.
Значение в истории
Сегодня «кувалда Сталина» представляет большую историческую ценность как одна из самых мощных советских орудий военного времени. К счастью, до наших дней дожило достаточно таких гаубиц: они и содержатся в музеях, и иногда встречаются на мемориалах Победы. Глядя на Б-4, трудно представить себе, насколько мощной была даже одна атака с ее помощью.
Гаубица Б-4, или «кувалда Сталина» — советское орудие, которое невозможно спутать ни с одним другим. Ее спектр применения из-за технических характеристик был ограничен, и тем не менее без нее не обошлось наступление советских войск, освобождение Европы и взятие Берлина. И сегодня это по-своему уникальное орудие привлекает внимание широкую публику и поражает ее одним только внешним видом.