Первый этап ядерной политики Индии
Ядерная политика и программы Индии были несколько своеобразными по сравнению с таковыми других ядерных держав и прошли три различных этапа: с 1947 по 1974 год, с 1974 по 1998 год и с 1998 года по XXI век. В 1948 году новая независимая страна приняла Закон об атомной энергии, впервые представленный премьер-министром Jawaharlal Nehru. Закон учредил Комиссию по атомной энергии (AEC), и Homi Bhabha был назначен ее председателем. Bhabha получил докторскую степень по физике в Кембриджском университете и станет центральной фигурой в формировании индийской ядерной программы, особенно после того, как в 1954 г. стал секретарем Департамента атомной энергии Индии. Индия воспользовалась преимуществами президента США. Программа Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира», впервые озвученная в речи ООН в декабре 1953 года. Цель программы заключалась в ограничении распространения ядерного оружия путем предложения технологий для использования в гражданских целях в обмен на обещание не использовать его в военных целях. Эта цель привела к обратным результатам, поскольку технологиям присуще двойное использование атомной энергии — факт, а также проблема, которая была признана при зарождении атомной эры и сохраняется по сей день.
В 1955 году Канада предложила построить Индии исследовательский реактор на тяжелой воде, и Соединенные Штаты поставили часть тяжелой воды. Реактор был построен в Тромбее, недалеко от Бомбея (Мумбаи), который станет основным местом реализации индийской программы создания ядерного оружия. (Объект был переименован в Центр атомных исследований Bhabha [BARC] после того, как Homi Bhabha умер в 1966 году.) Неподалеку был построен завод по переработке плутония из отработавших топливных стержней. На заводе использовался химический метод PUREX (извлечение плутония и урана), разработанный в Соединенных Штатах — процесс, который стал известен миру благодаря программе «Атом для мира». Сотни индийских ученых и инженеров прошли обучение по всем аспектам ядерных технологий в лабораториях и университетах США. К 1964 году в Индии появился первый плутоний оружейного качества. В течение следующего десятилетия параллельно с мирным использованием атомной энергии продолжались военные исследования, в то время как Индия отвергла Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года.
18 мая 1974 года на полигоне Pokhran в степи Rajasthan, Индия, взорвалось ядерное устройство мощностью менее 5 килотонн. (В то время Индия объявила цифру в 12 килотонн.) Индия охарактеризовала подземные испытания как проводимые в мирных целях, добавив, что у нее не было намерений производить ядерное оружие. Среди ключевых ученых и инженеров, принимавших непосредственное участие, были Homi Sethna, председатель AEC, Raja Ramanna, глава группы физики BARC, и Rajagopala Chidambaram, который возглавлял группу, которая разработала плутониевое ядро. Позже Chidambaram стал председателем AEC и руководил испытаниями 1998 года, описанными ниже. Другие упомянутые с важными ролями были P.K. Iyengar, Satinder K. Sikka, Pranab R. Dastidar, Sekharipuram N.A. Seshadri и Nagapattinam S. Venkatesan.
Второй этап ядерной программы
После 1974 года Индия вступила во вторую фазу, которая продлилась до 1998 года. В течение этого периода Индия имела технические возможности для производства ядерного оружия, но придерживалась политики не развертывать его. Эта амбивалентная позиция позволила Индии продолжить свою традиционную позицию, призывая к ядерному разоружению, в то же время сигнализируя о том, что военный путь для нее доступен, если того требует ситуация. На протяжении 1980-х и 1990-х годов индийские ученые продолжали совершенствовать ядерные конструкции, включая разработку и теоретические работы по термоядерному оружию. Модификация некоторых типов самолетов и прогресс в программах создания баллистических ракет еще больше приблизили перспективу развертывания ядерных сил — развитие, отчасти обусловленное прогрессом Пакистана в создании собственного ядерного оружия и напряженностью в отношениях с традиционным противником Индии, Китаем.
Третий этап ядерной программы
11 мая 1998 года Индия вступила в третью фазу, взорвав одновременно три устройства на полигоне Pokhran. В заявлении для прессы утверждалось, что один был устройством деления мощностью около 12 килотонн, один был термоядерным устройством мощностью 43 килотонны, а третий был тактическим устройством мощностью 0,2 килотонны. 13 мая были взорваны еще два тактических устройства мощностью 0,2 и 0,6 килотонн. Позже западные эксперты оспаривали размер ядерных боеприпасов и были ли они термоядерными бомбами. Разведка США пришла к выводу, что вторая ступень не сработала. Также было предположение, что в одном из испытаний мог использоваться плутоний реакторного качества. Среди ключевых фигур были Abdul Kalam, глава Организации оборонных исследований и разработок Индии, председатель AEC Rajagopala Chidambaram, директор BARC Anil Kakodkar и ученые M.S. Ramakumar, S.K. Gupta и D.D. Sood.
С 1998 года Индия продвинулась вперед с энергичной программой разработки систем вооружений для трех видов своих вооруженных сил. Возникающая триада состоит из баллистических ракет наземного базирования, авиационных бомб ВВС и баллистических ракет морского базирования военно-морских сил. Индия не подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года (продление Договора о запрещении ядерных испытаний 1963 года) и, возможно, придется провести повторные испытания.