Родился в 1914 г. в селе Харабали, ныне город Астраханской области, в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1944 г. Образование начальное. Работал ветеринарным фельдшером. В июле 1942 г. призван в ряды Советской Армии. С августа 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Командиру орудия 76-миллиметровой батареи 1019-го стрелкового полка (307-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) ефрейтору Зуеву К. А. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны демобилизован, жил в селе Вареновка Неклиновского района Ростовской области. Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 15 января 1978 г.
Кузьма не раз слушал рассказы отца, как он служил в артиллерии русской армии, воевал в годы первой мировой войны, как, будучи в Красной Армии, дрался с войсками Колчака и Деникина. Юноша твердо решил стать артиллеристом, и после призыва в армию по личной просьбе был направлен в артиллерию. «Хочу пойти по стопам отца», — улыбаясь, говорил он товарищам.
Вскоре рядовой Зуев стал наводчиком, а затем командиром орудия. В январе 1943 года он участвовал в Воронежско-Касторненской наступательной операции и был удостоен первой государственной награды — медали «За отвагу».
В начале июня 1943 года ефрейтор Зуев прибыл на один из участков Центрального фронта. К тому времени он стал кандидатом в члены ВКП(б) и пользовался среди товарищей большим авторитетом.
У фашистов на этом участке появились тяжелые танки нового типа — «тигр». В короткий срок Зуев познакомил расчет орудия с тактико-техническими данными этого танка, с его уязвимыми местами, проводил тренировочные стрельбы по макетам танков.
3 июля ефрейтор Зуев получил приказ:
— Ваше орудие придается стрелковой роте, обороняющей станцию Поныри. Задача — задержать на этом участке продвижение танков.
Утро 7 июля расчет орудия встретил в поле среди высокой кукурузы. Низко над землей стлался густой серый туман. Издалека был слышен рокот танковых моторов. Когда туман несколько рассеялся, командир орудия Зуев увидел, что до вражеских танков осталось всего около 500—600 метров. За танками шли гитлеровские автоматчики.
— Мы должны задержать врага! — твердо сказал Зуев артиллеристам. А это значит: бить гадов не раньше, как подползут они метров на триста. Я дам команду.
Расчет орудия зорко следил за приближением врага, ничем не выдавая своего присутствия. Но вот головной танк вышел на перекресток дорог и замер на мгновение. Этого времени было достаточно для открытия прицельного огня. С первого же выстрела машина загорелась. Вторым снарядом был подбит второй танк, третьим снарядом — третий.
Обнаружив орудие Зуева, вражеские танки развернулись и поползли на орудие. Но командир орудия и его расчет не растерялись. Ефрейтор Зуев снова оказал своим товарищам:
— Мы должны задержать немца! А это значит: мы их задержим.
Несмотря на сильный вражеский обстрел, орудие продолжало вести огонь. Вот запылал четвертый фашистский танк, за ним пятый… шестой… седьмой… В это время вражеский танк, затаившись между горящими, ударил из-за укрытия по огневой позиции и вывел из строя орудие. Только чудом уцелел его расчет — шесть советских артиллеристов во главе с ефрейтором Зуевым.
На них двинулись немецкие автоматчики. Они шли в полный рост, не укрываясь. И вновь отважные артиллеристы услышали призыв своего командира: «Мы должны задержать врага!»
Артиллеристы взялись за автоматы. Когда кончились патроны, пошли в ход гранаты. В тяжелом бою советские воины отстояли свою позицию.
Утром следующего дня Зуев получил новое орудие. Оно было замаскировано во ржи, и вражеские танки, не заметив его, проползли мимо. Почти рядом прошел один танк, за ним — второй. Зуев спокойно смотрел вперед, ожидая появления следующего «тигра». Вот он! Когда танк миновал укрытие Зуева, ему вдогонку был послан снаряд. Он попал в бензобак, и вражеский танк загорелся. Вторым снарядом был подбит головной танк, третьим пробита лобовая броня третьего танка.
— Что ж, не так страшен черт, как его малюют! — сказал Зуев своим товарищам после боя. — «Тигроловы» поймали сегодня трех «тигров»…
В ответ — счастливые улыбки на черных от пыли, чада и зноя лицах артиллеристов.
ЛИТЕРАТУРА:
В созвездии славы. 2-е изд., доп. Волгоград, 1976. С. 153—157.
Огненные годы. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1971.0.149—151.
Золотые Звезды свердловчан. 2-е изд., испр. и доп. Свердловск, 1970. С. 391.