Родился 19 ноября 1915 г. на станции Баланда, ныне город Калининск Саратовской области, в семье крестьянина Русский. Член КПСС с 1940 г. Окончил 6 классов, работал на Баландинском спиртозаводе, одновременно учился на вечернем рабфаке. В Красной Армии с 1937 г., в 1940 г. окончил военно-политические курсы при Военно-политическом училище имени М. В. Фрунзе в городе Куйбышеве. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В 1943 г. окончил курсы усовершенствования командного состава артиллерии. Командиру батареи 276-го гвардейского легкого артиллерийского полка (5-я гвардейская артиллерийская дивизия, 4-й артиллерийский корпус прорыва, 70-я армия, Центральный фронт) гвардии лейтенанту Подгайнову С. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1946 г. капитан С. И. Подгайнов по состоянию здоровья уволен в отставку. Жил и работал в Калининске. Награжден орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 22 июня 1980 г.
На рассвете 5 июля 1943 года началось немецкое наступление в полосе армии, занимавшей оборону под Курском. На высоту 154.6, на которой располагался наблюдательный пункт гвардии лейтенанта С. И. Подгайнова и отдельные стрелковые подразделения, противник бросил большое количество танков и пехоты. Перед этим в течение двух часов до ста фашистских самолетов бомбили высоту, вражеская артиллерия вела интенсивный огонь по боевым порядкам наших стрелковых подразделений. Бой разгорался жаркий, смертельный…
Вот уже более трех часов длилось сражение. Наши стрелки мужественно отражали яростные атаки превосходящих сил противника, но после обхода одного из флангов вынуждены были отойти. Их отход прикрывал огонь батареи Подгайнова, который оставался на своем наблюдательном пункте до тех пор, пока не отошли последние группы стрелков. Автоматчики противника вплотную приблизились к НП отважного артиллериста. С помощью своих разведчиков и связистов командир батареи организовал круговую оборону; ружейно-автоматным огнем и гранатами воины сдерживали все возрастающий натиск врагов; сам же косил их огнем из ручного пулемета, но силы были слишком неравны, и гитлеровцам удалось наконец ворваться на наблюдательный пункт артиллеристов. Быстро оценив обстановку, Подгайнов вызвал огонь своей батареи на себя. Выпустив по своему НП, с которого гвардии лейтенант продолжал вести корректировку огня, около 500 мин и снарядов, батарейцы сорвали атаку противника.
Заметив, что вражеские автоматчики вновь обтекают наблюдательный пункт и стараются окружить горстку артиллеристов, комбат поднял бойцов взвода управления в атаку, в ходе которой автоматным огнем и гранатами лично уничтожил одного офицера и 17 гитлеровских солдат, что позволило вырваться из вражеского кольца. Добравшись до запасного НП, Подгайнов немедленно принялся корректировать огонь своей батареи, сосредоточив его по наступающему противнику; при этом было уничтожено три средних танка.
7 июля 1943 года, находясь на высоте 257.1, где расположилась огневая позиция орудия гвардии сержанта Жидкова, комбат собрал расчет и зачитал обращение Военного совета армии, а затем сам обратился к бойцам с пламенным призывом стоять насмерть. «Если мы отойдем, Родина никогда не простит нам этого. Костьми ляжем, но не пустим врага», — сказал он. Вскоре противник начал очередную атаку. На огневую позицию расчета двигались семь тяжелых танков и густые цепи вражеских автоматчиков. «Тигры» шли осторожно, прощупывая огнем каждый подозрительный участок местности. Подпустив их на 500—600 метров, Подгайнов приказал открыть огонь. После первых же выстрелов один из «тигров», подставивший борт, загорелся.
Фашисты, обнаружив орудие, в свою очередь открыли по нему огонь из шести танков. Завязалась ожесточенная огневая дуэль, в ходе которой сержант Жидков подбил еще один танк, но вскоре упал, сраженный вражеской пулей. В бою погиб и наводчик. Тогда к орудию бросился сам командир батареи. Он почти в упор прошил броню третьего «тигра» подкалиберным снарядом.
Обескураженные стойкостью и мужеством советских артиллеристов, остальные «тигры», отстреливаясь, стали поспешно отходить. Последними выстрелами им все же удалось вывести из строя орудие. Степан Подгайнов был контужен…
Так героически сражались советские артиллеристы на истерзанной врагом курской земле.
ЛИТЕРАТУРА:
Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Саратов, 1968. С. 380—381.