Волков Николай Николаевич

Волков Николай Николаевич

 Николай Николаевич Агуров (псевдоним — Волков) родился 23 марта 1900 года в городе Обоянь в Курской области.

Николай окончил Бакинскую театральную студию и начал выступать на сцене с 1921 года. Работал в театрах Баку, Казани, Перми, Иванова, а в 1933 году пришёл в труппу Одесского русского драматического театра имени А.И. Иванова. Был театральный актёр, добрых два десятка лет играл в Одесском театре и на многих других периферийных сценах.

У Николай был брат Евгений, который так же стал актёром Одесского театра. Братья решили бросить жребий, чтобы выбрать — кому брать псевдоним. Жребий выпал Николаю. Так появилась фамилия Волков и пошла актёрская династия Волковых.

Во время войны Николай Волков оказался на Ташкентской киностудии, где начал сниматься в 1942 году в фильме Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою». В дальнейшем Волков сыграл более чем в сорока фильмах. Его первой заметной работой в кино стала роль Гуссейна-Гуслия в комедии Протазанова «Насреддин в Бухаре», поставленном Яковом Протазановым.

В фильмах с его участием есть комедии, исторические и военные ленты, детективные и фантастические картины: романтическая фантазия Александра Птушко «Алые паруса», комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», историческая лента Юлия Карасика «Шестое июля», героическая комедия Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», приключенческий фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», фантастическая картина Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли».

Много лет спустя, когда на «Ленфильме» приступали к экранизации «Старика Хоттабыча», кинорежиссеры вспомнили о Волкове, и его открытие как киноактёра состоялось во второй раз в роли Хоттабыча в картине Геннадия Казанского по книге Лазаря Лагина.

Приглашения посыпались с такой интенсивностью, что Николаю Волкову пришлось оставить театр. Его мягкая актёрская манера игры и интеллигентность оказались очень к месту в отечественном кино.

Персонажи Волкова — художник Мукомолов в фильме «Тишина», педагог Симбирцев в фильме «Грешный ангел», американский коммивояжёр Вилли Ломен в фильме «Мост перейти нельзя», сказочник Эгль в фильме «Алые паруса», кубинский рыбак Мануэль в фильме «Чёрная чайка» неизменно демонстрировали благородство, душевую щедрость, мягкость, мечтательность или незащищённость.

Но были и другие роли — импозантные, холёные, породистые аристократы: граф Гельдфорт («Урок истории»), немецкий посол Мирбах («Шестое июля»). Они были сыграны актёром тоже в спокойной тактичной манере, без сатирического акцентирования.

Лучшие работы Николая Волкова несут непременную смысловую нагрузку, при этом не важно, какое место они занимают в картине. Волкова не решались приглашать на «пустяки», так неизмеримо высок был его авторитет.

Традиции Николая Волкова в кино и на сцене продолжил его сын, Николай Волков-младший, много лет посвятивший Московскому театру на Малой Бронной, а затем театру имени Маяковского.

Николай Волков умер 25 октября 1985 года, и был похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

 

 

 

 

 Лучшие работы Николая Волкова несут непременную смысловую нагрузку, при этом не важно, какое место они занимают в картине. И это уже позиция — актёрская и человеческая. Волкова не решались приглашать на «пустяки», его авторитет был неизмеримо высок.

Традиции Николая Волкова в кино и на сцене продолжил его сын, Николай Волков-младший, много лет посвятивший Московскому театру на Малой Бронной.

 

Фильмография:

1941 — Боксёры — комментатор
1942 — Последний крестоносец (новелла в фильме «Швейк готовится к бою»)
1943 — Насреддин в Бухаре — Гуссейн-Гуслия
1946 — Сын полка
1947 — Миклухо-Маклай
1953 — Адмирал Ушаков — Уильям Питт
1953 — Корабли штурмуют бастионы — Уильям Питт
1956 — Старик Хоттабыч — Хоттабыч
1956 — Урок истории — граф Гельдфорт
1956 — Это начиналось так…
1957 — Матрос сошёл на берег
1957 — Страницы былого
1958 — В дни Октября — Сутормин
1959 — Зелёный фургон
1959 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Иван Иванович
1959 — Сын Иристона
1960 — Мост перейти нельзя — Вилли Ломен
1961 — Алые паруса — Эгль
1961 — Будни и праздники
1961 — Две жизни
1961 — Полосатый рейс — торговый агент
1961 — Человек идёт за солнцем — продавец лотерейных билетов
1962 — Без страха и упрёка — отец Тоши
1962 — В мёртвой петле
1962 — Грешный ангел — Симбирцев
1962 — Чёрная чайка — Мануэль
1963 — Два воскресенья
1963 — Мечте навстречу — доктор Лаунстон
1963 — Тишина — Мукомолов
1964 — Возвращённая музыка
1964 — Остров Колдун
1965 — Кто придумал колесо?
1965 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — генерал Денстервиль
1966 — Начальник Чукотки — мистер Стенсон
1968 — Гроза над Белой — Фёдор Фёдорович Новицкий
1968 — Шестое июля — граф Вильгельм Мирбах, немецкий посол
1970 — Семья Коцюбинских
1970 — Расплата — отчим Кати
1971 — Звёзды не гаснут
1971 — Последнее дело комиссара Берлаха — доктор Самуэль Хунгертобель
1972 — Гроссмейстер
1972 — Двенадцать месяцев — Профессор
1972 — Пятьдесят на пятьдесят
1973 — Возвращённый год
1973 — Последний подвиг Камо
1974 — Выбор цели — Абрам Фёдорович Иоффе
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — сенатор, член комиссии
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Владимир Владимиров, отец Максима Исаева
1976 — …И другие официальные лица — Павел Иванов
1978 — Иванцов, Петров, Сидоров…
1978 — Проводы
1979 — Добряки — Гребешков
1980 — Корпус генерала Шубникова
1981 — Василий и Василиса
1981 — Они были актёрами
1983 — К своим!..
1984 — Хозяин (киноальманах «Клиника»)
1985 — Тревоги первых птиц
1986 — Вера

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: