Даниил Григорьевич Жаворонков (1819 – 22 июля (4 августа) 1901) педагог, общественный деятель.
Учился в Полтавской гимназии, затем — в Харьковском университете Университетский курс окончил блестяще и был рекомендован для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии.
Однако самостоятельная кафедра философии в университете была закрыта, и Даниила Григорьевича назначают помощником библиотекаря университетской библиотеки. Затем он служил инспектором Тамбовской и Харьковской гимназий, а 14 июля 1852 г. был назначен директором народных училищ Курской губернии.
Заняв этот ответственный пост, он сразу же обратил серьезное внимание на улучшение всех отраслей вверенного ему управления. В первые же годы его директорства резко возросло число женских школ в Курском крае.
Жаворонков содействовал не только увеличению числа женских учебных заведений, но и возрастанию всеобщего внимания к образованности женщин. Он говорил: «Я всегда так думал, что образование женщины даже важнее, чем образование мужчины. Ведь мужчина — гость в семье, а женщина — мать; умея читать, зная начатки вероучения, между делом, сколько может она внести полезного в мир детей, да к ней, кроме своих, сбегутся соседские дети послушать доброе слово».
Служа верой и правдой делу распространения женского образования, он способствовал тому, что грамотность женщин в Курском крае возросла с 0,39% в 1882 г. до 6,6% в 1897 г.
Как заинтересованно он относился к своему делу, видно из того, что, когда ему во Льговском уезде пришлось посетить женский пансион, то Даниил Григорьевич прислал содержательнице пансиона теплое благодарственное письмо и 35 книг из собственной библиотеки для пополнения библиотеки деревенского пансиона, успехами учениц которого он остался очень доволен.
В августе 1867 г он адресовал записку в губернскую земскую управу, обращая внимание на дороговизну учебников и учебных пособий при покупке их у частников и предложил организовать снабжение учебниками непосредственно через земство, создав книжные склады Предложение было принято Земство учредило книжные склады.
С деятельностью Жаворонкова тесно и неразрывно связана история первых гимназий Курска, как мужской, так и женской Он вложил свою душу в дело создания Курской Мариинской женской гимназии. Почти четыре десятилетия, с 1861 по 1900 гг., он был ее руководителем, занимав одновременно и должность директора Курской мужской классической гимназии. В течение 39 лет он бесплатно преподавал разные предметы в Курской Мариинской женской гимназии. Иногда давал по 12 уроков в неделю. Причитавшиеся ему вознаграждение за уроки он жертвовал в пользу гимназии. Играя главную роль при приеме в гимназии, Даниил Григорьевич не обращал внимание на вероисповедание, общественное положение и материальное состояние родителей поступавших. Он всеми возможными средствами поддерживал способных, но преимущественно бедных учащихся. Когда же не оказывалось источника для пособия, он обыкновенно говорил: «Ну что же! Дадим как-нибудь!» И давал из своих собственных средств. В женской и мужской гимназиях всегда были воспитанники, учившиеся на его средства.
С конца 50-х гг. XIX в. в Курской мужской классической гимназии не без участия Жаворонкова образовался коллектив преподавателей — молодых, энергичных, горячо интересовавшихся наукой, литературой, искусством, педагогикой.
Как только в Курске были открыты воскресные школы, Даниил Григорьевич и возглавляемые им педагогические коллективы мужской и женской гимназий, уездного и приходского училищ безвозмездно стали работать в них. Вместе с тем они вели метеорологические наблюдения, руководили уездными педагогическими съездами, публиковали статьи в журналах и газетах, занимались собиранием этнографических, естественно-научных, исторических и фольклористических данных о курской земле, принимали участие в работе губернского статистического комитета. Сам Жаворонков был непременным его членом, товарищем председателя.
Д Г.Жаворонков, будучи студентом, любил философские науки, с особенным интересом изучал их и столь успешно, что был предназначен занять кафедру философии. Но волей судьбы он стал руководить образованием. И он в это руководство внес философские начала и оставался им верным в течение всей жизни.
Даниилу Григорьевичу было свойственно чуткое отношение к подлинному новаторству в педагогике. В течение нескольких лет он изучал богатый опыт известного тогда педагога, директора Курской учительской семинарии Ивана Ивановича Шалфеева. Пробные уроки учащихся семинарии обычно обсуждались на ставших традиционными педагогических конференциях. Жаворонков посещал их неоднократно с целью изучения педагогических приемов, с интересом следил за всем происходившем на них, чтобы воспользоваться новинками в школьном деле.
Даниил Григорьевич был не только любознательным, но и требовательным воспитателем Многочисленные его рецензии на экзаменационные письменные работы гимназистов отличались строгостью и иногда приводили к признанию сочинения неудовлетворительным и оставлению учащегося в том же классе на второй год. В письменных работах он прежде всего требовал логизма. Устные экзамены он проводил неспешно, основательно. На экзаменах Даниил Григорьевич никогда не оставался лишь простым наблюдателем. Он задавал экзаменующимся вопросы, ответы на которые показывали степень их умственного развития, а также прочность и основательность их знаний.
14 июня 1877 г отмечался 25-летний юбилей пребывания Даниила Григорьевича на посту директора Курской мужской гимназии. В Государственном архиве Курской области сохранилось более 30 приветственных адресов, телеграмм, присланных тогда юбиляру, в их числе — от министра народного просвещения графа Дмитрия Толстого, от губернского предводителя дворянства, от губернского земского собрания, от Курской городской думы и др.
12 мая 1878 г. Жаворонкову было присвоено звание почетного гражданина Курска. В честь 25-летия трудовой деятельности Жаворонкова была учреждена стипендия его имени, которая предназначалась для помощи беднейшим воспитанникам Курской гимназии.
Даниил Григорьевич имел высокие качества ума и сердца, не любил мирских развлечений и удовольствий. Его можно было увидеть в учреждениях просвещения, в общеполезных учреждениях, но не в местах праздности. Вся его служебная деятельность была непрерывным рядом добрых подвигов. Для него было характерно беспримерное трудолюбие.