Кононов Лев Сергеевич (19.ХI.1927 — 2.VII.1967) — основатель курского картинга.
Картинг — это вид спорта, который на сорок лет стал для нашей области ведущим, давшим восемь чемпионов СССР, десять — России, многократные победы в командном зачете сборной Курска. Долгие годы в Курске был единственный в России картодром, на котором проводились даже международные гонки. Все это стало возможным благодаря Л.С.Кононову.
Машина своими руками
…В один из сентябрьских дней 1958 года к директору Дворца пионеров Михаилу Немежанскому пришел инженер с автобазы, Лев Кононов, и попросил разрешить в подсобном помещении строить спортивный автомобиль. Опытный педагог и руководитель Немежанский предложил Льву Сергеевичу вести автокружок. Кононов оказался не только талантливым конструктором, но и учителем милостью Божьей. Во Дворце был создан пионерский завод малолитражных автомобилей (ПЗМА), потом ЭЛМА – экспериментальная лаборатория малометражных автомобилей. И закипела работа…
7 ноября 1959 года участники праздничной демонстрации увидели необычную машину, название «Курск» подчеркивало ее оригинальность. Это был автомобиль, созданный во Дворце пионеров. Потом этот автомобиль «Курск» «доехал» до ВДНХ и привез домой большую бронзовую медаль Дворцу и девять малых – кружковцам ПЗМА.
После «Курска» появился еще один автомобиль – «Спутник». Это была уже серьезная машина – ГАИ не придралась ни к чему и выдала технический паспорт и номер – 45-46 КУБ. Скорость – 70 километров в час. Автомобиль привез с выставки уже серебряную медаль, пятеро «рабочих» пионерского завода тоже получили «серебро»… На «Спутнике» кружковцы путешествовали по родному краю, он хорошо показал себя и на проселочных дорогах.
Третьим стал микроавтобус «Товарищ». Брал он всего четырех человек, но на нем можно было везти палатки, рюкзаки, лопаты, топоры, а остальным топать налегке.
Но это была «разминка». То, что начал осваивать Лев Сергеевич, подняло престиж Курского дворца пионеров на большую высоту.
Золотые руки, золотая голова
Кто же он, этот кудесник Лев Кононов?
…Ему было четырнадцать лет, когда началась война. Семья эвакуировалась в Тамбов, где Лев в ремесленном училище получил профессии слесаря и медника. И пошел работать на завод «Комсомолец». Его определили в цех, где делали снаряды. В Тамбове он окончил курсы и стал шофером. В 1944-м семья вернулась в Курск, но без отца — он погиб подо Ржевом. В 17 лет Лев уже работал водителем грузовика, осваивал профессии токаря, фрезеровщика, электро- и газосварщика, учился в железнодорожном техникуме.
Познакомился Кононов с ветераном войны Василием Гридасовым. Тот увлекался мотоциклами и был хорошим гонщиком. Они подружились, и Лев тоже стал гонщиком. Гридасов помогал юноше во всем. Кононов-гонщик стал чемпионом города на мотоцикле в 125 «кубиков», призером российских и всесоюзных соревнований. А еще Лев записался в аэроклуб. Днем в техникуме, вечером в аэроклубе, в воскресенье на мототренировках. Прыгал с парашютом, летал на самолете с инструктором.
Во время учебы в Харьковском автодорожном институте Кононов вместе с товарищами соорудил гоночный автомобиль «ХАДИ», участвовал в автогонках и стал заметным человеком в автоспорте. Институт оставлял его преподавателем, Горьковский автозавод приглашал в конструкторское бюро. Лев же вернулся в Курск на одну из автобаз. И начал строить автомобиль.
Большие скорости маленьких машин
Лев Кононов быстро завоевал авторитет во дворце пионеров. Ребята в нем души не чаяли и с удовольствием работали. В одном из журналов Лев прочитал про увлечение американских летчиков и механиков. Чтобы не ходить по аэродрому, они приделали двигатель от мотоцикла к деревянным ящикам на колесах и гоняли туда-сюда, экономя и время, и силы. Назвали устройство «Карт» (по-английски – тележка). И Кононов «заболел» им.
Зимой 1961 года по чертежам Кононова был изготовлен первый в России карт. Через год на «Трудовых резервах» куряне увидели в деле первые гоночные машины-малютки, затем они появились в Волгограде на II всероссийском слете юных техников. Новые машины очаровали участников слета, и в Курск полетели письма: помогите построить карт. Чертежи напечатали в журналах «Юный техник» и «За рулем». Кононов выпустил пособие, написал книгу. Картинг шагнул по стране. Строили маленькие машины в основном Дома пионеров и станции юных техников. А впереди всех шагал Курский.
На первых чемпионатах России и СССР имена Владимира Лыткина, Евгения Чертова, Владимира Трубникова, Николая Гончарова, Михаила Тодорова и его дочери Натальи – на слуху, в печати. Золотые медали стекаются во Дворец пионеров отовсюду. Льва Сергеевича пригласили руководить сборной СССР. Но во время соревнований Лев Сергеевич погиб.
Мастерство Льва Сергеевича, его любовь к детям и технике перешли ко многим мальчишкам. Мечтой Кононова был картодром. Он не успел его построить, но чертежи автоспорткомплекса оставил. Появившийся красавец картодром был единственным в России в течение двух десятков лет.
Дело Кононова продолжил гонщик и конструктор Олег Шаев. И «конвейер» по воспитанию чемпионов СССР и России заработал без остановок: Владимир Иванченко, Вячеслав Шуваев, братья Калачевы – Вадим и Владимир, братья Комаровы – Игорь и Григорий, Юрий Шеховцов, Владимир Минюхин, Сергей Петрикеев, Владимир Мамагейшвили…
Картинг в области стал «фирменным» видом спорта – как хоккей с мячом, велосипед, дзюдо… Живет он во Дворце пионеров и школьников. И ЭЛМА, и дело Кононова живут.
Василий Воробьев