Байков Александр Александрович

Байков Александр Александрович

 Александр Александрович Байков — химик, материаловед, металлург. Член-корреспондент АН СССР (1928). Академик АН СССР (1932). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии (1943). Кавалер трех орденов Ленина (1940, 1945), двух орденов Трудового Красного Знамени (1944). Герой Социалистического Труда (1945).

Родился в уездном городе Фатеже Курской губернии в семье чиновника Александра Сергеевича Байкова. Мать будущего ученого, Александра Гавриловна, занималась воспитанием девятерых детей. Вскоре после рождения Саши (он был пятым ребенком) родители переехали в Курск и поселились на Мещанской улице (ныне ул. Гоголя). Отец А.А. Байкова, сын литератора и артиста Оперного театра в Санкт-Петербурге, окончил университет. В Курске был присяжным поверенным (адвокатом), дослужился до чина надворного советника.В их доме собиралась курская интеллигенция, устраивались вечера музыки и вокала. Естественно, что дети приобщались к искусству. Александр Александрович прекрасно играл на скрипке, а искусство боготворил всю жизнь.

 

 В 1880 году он стал гимназистом Курской гимназии. Любимым предметом его стала математика. Утверждали, что более способного ученика по всем разделам математики, чем Саша Байков, в гимназии не было. А позднее, новая любовь — химия. Случилось так, что ему попалась «Общая химия» Д.И.Менделеева, которую он прочитал от корки до корки. Книга стала настольной и путеводной.

После окончания гимназии в 1889 г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Приняв решение глубоко овладеть одновременно математикой, физикой и химией, помимо основных занятий слушал курсы по химии на естественном отделении. Результаты первой научной работы студента Байкова учел в «Основах химии» Д.И. Менделеев. Дипломную работу выполнял в химической лаборатории под научным руководством профессора Д.П. Коновалова.

Оставленный при университете после его окончания (досрочного — за 4 года), он работал лаборантом университетской химической лаборатории. Неоднократно бывал на Обуховском заводе (Санкт-Петербург), который считал «академией металлургических знаний».

Здесь общался с Д.К. Черновым, А.А. Ржешотарским, другими крупными и авторитетными металлургами. В 1896 г. перешел в Институт инженеров путей сообщения на должность заведующего химической лабораторией.

Был командирован за границу, где, находясь во Франции, работал в частной лаборатории Г.Н. Вырубова (1899, исследования по кристаллографии) и в лаборатории профессора Г. Ле-Шателье (1899–1900).

Вернувшись, Байков продолжал работу в институте, но некоторое время спустя оставил ее, будучи послан Петербургским политехническим институтом (где преподавал с 1902 г.) за границу для подготовки к профессорскому званию.

Вернувшись на родину, сдал экзамены, защитил диссертацию под названием «Исследование сплавов меди и сурьмы и явлений закалки, в них наблюдаемых» и получил степень адъюнкта.

Байков был активным членом Русского Химического общества, одним из основателей Русского Металлургического общества; с 1899 по 1905 гг. – членом и секретарем Рельсовой комиссии при Инженерном совете Министерства путей сообщения. С 1904 по 1907 гг. являлся редактором журнала «Цемент».

В конце 1903 г. он был избран экстраординарным профессором Политехнического института по кафедре металлургии. Начался новый период жизни Байкова, определяющим для которого была его работа в Политехническом. Он даже сменил место жительства: из центра города переехал в Лесное, на одну из дач, принадлежавших институту.

Он читал лекции по общей металлургии и металлографии (впервые вводившихся в учебный план), металлургии цветных металлов, технологии вяжущих веществ, технологии строительного искусства, неорганической химии. Организовал лаборатории металлургическую, металлографическую (первую этого профиля в высшей школе), технического и горнозаводского анализа, использовавшиеся как в учебном процессе, так и для научных исследований. В 1909 г. был избран ординарным профессором по кафедре металлургии. Считался одним из лучших лекторов института.

В те же годы читал лекции по химии в Институте инженеров путей сообщения, на курсах П.Ф. Лесгафта, на Высших женских курсах (Бестужевских).

Из наиболее ценных работ — исследование сплавов системы медь-сурьма (в том числе игольчатых структур в них), полиморфных превращений в никеле, шлаковых включений. В 1909 г. Байков разработал метод выявления зерна аустенита при высокой температуре (путем травления хлористым водородом в атмосфере азота), благодаря его применению наглядно доказал факт существования аустенита. В дальнейшем он нашел применение и при решении других вопросов.

К 1917 г. А.А. Байков имел чин статского советника; был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й и 3-й степени.

Летом 1918 г. он уехал в Крым, где одновременно с лечением изучал карадагские террасы. Задержанный гражданской войной, до 1923 г. оставался в Симферополе, где занимал кафедру химии в Таврическом (Крымском) университете, был профессором, а с 1921 г. – ректором этого вуза. При возвращении в Петроград, занял в Политехническом институте прежнюю кафедру.

Помимо педагогической деятельности энергично занимался научной работой, преимущественно в области металлургии и цементного дела.

Обладая обширными специальными познаниями во множестве областей фундаментальной и прикладной науки, Байков и позднее трудился в разных областях, занимал множество разнообразных должностей. С 1923 г. он являлся старшим метрологом ВНИИ Метрологии (в то время Главной палаты мер и весов), с 1925 г. – заведующим химической лабораторией, председателем Комитета эталонов и стандартов.

В 1926 г. сотрудничал с Государственным институтом по проектированию металлургических заводов (ГИПРОМЕЗ) в качестве консультанта, позже председателя технического Совета. Являлся председателем Ассоциации научно-исследовательских учреждений черной металлургии. В 1927 г. его поставили во главе Института металлов.

С 17 июня 1925 г. по 15 октября 1928 г. Байков являлся ректором Ленинградского политехнического института. В 20–30-х гг. преподавал также в Военно-технической академии (1926–1930), в Артиллерийской академии (1930), в Электросварочном институте (1932–1934), в Ленинградском университете (1934–1941; был здесь заведующим кафедрой неорганической химии, а с 1933 – деканом химического факультета). В университете создал рентгенографическую лабораторию. В списке научных учреждений, с которыми он сотрудничал в 30-е гг., Институт сооружений и строительных материалов, Институт огнеупоров, Всесоюзный алюминиевый и магниевый институт.

Важнейшие достижения связаны с изучением превращений в металлах и разработкой актуальных вопросов теории металлургических процессов. С увлечением занимался металлографией. Изучал высокоуглеродистые фазы в сплавах системы железо–углерод, высказал ряд оригинальных идей в отношении графита и цементита. Им проведено более 40 фундаментальных исследований в области металлургии и металловедения. Эти работы имели многообразные практические приложения, в частности, в области разработки качественных сталей. В качестве работника высшей школы Байков сыграл важную роль в постановке в ней преподавания металловедения.

Для черной металлургии большое значение имеют работы А.А. Байкова, касающиеся физико-химических условий превращения оксидов железа, развитие им теории окислительных и восстановительных процессов; для цветной – разработка теории пиритной плавки.

Другая большая группа его работ посвящена вяжущим веществам. Байкову принадлежит разработка вопросов твердения (фактически – создания его теории) и коррозии вяжущих веществ. Он создал общую теорию твердения цементов, описывающую процессы в разных их видах. Он плодотворно изучал свойства пуццолановых портландцементов, являлся одним из первопроходцев в области поиска и изучения месторождений подобных материалов в России. Разрабатывал вопросы, связанные с производством огнеупорных материалов – изучал развивающиеся в его ходе физико-химические процессы, описанию которых посвятил изданную в 1931 г. монографию.

Последние 18 лет жизни Байкова тесно связаны с АН СССР. В 1928 г. его избрали членом-корреспондентом, а всего через 5 лет, в 1932 г., он стал действительным членом Академии наук СССР по Отделению физико-математических и естественных наук. В 1942 г. (по др. данным в 1941 г.) занял пост первого вице-президента АН СССР.

В начальные месяцы войны Байков оставался в Ленинграде, где возглавлял городскую комиссию помощи фронту. В декабре 1941 г. по настоянию руководства АН был эвакуирован и отправлен в Свердловск; здесь принимал участие в работе Комиссии по мобилизации ресурсов Сибири и Урала. В эвакуированном Ленинградском университете выполнял работы оборонного значения (зажигательные смеси, средства и способы тушения зажигательных бомб).

Байков возвратился из эвакуации летом 1943 г.; с этого времени жил в Москве. В 1943–1946 гг. являлся председателем Совета научно-технической экспертизы Госплана СССР. Входил в ряд других административных структур, связанных с функционированием науки и высшей школы: был членом президиума Комитета по делам высшей технической школы, членом Высшей аттестационной комиссии Комитета.

Заслуги А.А. Байкова неоднократно высоко оценивались и до революции, и в Советской России. В 1940 г. он получил первый орден Ленина, в 1943 г. – Сталинскую премию Iстепени. В 1944 г. к наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени (его он был удостоен дважды), в 1945 г. – второй орден Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 г. за выдающиеся заслуги в области металлургии и в укреплении оборонной мощи государства ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (третьего) и Золотой медали «Серп и молот». Неоднократно награждался медалями, в их числе – «За оборону Ленинграда».

Являлся общественным деятелем. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Байков умер 6 апреля 1946 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о выдающемся металлурге нашла отражение в делах его потомков. В 1948 г. его имя присвоено Институту металлургии АН СССР (Москва). Именем А.А. Байкова названа улица в Санкт-Петербурге. На зданиях, в которых он жил или работал, установлены мемориальные доски.

Будучи уже известным ученым, Байков несколько раз бывал в Курске. Дом Байковых на ул. Гоголя не сохранился. Его сестра Вера была женой выдающегося ученого-зоотехника И.И. Иванова, другая, Лиза, была замужем за известным историком края А.А. Танковым. 
 

Основные научные труды: 

1. Байков А.А. Исследование сплавов меди и сурьмы и явлений закалки, в них наблюдаемых. Докт. дисс. // Зап. Русского техн. общ-ва. 1903. № 10. С. 645 – 704.
2. Байков А.А. О продуктах разрушения портландцемента в морской воде // Цемент. 1905. № 11 – 12. С. 349 – 354.
3. Байков А.А. Введение в металлографию железа, стали и чугуна // Изв. СПб. Политехн. ин-та. 1911. Вып. XY. С. 527 – 558.
4. Байков А.А. Портландцемент и теория твердения гидравлических цементов // Техн.-экономич. вестн. 1923. Т. 3. № 6 – 7. С. 206 – 215.
5. Байков А.А. Программа курса общей металлургии и курса огнеупорных материалов. Программа курса металлографии. Программа занятий по горнозаводскому анализу. Программа курса металлургии меди // Программы металлургического факультета (ЛПИ им. М.И. Калинина). Л.: ЛПИ, 1929. С. 63 – 69; 69 – 72; 95 – 96; 159 – 160.
6. Байков А.А. Теория металлургических процессов : Уч. программа. Л.: Мет. ин-т, 1934. 7 с.
7. Байков А.А. Политехнический – Индустриальный институт за двадцать лет советской власти // Науч.-инф. бюлл. ЛИИ. 1937. № 10 – 11. С. 5 – 9.
8. Байков А.А. Д.К. Чернов и его научные труды // Cталь. 1939. № 10 – 11. С. IX – XIII.
9. Байков А.А. Академия наук СССР за 25 лет // Вестн. АН СССР. 1942. № 11 – 12. С. 105 – 130.
10. Байков А.А. Успехи советской металлургии. М. — Л.: Изд. АН СССР, 1946. 16 с.
11. Байков А.А. Собрание трудов. В 5 т. М. — Л.:  Изд. АН СССР, 1948 – 1952.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: