Родился Георгий Васильевич, в Рыльске, в семье священника – 14 февраля 1902 года. Семья Курдюмовых жила на улице Глуховской (ныне Урицкого до №107 – дом сохранился до нашего времени).
В 1912 году, окончив начальное училище, Георгий Васильевич поступил в Шелеховскую мужскую гимназию. Окончить её не удалось, вмешалась революция. Но уже в 1919 году, он начал преподавать в Красноармейской школе.
В 1920 году его, и ещё двух гимназистких друзей, мобилизовали в ряды Красной Армии. Об этом времени, Г.В. Курдюмов вспоминал так: «У нас было направление к этапному коменданту г. Курска для отправки на польский фронт. Этапный комендант, поглядев на нас, решил, что отбор был проведён несерьёзно и отправил нас назад в Рыльск. Нам тогда было по 16-18 лет.»
Мечтая о дальнейшей учёбе, Георгий Васильевич подал заявление в Петроградский политехнический институт, в который и поступил на физико-математический факультет, которым заведовал Абрам Федорович Йоффе. Но учёба не была «сладкой», то было тяжёлое для всей страны время: «На день выдавали пятьдесят граммов хлеба. В институтской столовой можно было получить травяной суп и кусок ржавой селёдки. Даже у самого профессора Йоффе в ванной комнате жили козлята.» (из воспоминаний Г.В. Курдюмова). «В двадцать втором году начался НЭП, разрешили частную торговлю. Мы с И.И. Орловым, с которым я снимал комнату у почтальонши Марии Фёдоровны, купили мешок гречневой крупы, мешок риса и мешок пшена. Так что зиму мы прожили припеваючи. Варить кашу – было моей обязанностью.»
С 1924 года студентам была предоставлена возможность пройти специализацию и приступить к экспериментальным работам, под руководством: А.Ф. Йоффе, Н.Н. Семёнова, Я.И. Френкеля, Я. Г. Дорфмана.
В 1925 году у Георгия случилась любовь. Его пассия – Татьяна Ивановна Стрелецкая, родом из Украинского городка Ахтырка, была младше его на два года. На следующий Новый Год они поженились, оставаясь вместе до конца своих дней.
Проблемой, над которой начал работать Г. В. Курдюмов, было изучение изменений атомно-кристаллической структуры стали, происходящих в результате ее термической обработки. Первые же его работы, вскоре ставшие классическими, показали, что образующийся при закалке стали и определяющий ее свойства мартенсит — это пересыщенный твердый раствор углерода в альфа-железе, имеющий тетрагональную кристаллическую решетку с отношением осей, зависящим от концентрации углерода. Тот факт, что постоянные кристаллической решетки мартенсита зависят лишь от содержания углерода в исходном аустените, но не зависят от скорости охлаждения, позволили Г. В. Курдюмову сделать предположение о бездиффузионном характере мартенситного превращения. Это предположение он блестяще подтвердил, работая в лаборатории профессора Закса в Берлине, куда в 1929 г. был направлен в научную командировку. Всего лишь за один год напряженной работы был установлен атомный механизм перестройки аустенита в мартенсит. Эти работы быстро получили признание металлофизиков всего мира.
В 1932 г. Г. В. Курдюмов переехал из Ленинграда в Днепропетровск, где стал одним из организаторов Днепропетровского физико-технического института. Результаты исследований, проведенных в эти годы, привели его к выводу, что «…мартенситное превращение состоит в закономерной перестройке решетки, при которой атомы не обмениваются местами, а лишь смещаются один относительно другого на расстояния, не превышающие межатомные».
Научная деятельность Г. В. Курдюмова в Днепропетровском ФТИ получила широкое признание. В 1934 г. Г. В. Курдюмову было присвоено звание профессора, а в 1937 г.— ученая степень доктора физико-математических наук. В 1939 г. он был избран действительным членом Украинской Академии наук и членом ее Президиума.
Параллельно с плодотворной научной деятельностью Г. В. Курдюмов ведет в эти годы и большую педагогическую работу, являясь профессором и заведующим кафедрой металлофизики Днепропетровского государственного университета. Говоря о работе Г. В. Курдюмова в этот период, следует отдельно остановиться на той громадной роли, которую он сыграл в деле вооружения методами рентгеновского анализа лабораторий металлургических и машиностроительных заводов нашей страны.
Началась Великая Отечественная война. Днепропетровский ФТИ был эвакуирован в Магнитогорск, и вся его работа была подчинена задачам обороны. Сам Г. В. Курдюмов руководил созданием новых сплавов для танковой брони, вел большую организационную работу, возглавляя Комитет ученых помоши фронту при Магнитогорском горкоме партии. За успешное выполнение заданий Госкомитета обороны в этот период Г. В. Курдюмов был удостоен правительственной награды.
В 1944 г. Днепропетровский ФТИ был преобразован в Институт металловедения и физики металлов и вошел в состав Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. С 1944 до 1978 г. Г. В. Курдюмов — директор этого института. Переезд в Москву не ослабил его связи с работой украинских ученых. Около десяти лет он был членом Президиума АН УССР, организовал в Киеве Лабораторию металлофизики АН УССР, превратившуюся впоследствии в Институт металлофизики НАН Украины — один из крупнейших на Украине физических институтов.
В послевоенные годы Г. В. Курдюмов продолжил изучение мартенситных превращений. Его подход, трактующий мартенситные превращения с позиции общих законов фазовых превращений в твердых телах оказался весьма плодотворным и дал возможность предсказать существование двух совершенно неизвестных ранее явлений: изотермического превращения аустенита в мартенсит и термоупругого равновесия при мартенситных превращениях. Оба явления были предсказаны Г.В. Курдюмовым в 1947 г., и уже в следующем году они были экспериментально обнаружены им вместе с сотрудниками. В дальнейшем Г. В. Курдюмов с сотрудниками провел обширные исследования кинетики превращения и структуры мартенсита, применив для этого богатый арсенал современных физических методов.
Знания, добытые трудом Г. В. Курдюмова и его научной школы, являются важнейшей частью современных научных представлений о процессах термической обработки сталей и сплавов, на них базируются широко используемые в промышленности методы термообработки и повышения прочности конструкционных сталей, создаются новые процессы и материалы.
В 1946 г. Г. В. Курдюмов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1953 г. — академиком.
Более четверти века Г. В. Курдюмов принимает непосредственное участие в руководстве развитием физики в Академии наук СССР, являясь заместителем академика-секретаря Отделения общей физики и астрономии АН СССР. В течение 20 лет он возглавляет Объединенный научный совет по комплексной проблеме «Физика твердого тела», координируя и направляя всю работу, проводимую в стране в этой важнейшей и обширнейшей области современной науки.
В 1962 г. он стоял у истоков организации нового научного учреждения — Института физики твердого тела Академия наук СССР. Сегодня это его детище занимает лидирующее положение в ряде важных областей современной физики. Г. В. Курдюмов постарался вдохнуть в новый институт особую творческую атмосферу, аналогичную той, которая существовала в Ленинграде у А. Ф. Иоффе.
Многими наградами отмечены заслуги Г. В. Курдюмова. Звание Героя Социалистического труда, пять орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, Государственная премия СССР, почетные научные премии и медали в нашей стране и за рубежом. Он избран членом многих академий и научных обществ многих стран мира.
Умер академик Курдюмов — 6 июля 1996 года, на 95-ом году жизни. Похоронили его согласно завещанию, возле жены и тестя на деревенском кладбище, рядом с дачей.