«…Самая прямая наследница апостолов, бесспорно, ваша Греко-Восточная Церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь. Эти раскольники (Чистое Поле и его окрестные селения населены раскольниками) несравненно ближе ко Христу, чем лютеране. Лютеране – головеры. По учению Лютера: «Веруй только во Христа, спасёшься ты и весь дом твой» – добрых дел, значит, не нужно. Эдак не один благоразумный в Евангелии упоминаемый разбойник, но и всякий разбойник с большой дороги в Царство Небесное угодит, если только верует во Христа. Римское католичество в этом отношении лучше протестанства, но там другая беда, горше лютеранского головерия, – главенство папы, признание смертного и страстного человека наместником Сына Божия.
Православие – великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… А отчего это? Оттого, что он православный…
Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие… Расколы – вздор, пустяки; с распространением образования они, как пыль, свеются с русского народа. Раскол недолговечен, устоять ему нельзя; что бы о нём ни говорили, а он всё-таки не что иное, как порождение невежества… Пред светом образования не устоять ни тёмному невежеству, не любящему потёмки расколу. Суеверия тоже пройдут со временем.
Да и где нет суеверий?
У католиков их несравненно больше, а разве протестанство может похвалиться, что оно совершенно свободно от суеверий? Но суеверие суеверию – рознь. Наши русские суеверья имеют характер добродушия и простодушия, на Западе не то; тамошние суеверия дышат злом, пахнут кровью. У нас непомерное, превышающее церковный закон почитание икон, благовещенская просфора, рассеянная вместе с хлебными зёрнами по полю ради урожая, скраденная частица Святых Даров, положенная в пчелиный улей, чтобы мёду было побольше, а там испанские инквизиции, Варфоломеевские ночи, поголовное истребление евреев, мавров, казни протестантов!»
Скончался Владимир Иванович, уже окрестившись в Православие.