Отъ Московскаго Духовно-Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, 30 мая 1898 года.
Цензоръ Протоiерей Ioанн Петропавловскiй.
Вѣсть о чудесномъ спасенiи чудотворной Курской иконы Знаменiя Пресвятыя Богородицы отъ взрыва пронеслась по всѣмъ уголкамъ обширнаго нашего отечества. И старъ, и младъ ужасаются и изумляются дерзости злодѣя, осмѣлившагося поругаться надъ чудотворною иконою, и прославляютъ Господа и Божiю Матерь, дивно сохранившихъ св. образъ. Что-же побудило злодѣя или цѣлую шайку злодѣевъ совершить это преступленiе, какъ не желанiе, конечно, унизить и наругаться въ глазахъ людей истинно вѣрующихъ не только надъ чтимою святынею, но и надъ Матерiю нашею Церковью Православною, которая повелѣваетъ своимъ вѣрнымъ чадамъ почитать святыя иконы? Но Господь, дивнымъ Своимъ промысломъ сохраняющiй святую Свою Церковь и вѣру Православную отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, не донустилъ осуществиться злодѣйскимъ замысламъ: святая чудотворная икона среди разрушенiя осталась совершенно невредимою. Это было 8-го марта 1898 года.
7-го марта, въ субботу на 3-й недѣлѣ Великаго поста, св. икона въ теченiе цѣлаго дня находилась въ подгородной Ямской слободѣ; только въ 11 часовъ 30 минутъ ночи возвратились въ монастырь иноки съ св. иконою и поставили ее на обычное мѣсто въ сѣнь, находящуюся въ северной части храма недалеко отъ сѣверныхъ наружныхъ дверей. Не прошло и двухъ часовъ, какъ въ соборе раздался страшный взрывъ, отъ котораго содрогнулся весь монастырь и который былъ слышенъ во многихъ домахъ на ближайшихъ къ монастырю улицахъ. Это было въ 1 часъ 15 минутъ ночи.
Два монастырскихъ ночныхъ сторожа побежали сказать о случившемся монаху Евфросину (теперь iеродiакону), который наблюдаетъ за чистотою и порядкомъ въ храме и у котораго хранятся церковные ключи. О. Евфросинъ на вопросъ: «Что такое случилось въ соборѣ?», не могъ получить отъ нихъ яснаго отвѣта и, взявши съ собою четырехъ сторожей, пошелъ въ соборъ. Когда они открыли храмъ, ихъ охватилъ удушливый запахъ: весь соборъ былъ полонъ ѣдкаго дыму. О. Евфросинъ заперъ двери храма извнутри на задвижку и, оставивъ при нихъ одного изъ сторожей, съ остальными пошелъ осматривать соборъ. Приблизившись къ сѣни, въ которой находилась чудотворная икона Знаменiя Божiей Матери, онъ нашелъ ужасную картину разрушенiя: возвышающаяся на каменномъ помостѣ, полукруглая деревянная позолоченная сѣнь (весомъ около 200 пудовъ) на вершокъ сдвинута съ своего мѣста. Широкiя полуторовершковыя боковыя доски сѣни отброшены въ разныя стороны; только средняя доска сѣни, на которой былъ прикрѣпленъ кiотъ съ чудотворнымъ образомъ, осталась на своемъ мѣстѣ. Куполообразный кровъ сѣни въ вершокъ толщиною въ трехъ мѣстахъ пробитъ насксвозь. Здѣсь мы видимъ Всемогущую руку Божiю, дивно сохранившую Свое изображенiе: находящееся въ небольшомъ куполѣ сѣни рѣзное изображенiе коронованiя Пресвятыя Богородицы, гдѣ изображены Господь Саваоѳъ и Iисусъ Христосъ держащими корону надъ Главою Пресвятыя Дѣвы Марiи, а Святый Духъ въ образѣ голубя парящимъ надъ Ними, осталось совершенно невредимымъ. Дорогiя пелены, украшавшiя сѣнь, порваны и разбросаны въ разныя стороны. Очень много рѣзныхъ украшенiй сѣни поломалось и попадало на каменный помостъ. У подножiя средней доски сѣни такъ много было разныхъ обломковъ, что они еще болѣе укрѣпили ее и сдѣлали неподвижною, чтобы она не могла упасть вмѣстѣ съ чудотворною иконою. Отъ взрыва произошелъ небольшой пожаръ, но немедленно былъ потушенъ прибывшими о. Евфросиномъ и сторожами: немного обгорѣла одна доска. Изъ желѣзной рѣшетки около св. иконы, за которую былъ положенъ взрывчатый снарядъ, вырванъ желѣзный прутъ. Двѣ ступеньки, находящiяся около желѣзной рѣшетки и ведущiя къ св. иконѣ отброшены: верхняя деревянная ступенька вѣсомъ около пуда съ большею силою была отброшена въ сторону и, пролетѣвъ 6—7 сажень, ударилась въ стѣну; встрѣтивъ-же на своемъ пути препятствiе, она съ силою отлетѣла на 6—7 саж. въ противоположную сторону къ архiерейской каѳедрѣ. Картина, висящая на стѣнѣ и изображающая благословенiе патрiархомъ Iаковомъ своих сыновей, повреждена. Другая каменная ступенька вѣсомъ въ 5—7 пудовъ была отброшена къ массивной желѣзной рѣшеткѣ, окружающей весь каменный помостъ съ сѣнью, и поломала одинъ массивный балясникъ рѣшетки. Аналой, стоявшiй около рѣшетки, разбитъ; ящикъ, который находился на аналоѣ и въ которомъ хранились св. крестъ, евангелiе и облаченiя для совершенiя молебновъ, сброшенъ на подъ, и изъ него выпали на полъ св. крестъ и евангелiе. Отъ сильнаго сотрясенiя воздуха, висѣвшiй предъ св. иконою, серебряный позолоченный семисвѣщникъ въ 7 лампадъ вѣсомъ въ 16 фунт. 37 золотн. сорвался съ мѣднаго прута и упалъ на полъ. Изъ множества малыхъ лампадъ, висѣвшихъ вокругъ сѣни, одна сорвалась и валялась на полу, а остальныя только закоптѣли отъ густого ѣдкаго дыму. Въ двухъ окнахъ и сѣверныхъ наружныхъ дверяхъ, находящихся недалеко отъ сѣни, были разбиты почти всѣ стекла. Много побито стеколъ въ окнахъ и наружныхъ дверяхъ на противоположной южной сторонѣ храма. Въ главномъ куполѣ на 16-саженной высотѣ разбито 19 толстыхъ бемскихъ стеколъ (каждое стекло 1 арш. длиною и 12 верш. шириною). Сила сотрясенiя воздуха была настолько велика, что даже въ алтарѣ, почти наглухо закрытомъ и отдѣленномъ отъ средней части храма, было побито 5 стеколъ. Стѣна надъ окномъ, ближайшимъ къ сѣни, дала довольно замѣтную трещину. Штукатурка во многихъ мѣстахъ храма, ближайшихъ къ мѣсту крушенiя отпала, а въ нѣкоторыхъ дала трещины. Толстое стекло въ кioтѣ, въ которомъ находилась св. икона, разбилось на самыя мелкiя части; чудотворная-же икона Знаменiя Божiей Матери осталась совершенно цѣлою и невредимою; только немного закоптѣла отъ дыму риза; даже нѣжные искусственные цвѣты, украшавшiе вѣнчикъ Богоматери, не подверглись никакому разрушенiю.
Тотчасъ было дано знать намѣстнику монастыря архимандриту Макарiю. О. Намѣстникъ со старшею братiею немедленно пришли на мѣсто катастрофы. Не замедлили явиться въ соборъ представители гражданской и судебной власти во главѣ съ Курскимъ губернаторомъ графомъ Милютинымъ для производства слѣдствiя. Во время слѣдствiя въ разныхъ мѣстахъ среди обломковъ нашли нѣкоторыя составныя части того аппарата, при помощи котораго былъ произведенъ такой опустошительный взрывъ: исковерканную жестяную коробку, колесики и крышки изъ часового механизма, двѣ небольшiя проволоки, обмотанныя шелкомъ, и какой-то красноватый порошокъ.
О. Намѣстникъ немедленно доложилъ о взрывѣ Владыкѣ Ювеналiю (нынѣ Apxieпископу Литовскому и Виленскому), который, когда узналъ, что икона осталась совершенно невредимою, возблагодарилъ Господа и Его Пресвятую Матерь.
Съ самаго ранняго утра Курскiе жители спѣшили къ монастырю, чтобы узнать о случившемся. Когда въ 9 часовъ утра 8 марта ударили въ колоколъ, призывавшiй православныхъ къ Божественной литургiи (поздней) и благодарственному молебну, то весь городъ толпами спѣшилъ въ монастырь; не только храмъ, но и монастырскiй дворъ были переполнены. Когда Архiепископъ Ювеналiй послѣ молебна осѣнилъ народъ чудотворною иконою, то тысячи народа, пеклонивъ колѣна, взывали: «Пресвятая Богородица, спаси насъ»! Это была воистину великая и трогательная минута! Въ слѣдующее воскресенье, 15-го марта, въ Курскомъ Знаменскомъ монастырѣ снова было совершено торжественное молебствiе предъ иконою Царицы Небесной, и опять такой-же высокiй подъемъ религiознаго чувства молящихся. Толпы народа притекаютъ въ монастырь поклониться чтимой Курской святынѣ; со всѣхъ концовъ Россiи присылаются въ монастырь посильныя лепты съ просьбою помолиться предъ Чудотворною иконою Знаменiя Божiей Матери.
Чудотворная Курская икона Знаменiя Пресвятыя Богородицы со времени своего чудеснаго явленiя около города Рыльска, а этому теперь болѣе 600 лѣтъ, не разъ подвергалась всякаго рода злымъ нападенiямъ, но всѣ они кончались только большимъ прославленiемъ ея.
Иcтopiя Чудотворной иконы Знаменiя Пресвятыя Богородицы такова: (Иcтopiя чудотворнаго образа заимствуется съ небольшими выпусками изъ брошюры протоiерея А. Танкова «Краткое слово о чудотворной иконѣ Знаменiя Пресвятыя Богородицы, именуемой Курскою.» Курскъ, 1895 г.) Въ 1295 г., 8 сентября, Чудотворная икона Знаменiя была обрѣтена однимъ благочестивымъ человѣкомъ, при корнѣ дерева, на берегу рѣки Тускари, въ томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ находится Коренная пустынь. Это было страшное время татарскаго нашествiя, когда городъ Курокъ, равно какъ и многiе другiе города и селенiя были разорены нечестивыми монголами. Уцѣлѣвшiе отъ оружiя дикихъ азiатскихъ пришельцовъ, православные христiане разбѣжались по лѣсамъ, дебрямъ и пропастямъ земнымъ и возлагали упованiе свое только на милость Бога Всемогущаго. Въ это тяжкое для Руси православной время одинъ благочестивый человѣкъ у корня большого дерева въ лѣсу, находящемся возлѣ рѣки Тускари въ, 27-ми верстахъ къ сѣверо-востоку отъ Курска, увидѣлъ икону, которую лишь только поднялъ съ земли, какъ тотчасъ изъ того мѣста проистекъ источникъ свѣтлой цѣлебной воды. Тогда обрѣтшiй икону Богоматери и бывшiе съ нимъ товарищи устроили въ лесной чаще небольшую часовню, въ которой и поставили обрѣтенную Святыню. Въ новоустроенной часовнѣ сотворили они колѣнопреклоненную молитву и, воздавши Господу и Пречистой Дѣвѣ Богородицѣ благодаренiе, отошли во свояси. Каждый изъ молившихся, прибывъ на свою родину, въ свой родной городъ или селенiе, счелъ своимъ долгомъ рассказать о совершившемся славномъ чудѣ. Тогда изъ разныхъ городовъ и селенiй стали на мѣсто явленiя иконы къ часовнѣ приходить богомольцы, и здѣсь многiе удрученные недугами получали исцѣленiе отъ своихъ болѣзней и скорбей. Съ этихъ поръ вновь обретенный образъ Богоматери повсюду сталъ прославляться предивнымъ чудотворенiемъ.
Слухъ о явленiи чудотворной иконы при корнѣ дерева достигъ жителей города Рыльска, гдѣ въ то время княжилъ Василiй Шемяка. Онъ приказалъ, чтобы чудотворная икона была перенесена въ Рыльскъ. Рыльскiе граждане съ благочестивымъ восторгомъ исполнили желанiе своего князя. Когда икона была у воротъ Рыльска, то всѣ думали, что князь самъ встрѣтитъ ее съ подобающею честью. Но князь не сдѣлалъ этого и въ наказанiе былъ пораженъ слѣпотою. Тогда въ умиленiи сердечномъ князь сознался въ своей винѣ, принесъ искреннее покаянie и получилъ исцѣленie отъ постигшаго его тяжкаго недуга. Въ благодарность за избавленiе князь построилъ въ Рыльскѣ храмъ во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и въ немъ поставилъ святую икону; но икона чудеснымъ образомъ перенесена была изъ Рыльска въ то пустынное мѣсто, гдѣ была обрѣтена.
Одинъ изъ благочестивыхъ iepeeвъ города Рыльска, именемъ Боголюбъ, посѣщалъ часовню и по усердiю своему служилъ въ ней молебны для стекавшагося туда народа. Въ одно время, когда Боголюбъ молился, на него напали крымскiе татары, вынесли изъ часовни икону, разсѣкли ее на двѣ части, a iepeя увели въ далекiй плѣнъ. Это было въ 1383 году. Нѣсколько лѣтъ Боголюбъ находился въ Крыму плѣнникомъ, но потомъ былъ освобожденъ такимъ образомъ. Отъ великаго князя Московскаго къ Крымскому хану шли посланники. Они увидѣли, какъ въ полѣ Боголюбъ громогласно возносилъ молитву Пресвятой Богородицѣ: «Владычице! прiими молитву рабовъ твоихъ и избави, насъ отъ всякiя нужды и печали». Посланники, услышавъ въ чужой землѣ православную молитву, были удивлены и обрадованы. Вскорѣ они узнали, кто читалъ молитву, именно увидѣли священника Боголюба, который пасъ стадо. Онъ разсказалъ посланникамъ о томъ, когда и почему его взяли татары въ плѣнъ. Когда pусскie посланники у Крымскаго хана совершили свои дѣла, то попросили его освободить изъ плѣна Боголюба, взявъ за него выкупъ. На это ханъ согласился и плѣнникъ былъ возвращенъ на родину. Когда посланники Московскаго князя достигли Русской земли, то они хотѣли священника Боголюба отвезти въ Москву, но онъ не согласился на это и отправился на мѣсто, гдѣ татарами была сожжена часовня Богоматери. Здѣсь онъ нашелъ икону, сложилъ вмѣстѣ обѣ части ея, и онѣ чудеснымъ образомъ соединились навсегда. Объ этомъ преславномъ чудѣ Боголюбъ повѣдалъ Рыльскимъ гражданамъ. Жители Рыльска снова возжелали перенести икону въ свой городъ и поставить во храмѣ Пресвятыя Богородицы. Такъ они и поступили. Но икона и въ этотъ разъ чудомъ Божiемъ была перенесена въ часовню. Черезъ нѣсколько времени совершилось новое чудо: одинъ изъ жителей рыльскихъ Малюта для лѣсного промысла былъ въ Коренскомъ лѣсу около часовни. Въ это время Малюту внезапно окружили пришедшiе въ Курскую область татары. Тогда онъ влѣзъ на дерево и тамъ, видя себя окруженнымъ нечестивыми татарами, воззвалъ къ Царицѣ Небесной со слезной молитвой объ избавленiи отъ неминуемой смерти. По молитѣ Малюты, Пресвятая Богородица спасла его: татары не замѣтили Малюту на деревѣ и удалились. Онъ повѣдалъ о своемъ спасенiи своимъ товарищамъ, которые рѣшились перенести чудотворную икону въ Рыльскъ по водѣ — рѣками Тускарью и Сеймомъ въ лодкахъ. Но когда они приблизились къ Рыльску, на рѣкѣ поднялось страшное волненiе, и лодки, въ которыхъ находился Малюта съ товарищами, стали тонуть. Тогда они дали обѣтъ: если спасутся отъ потопленiя, то возвратятъ чудотворную икону Богоматери на мѣсто ея явленiя, въ находящуюся въ Коренной пустыни часовню. Тогда волненiе утихло и тѣмъ же путемъ по воде икона была возвращена на свое мѣсто. Со времени обрѣтенiя иконы Знаменiя до царствованiя Ѳеодора Iоанновича протекло триста лѣтъ. За это время наша православная Русь, порабощенная прежде татарскимъ игомъ, окрѣпла, свергла ненавистное иго и стала могущественной и сильной. Благочестивые цари Русскiе заботились о заселенiи мѣстностей, опустошенныхъ татарами, объ устройствѣ городовъ. На томъ мѣстѣ, гдѣ прежде былъ Курскъ, шумѣли дремучiе лѣса. Между тѣмъ въ концѣ 16 века слава о Курской чудотворной иконѣ Знаменiя достигла царствующаго града Москвы и Благочестивѣйшаго царя Ѳеодора Iоанновича. Онъ пожелалъ, чтобы чудотворная икона Знаменiя была принесена въ Москву. Здѣсь царемъ и патрiархомъ со множествомъ духовенства, воинства, бояръ и народа была торжественно встрѣчена великая Святыня и внесена въ царскiе чертоги. Царь повелѣлъ вокругъ иконы устроить особую дску изъ кипариса. На верхней части дски изображенъ Господь Саваѳеъ съ исходящимъ изъ нѣдръ Его Святымъ Духомъ, на другихъ-же частяхъ ея изображенiе ветхозавѣтныхъ пророковъ — Соломона, Данiила, Iеремiи, Илiи, Давида, Моисея, Исаiи, Гедеона и Аввакума. Каждый изъ этихъ пророковь провозвѣстилъ о чудесномъ рожденiи Спасителя отъ Пресвятыя Дѣвы. По повеленiю Ѳеодора Iоанновича на икону была сделана драгоценная риза. Супруга-же его царица Ирина Ѳеодоровна приготовила къ иконе пелену изъ краснаго атласа, украшенную золотомъ, серебромъ, жемчугомъ и разными цѣнными камнями. На пеленѣ этой вышита золотыми буквами слѣдующая надпись: «Повелѣнiемъ Благовѣрнаго Государя и Великаго Князя Ѳеодора Iоанновича всея Россiи Самодержца и Благовѣрныя Государыни Великiя Княгини Ирины и ихъ дщери Великiя Княжны Ѳеодосiи сдѣлана сiя пелена къ образу Пречистыя Богородицы Курскiя, лѣта 7106» (1597 года).
Юный градъ Курскъ, возобновленный по царскому повелѣнiю въ 1597 году, чрезъ нѣсколько лѣтъ долженъ былъ претерпѣть нападенiе враговъ-иноземцевъ, которые во времена самозванцевъ нападали на русскую землю. Въ эту печальную для Курска и для всей Руси пору, икона Знаменiя Богоматери явилась необоримой стѣной, при благодатной помощи которой были низложены ополченiя сопротивныхъ. Въ это время, когда непрiятельскiя войска нѣсколько разъ осаждали Курскъ, грозили его разорить и сжечь до основанiя, куряне всю свою надежду возлагали на Матерь Божiю и отъ Нея ожидали избавленiя, и не были посрамлены въ своей надеждѣ. Особенно тяжело и опасно было положенiе жителей Курска во время нападенiя на городъ гетмана Жолкѣевскаго. Внезапно явился этотъ полководецъ съ многочисленнымъ ополченiемъ подъ стѣнами Курской крѣпости; куряне дружно оборонялись отъ враговъ; между тѣмъ Жолкѣевскiй приказалъ войскамъ произвести рѣшительный приступъ и взять городъ. Тогда граждане Курска съ женами и дѣтьми собрались въ Соборную церковь Воокресенiя Господа нашего Iисуса Христа, въ придѣлъ Пресвятыя Богородицы, где прежде пребывалъ Ея чудотворный образъ Знаменiя, находившiйся въ это время въ Москвѣ, и здѣсь всѣ вмѣстѣ молились со слезами и рыданiемъ; молились въ продолженiе всей ночи до утрени, и въ это время въ церковь поспѣшно пришла одна женщина и разсказала, что ей ночью явилась Пресвятая Богородица и повелѣла ей сказать гражданамъ, чтобы они сожгли лишнюю часть городской стѣны. Такъ было поступлено, и враги не взяли города.
Полководецъ Жолкѣевскiй совѣтовалъ жителямъ Курска сдаться и увѣдомилъ ихъ, что на Курскъ идутъ еще новыя военныя силы гетмана Потоцкаго, и тогда нечего Курску ждать пощады. Куряне смутились; но надежда на помощь Пресвятыя Богородицы продолжала одушевлять ихъ. Многiе изъ осажденныхъ ночью видѣли страшное и преславное чудо, какъ по городской стѣнѣ шествовала въ лучезарномъ свете Пресвятая Дева и съ Нею два юноши въ свѣтлыхъ ризахъ. Услышавши объ этомъ, всѣ защитники Курска, возблагодарили Богоматерь и обнесли списокъ съ Ея чудотворной иконы по городскимъ стѣнамъ. Послѣ безуспѣшной осады Жолкѣевскiй принужденъ былъ отойти отъ Курска, не взявъ его. Тогда куряне возблагодарили Господа и Матерь Божiю за заступленiе и милость — и дали обещанiе устроить въ Курскѣ монастырь и въ немъ церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, что впослѣдствiи и исполнили. Въ 1615 году, по желанiю жителей Курска, чудотворная икона Знаменiя была изъ Москвы перенесена въ Курскъ. «На срѣтенiе чудотворнаго образа, какъ говоритъ древняя Курская летопись, истекоша iереи со всѣми обитающими человѣцы и жены и до сущихъ младенцевъ съ радостiю велiю». Образъ былъ поставленъ въ новоустроенной церкви, «идѣже и до нынѣ пребываетъ, и градъ Курскъ милостiю своею и заступленiемъ сохраняетъ и притекающихъ къ нему съ вѣрою благопросящихъ прошенiя милостiю своею предваряетъ».
Въ 1812 году, во время нашествiя на Pocciю французовъ и съ ними двадесяти языкъ, подъ предводительствомъ грознаго завоевателя Наполеона, который злобно и дерзостно намѣревался покорить и поработить всю Русскую землю, граждане Kуpcкie, снявши точную копiю съ чудотворной иконы Знаменiя, богато украсивши ее, отправили въ русскую дѣйствующую армiю къ маститому военачальнику — свѣтлѣйшему князю Кутузову-Смоленскому, чтобы св. икона была при немъ и ограждала воинство русское отъ враговъ. И извѣстно, что лютѣйшiй врагъ Россiи былъ побѣжденъ и съ безчесiтемъ удалился изъ земли православной.
Въ воспоминанiе перенесенiя Курской чудотворной иконы Знаменiя изъ Москвы въ Курскъ и первоначальнаго явленiя ея, св. икона ежегодно съ 1618 года послѣ праздника Пасхи въ пятницу девятой седмицы торжественно съ крестными ходомъ переносится изъ Курска въ Коренную пустынь — на мѣсто явленiя ея и остается тамъ до 12 сентября.
В формате PDF: Ссылка