Хождение в Коренную пустынь

Хождение в Коренную пустынь

 Вместе с городским хождением притянет к себе один выход за его границу. Коренная пустынь своей необычной историей, почитаемостью, духовной насыщенностью притягивала сотни лет к себе десятки тысяч горожан, жителей региона и соседних губерний или областей, даже государств, минимум два раза в год крестными ходами. Знатный монастырь, обитель с несколькими храмами, святая икона и святые источники, богослужения по полному суточному кругу и крестный ход. Такие местности не только земные. Сама Царица Небесная указала на неё чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий здесь не умолкает Слово Божие и цветёт Божия благодать.

 Ходьба в это знатное место непременно увяжется с крестным ходом, не только потому, что это один путь. О чём то непременно захочется вспомнить, что то рассмотреть. Особенно саму Коренную пустынь.

 В былые времена пеший ход был обычным способом передвижения. Люди хаживали на достаточно далёкие расстояния. Можно вспомнить даже нашего земляка, преподобного Серафима Саровского. В юности у Прохора Мошнина созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила. Отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Сопровождали его друзья из курских купцов; все шестеро шли пешком, а пройти надо было из Курска в Киев около 500 верст. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую обитель. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными, и пошёл в Саров. Конечно он был тогда ещё молодым мирянином, но даже нынешние истории расскажут подобные и гораздо впечатляющие хождения.

 Одно удивительное хождение в 1990-е годы сняли на видео.

 Александр Сергеевич Канышев, по обету Пресвятой Богородице, прошёл на коленях(!) путь от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой Лавры (400 км) за 9,5 месяцев (!). (Видео — Очарованный странник.)

Для увеличения — нажмите на изображение

 Когда-то подобное хождение начиналось от Знаменского монастыря. Тронуться оттуда по Красной площади и центральной улице Ленина будет примечательно. До Коренной пустыни расстояние составит около 30 км.

Красная площадь и мужской монастырь
Для увеличения — нажмите на изображение

 Двинувшись по главной городской улице, что то обернёт нас в прошлые времена, дореволюционные и советские.

Для увеличения — нажмите на изображение

 Когда то она была Московской, теперь — Ленина.

 Можно вспомнить как однажды в 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шёл крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны Мошниной, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Потом у Прохора Мошнина созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь… Кто не узнал, можно упомянуть, что это небольшая история жизни святого Серафима Саровского.

 Крестный ход проходил два раза в год. Летом чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы выносили в Коренную пустынь. Впервые он был проведён в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе с целью освящения вновь построенного храма. Возвращалась она обратно в Курск тоже крестным ходом. В 1806 году срок пребывания иконы был установлен от девятой по Пасхе пятницы до 12 сентября. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу. Древнюю традицию проведения крестных ходов с иконой «Знамение» Курской Коренной возродили в 1990 году.

Крестный ход. 1907 год
Для увеличения — нажмите на изображение

Вынос образа. Крестный ход в Коренную пустынь движется в сторону Московских ворот
Для увеличения — нажмите на изображение

Московские ворота. Отдых паломников на Ямской горе на пути крестного хода из Коренной пустыни
Для увеличения — нажмите на изображение

 За улицей Ленина путь тронется по ул. Перекальского, бывшей Ямской горе.

Вид на улицу Ямская гора
Для увеличения — нажмите на изображение

Деревянный мост через реку Тускарь
Для увеличения — нажмите на изображение

 За мостом дорога должна довести по ул. Дубровинского до Введенского храма.

 В прежние времена от Ямской горы до Коренной пустыни икона переносилась под неослабным вниманием четырёх уездных благочинных, отвечающих за свой участок пути. Каждого из благочинных сопровождали 6 священников, 4 диакона и 6 причетников. Крестный ход был очень насыщенным, например в 1869 году в нём участвовало более 60 тыс. человек.

 Обратная часть крестного хода была также величественна и торжественна. К 12 сентября в Коренную пустынь стекался народ из Курска, других городов и сёл. Архимандрит совершает раннюю литургию и чудотворная икона выносится из обители до села Долгого. Здесь ею осеняют участников крестного хода, и икону вставляют в киот.

 До слободы Ямской икону также сопровождают благочинные. Икона остается на ночь во Введенской церкви слободы Ямской. Утром 13 сентября икона переносится в Ахтырскую церковь г. Курска, где совершается литургия. Далее шествие идёт по Центральной улице Курска до Воскресенского собора. Здесь совершается поздняя литургия, после чего её переносят в Знаменский собор на обычное своё место.

 В наши дни Крестный ход заметно преобразился. Дойдя до Введенского храма (ул. Дубровинского, 40) икону установят в автомобиль, паломники рассаживаются в автобусы и тронется переезд до деревни Жерновец Золотухинского района, откуда Крестный ход возобновляется до самой Коренной пустыни.

 Даже прохождение по городской части сейчас вводит кого-то в недовольство. Некоторые издания иногда публиковали «ворчания» о том, что перекрываются центральные улицы, образуются пробки, водители недовольны… Наверное кому-то жаль, что нет сейчас хрущёвских чинуш, которые и главный источник в Коренной пустыни залили бетоном, чтобы народ оттуда не набирал воду — пейте из кранов.

 Возле Введенского храма был перерыв, дальше дорога по ул. Дубровинского поведёт за пределы Курска.

 Выйдя за черту города, с левой стороны заметим спрятавшуюся реку Тускарь. В данных местах это целое место отдыха. Летом сюда прибывают местные жители искупаться, позагорать, поиграть.

 С рекой мы ещё встретимся. Тускарь предстанет перед нами и в самой Коренной пустыни.

 Через пару километров станет заметна территория деревни Щетинка Курского района.

 Справа на себя обратит внимание парковая зона, где находится братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистами в период оккупации г. Курска со 2 октября 1941 г. по 2 сентября 1943 г.

 Дальше, перейдя через железную дорогу, путь тронется мимо п. Камыши к деревне Каменево.

 Деревня представит свой образ жилыми домами разного возраста, насыщенной зеленью и реку Виногробль.

 Предстающие облики и виды нарисуют нам целый портрет всей территории Курской области. Природно она расположена в лесостепной зоне, центральной части Русской равнины. Здесь большей частью можно увидеть бескрайние поля, перерезанные заросшими кустарниками, оврагами и балками, руслами небольших рек и ручьёв. Значительная площадь земель используется в сельском хозяйстве. Лесными зонами область не так насыщена, есть местности которые стоит отнести к зонам широколиственных лесов, но они не многочисленны.

 Вдоль нашего продвижения, большую часть пути с одной стороны сопроводит железная дорога. Московско-Курская железная дорога была выстроена в 19-м столетии, считалась как казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 годы. В мае 1918 года была национализирована.

 У местечка Свобода есть своя станция, на некотором расстоянии у деревни Будановка. Сооруженная в 1868 г. носила название Коренная пустынь. Раньше так именовался весь населённый пункт, ставший Свободой после революции.

 Наше хождение может напомнить одну из знаменитых картин Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». В каком именно месте она отображала это шествие — не определить, да и кто именно в нём участвовал на известном полотне тоже не узнать. Написанная в 1880-1883 годах, картина сейчас является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Для увеличения — нажмите на изображение

 Илья Репин — выдающийся русский художник, его работа над этой картиной протянулась на три года. Для сбора материалов он ездил в Коренную пустынь, в Киев, а также в Чернигов, где наблюдал другой крестный ход. Эта картина, как и часть прежних работ вызвала неоднозначную реакцию. Само изображение впечатлит, в людском потоке выделяются не менее семидесяти персонально выписанных фигур, изображено всё зрелищно, эмоционально. Но почему то в те годы петербургская газета «Новое время» увидела в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение взглядов художника на жизнь».

 Можно немного познакомится с этой статьёй:
«Как же можно сказать, что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное… Можно ли допустить, чтобы верховой урядник мог забраться в самую тесноту толпы и не в городе, а среди большой дороги и со всего взмаху бить народ плетью по головам, тем более в то время, когда тут же, вблизи него и духовенство, и представители полицейской власти, и почетные лица города… Вот, мол, смотрите, какие они папуасы, говорит автор, какое их благочестие: бедный, несчастный народ бьют нагайкой, икону охраняют палкой, и никто из этих папуасов не чувствует, до какой степени он груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство. Вот, по-моему, точка зрения художника. Дальше две женщины несут пустой киот от образа, и несут с такой бережливостью и благоговением, точно киот есть такая же святыня, как и образ. В этом изображении проглядывает та же мысль художника: вот, мол, какое у глупых женщин благоговение к пустому ящику, какое невежественное понятие о святыне в наш просвещенный век… Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню… Нет, эта картина не беспристрастное изображение русской жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь.»

 С чем то можно не согласится, но действительно, кроме живописной впечатлительности, никак не обойти вниманием саму тему, смысл, внутреннее содержание этой работы. В таком образе трудно себе представить крестный ход. Икона переносилась под вниманием благочинных, которых сопровождали 6 священников, 4 диакона и 6 причетников. Здесь с первого взгляда увидим только одного священника, саму икону несёт богато одетая мещанка. Бедных людей, странников, богомольцев к ней не подпускают, даже оттесняют грозные полицейские-жандармы. Молодого горбуна на переднем плане староста преграждает палкой. На правой части толпы неистовый урядник замахнулся на кого то своей нагайкой…

 Трудно себе представить, что на крестном ходу было такое отношение к простым людям, чуть ли не до избиений. Хочется насмотреться простыми воодушевлёнными людьми. На того же горбуна одухотворенно идущего вперёд, старающегося не замечать этого старосту, оттесняющего его палкой. Видимо Илья Репин опирался на свои соображения и эмоции. Ещё в одной его знаменитой картине, Иван Грозный убил своего сына. Очень талантливая, впечатляющая работа. Только почему он решил, что было такое жуткое убийство?..

 Пока о чём то поразмышляли и что то рассмотрели, подошли к деревне Чурилово. Дорожный знак объявит, что здесь Букреевка. Но она расположится за железнодорожным путём.

 Чурилово состоит из трёх частей, одна из которых вдоль дороги примыкает к железнодорожному пути, здесь же и остановочный пункт с именем упомянутой деревни — Букреевка.

 Вместе с частными жилищами в этом месте и квартирные двухэтажные заселённые строения. Далеко не в каждой деревне можно такие строения встретить.

 Дальше территорию займут засеянные поля, которые местами протянутся до самого горизонта.

 Они же вместе с автотрассой и железнодорожным путём подведут к деревне Малахово. В данном пути это последняя часть Курского района.

 Затем дорога к местечку Свобода, к самой Коренной пустыни будет более обустроенной. Перед нами предстанет ещё несколько селений, в ухоженном, приятном, уютном виде.

 Об этом нам поведает и аистово жильё. Где попало они свои гнёзда не застраивают, хотя аисты очень доверчивы и подходят близко к жилищам. Могут разместиться на вершинах деревьев, крышах домов или на простом столбе.

 Вспоминается популярная песня советских лет, в исполнении замечательной Софии Ротару. Славная музыка, вдохновляющий текст и сейчас могут впечатлить.

Где это было,
Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше
Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он
И в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу,
Не спугните случайно
Аиста вы.
Люди, прошу я,
Потише, потише,
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше,
Аист на крыше,
Мир на земле.

 Двинувшись далее, выйдем к образной границе двух районов. Здесь сама Божия Матерь пожелает нам Доброго пути.

 Курский район тут заканчивается. Первым поселением замечательного Золотухинского района в нашем пути сразу предстанет деревня Жерновец.   

 Неподалёку увидим братскую могилу советcких воинов. Здесь похоронено 50 человек, из них известны всего 33. Памятник установлен в 1965 г. Автор С.П. Петров.

 Железнодорожный путь ещё раз пересечёт дорогу, которая дальше подойдёт к застроенной части Жерновца.

 Не обойти вниманием застроенность проходимых населённых пунктов. В некоторых местах это современные и весьма богатые жилища. Даже возрастные дома в ухоженном, а зачастую и обновлённом состоянии. На этом пути достаточно насыщенное транспортное маршрутное движение, добраться в местные посёлки не трудно и не очень дорого по обоим направлениям.

 Только подобные типы редко предстанут в нашей области.

 Можно обратить внимание к казённым сведениям. Скучные буквы и цифры, но подчас обращающие к грустным впечатлениям. Те же самые курские селения тают на глазах. Каждый год их численность падает. Многим известны пропавшие деревни, часть населения которых вымерло, оставшаяся часть покинула свои места. О причинах тоже мало кому стоит разъяснять.

 К нашим дням выросло число городских жителей — 68,37% на 2018 год. В целом численность населения области по данным Росстата составляет на 2019 год — 1 107 041 чел. Это самое низкое количество. Например в 1897 г. оно составляло 2 371 012 чел. В 1928 г. — 2 946 200. Тогда границы области были другие, но и позже в советские годы количество населения доходило почти до полутора миллиона (в 1959 — 1 483 305, в 1970 — 1 473 864). Годы перестройки и постсоветские времена направили количество курян к упадку.

 В 2000-е годы практически во всех районах понижается количество сельских поселений. И также  численность их обитателей. На 2018 г. только в Курском и Медвенском районах небольшой «плюс» жителей, в других — падение или «минус». Из наиболее крупных местных городов в Железногорске тоже небольшая прибавка, а в Щиграх, Курчатове, Льгове и самом Курске — понижение численности. Большая часть районных центров скромно заселена, 3-5 тысяч человек (Тим — 3003, Касторное — 3458, Золотухино — 4579, Коренево — 5483 и т.д.). В селениях тоже скромно, где то можно пересчитать по пальцам.

 Всё это объяснимо нехорошими причинами, в том числе властными. Из области не только уезжают, но и сама смертность повышается. Хотя курский регион расположен в особенной чернозёмной, своеобразной, природно насыщенной части страны. Здесь не сложные сибирские местности или тяжёлые северные края. Но всё это отдельная, непростая тема…

 А Жерновец протянется дальше. В местных деревнях особое население. Часть из них, например, обязательно поздоровается с прохожими, откуда бы они не были.

 Неподалёку внимание привлечёт одна небольшая речка, у которой проводят своё время домашние животные и птицы. Для крылатых сельчан там целый пляжный курорт. Громкие беседы, купания и ныряния, прогулки отдельными компаниями, можно просто позавидовать… А далее предстанет начальная часть следующего села Тазово.

 В этих селениях не обойти вниманием выразительную часть местных обитателей, с четырьмя ногами или крыльями. Они тоже непременно нас встретят. Некоторые рассмотрят со всем вниманием, прекратив питание или отдых, другие о чём то заговорят, кто то может и поругаться.

 Утки с гусями и куры с петухами, коровы, лошади, козлята. Не всякому горожанину, особенно в юном возрасте знакомы такие домашние обитатели. Только коты с собаками мало кого удивят.

 Вместе с новыми современными домами, часть взрослых жилищ начинают понемногу преображаться. Местами даже привычные фасады меняют облик.

 Некоторые строения былых времён перенесли свой главный вход во дворовую часть, спрятали. Заборы стали зачастую металлическими и конечно выше человеческого роста. Сейчас некоторые таблички могут объявить о присутствии во дворе «злой собаки»… Разные новшества нынче то ли в моде, то ли от некоего опасения.

 Если вспомнить недалёкие советские годы, то не только в деревнях, но и в самом городе всё было иначе.
 
 Решётки на окнах, входные ворота с домофонами, квартирные двери давно не деревянные и с несколькими «замками», видеонаблюдение, а иногда и целая охрана… А раньше просто выходя из квартиры, ключи многие оставляли под ковриком. Даже не вспомнить, чтобы их кто-то украл. Соседи были почти родственниками, а жильцы всего дома как минимум знакомыми.

 Об этом много чего можно вспомнить и сейчас рассмотреть. Но вернёмся к прохождению, ко вниманию припадёт знаковое строение села Тазово. Впечатляющая церковь иконы Божией Матери «Знамение».

 Храм построен в 1850 году на основе образцового проекта К.А. Тона, освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь имеет приделы в честь Святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского.

 Кирпичный храм под восьмигранным барабаном с луковичным куполом выполнен в русско-византийском стиле, имеет боковые приделы (в честь Святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского) и шатровую колокольню.

 В начале XX века при храме числилось 39 десятин земли, вместе с усадьбой и пахотной. На церковной усадьбе располагались дом священника, церковная сторожка, каменная колокольня и деревянная кузница. При храме находился староста из зажиточных крестьян, жертвовавший на содержание прихода собственные сбережения. В это же время в храме по решению прихожан была написана фреска, изображавшая Льва Толстого сгорающим в геенне огненной.

 В 1937 году после ареста настоятеля храма отца Фёдора постройки церкви были разрушены, фрески храма изуродованы, а колокола сброшены на землю и расколоты. Сам храм стал использоваться в качестве зернохранилища.

 Богослужения были возобновлены в 1942 году и с этого времени больше не прекращались. Восстановление храма проведено за счёт сил и средств прихожан и благотворителей.

 Как было упомянуто, нынешний крестный ход в Коренную пустынь начинается в Курске, у Введенского храма икона устанавливается в автомобиль, паломники рассаживаются в автобусы и переезжают до д. Жерновец. Оттуда крестный ход возобновляется к селу Тазово, где возле Знаменской церкви перед иконой «Знамение» проходит акафист. Дальше переход тронется до села Долгое.

 Село Тазово возрастное и достаточно крупное, насыщенное. Более 2 тыс. человек проживают на территории Тазовского сельсовета. Дороги асфальтированы, проведены газификация и водопровод. Кстати говорят, что вода здесь особенная. Сюда даже въехала целая «Пятерочка», видимо местные жители и соседи снабжают этот известный супермаркет своими покупками.

 Советский флаг, как оказывается, ещё жив местами.

 Не обойти вниманием два памятных места, которые для селения в особенном положении. Забыть о войне, самой страшной в истории всего человечества, не сможет наша страна ещё долгие годы.

 Могила Валентина Дмитриевича Козлова (02.1943). Памятник установлен в 1963 г. Автор — И.В. Михочев.

 Неподалёку, на другой стороне дороги памятник воинам-односельчанам, павших за Родину в Великой Отечественной войне.

 Поля и лесные территории здесь в особом положении, украшают окрестности. Хотя для местных жителей это обычный, привычный природный облик.

 Дальше перейдём мост через реку Тускарь, которая протекает сюда пройдя Коренную пустынь и направившись к городу Курску, где впадёт в Сейм. Своё начало она берёт в Щигровском районе у деревни Новоалександровка. Её протяжённость 108 км., относится к бассейну Чёрного моря. В ней проживают плотва, окунь, щука, только в последние времена запасы рыб падают. Но рыбаки встретятся повсюду, даже у Коренного монастыря.

 Затем подойдём к селу Долгое. Ещё один населённый пункт Золотухинского района. Обустроенный, ухоженный, заселённый, памятный…

 Это подход к местечку Свобода и главной нашей цели — Коренной пустыни. Об этом также объявит целый дорожный знак.

 Здесь предстанет ещё один знаковый, выразительный православный храм Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны.

 В августе 1756 года по просьбе братии монастыря и крестьян сёл Долгое, Будановка, Тазово и др. был учинен «указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец Иоакима и Анны». 24 июня 1770 года церковь была освещена. Это был деревянный храм и имел вид прямого четырехугольника, сделан из разного леса и окрашен красной краской, потому называли его ещё «Красной церковью». Сохранилось предание, что этот храм поставлен на месте, где священник Боголюб нашёл одну из половин разрубленной татарами Курской Коренной иконы.

 Через много лет деревянный храм было решено заменить на каменный. Средства были собраны достаточно быстро. Новый храм построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного архитектора К. Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристроилась трапезная с трёхярусной колокольней. При храме построили каменную школу.

 В 1930-х церковь была закрыта, и только в 1988 году возвращена верующим. Минуло несколько десятков лет с момента запустения храма до его возрождения. Десятки прихожан откликнулись на благое дело — возрождение местных святынь. Бесчисленные тонны мусора и грязи были убраны из храма, восстановлены кровля, полы, настенная роспись, иконостас и всё убранство храма. Возвращены старинные иконы и утварь. В настоящее время церковь свв. прав. Богоотец Иоакима и Анны восстановлена, отреставрирована и в цокольном этаже устроен придел Всех Святых.

 Ежедневно в храме совершаются требы, в воскресенье и праздничные дни совершаются Божественные литургии и молебны святым.

 Недалеко от храма, на реке Тускарь о. Петром Юрочко сооружена крестильня для людей любого возраста с полным погружением. При храме открылась православная библиотека. Ведётся строительство нового здания, где будет помещаться воскресная школа, крестильня для малышей и взрослых, библиотека с читальным залом, архив и музей храма.

 Тут же местечко Свобода обозначит свою границу или начальную часть. Трасса здесь формально преобразится и предстанет как улица Подазовская. Неподалёку на улице предстанет образ Христа.

 Раньше местечко именовалось — Коренная пустынь. Основание монастыря, по велению царя Феодора Иоанновича, в 1597 году можно посчитать началом истории этого населённого пункта Курской губернии или области. Люди, паломники его заселяли долгие годы, у монастыря даже возникла ярмарка для обслуживания богомольцев. О ней мы сейчас не только вспомним, но знаем о нынешней ежегодно проходящей, возродившейся Курской Коренской ярмарке. Множество курян и гостей области прибывают сюда не только для продаж или покупок, заключения договоров, но и простой приятный досуг и времяпровождение.

 В декабре 1917 года на территории населённого пункта была установлена советская власть. Председателем Совета рабочих и крестьянских депутатов назначили П.М. Николаева, впоследствии делегата VI Чрезвычайного съезда советов РСФСР от Курской губернии. Именно в результате его ходатайства перед председателем ВЦИК Я.М. Свердловым постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 19 декабря 1918 года слободе Коренной было присвоено новое наименование — Свобода.

 В 1928 году был образован Свободинский район, административным центром которого стала Свобода. 10 ноября 1930 года Свободинский район упразднили, и Свобода вошла в состав Золотухинского района. В январе 1935 года был вновь образован Свободинский район, административным центром которого стал населённый пункт.

 В ноябре 1941 года Свободу заняли части вермахта. В феврале 1943 года была освобождена Красной армией. В больнице населённого пункта расположился госпиталь. В апреле 1943 года на территории населённого пункта расположился командный пункт (штаб) Центрального фронта, находившийся под командованием К.К. Рокоссовского, координировавший военные действия советских войск на Курской дуге.

 Историко-мемориальный музей «КП Центрального фронта», торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1975 года, располагается рядом с монастырской территорией на ул. Советской.

 Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Свободинский район был в очередной раз упразднён, и его административный центр вошёл в состав Золотухинского района. Численность населения в наши годы более двух тысяч.

 Главное окончательное место нашего хождения — Коренная пустынь. Зайти в монастырскую территорию можно в разных местах, это удобно и очень важно для посещающих его людей. Здесь всё знаково, всё впечатляюще, памятно, везде хочется побывать, всё рассмотреть, явиться в храмы и непременно к святым источникам. К этому подвигнет сама история Коренной пустыни, её значимость и почитаемость.

 Для некоторых людей просто необходимо сюда прибывать, причём регулярно. Не только в дни Крестных ходов или Крещения Господня, когда здесь целые толпы народа перед источниками и купальными местами.

 Ближе всего к дороге нашего хождения предстанет монастырское подворье во имя преподобного Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. На подходе к нему от Советской улицы предстанут сосновые украшения. Своим красивым внешним обликом, приятным запахом и рассыпанными внизу шишками они первые нас встретят и притянут к местным природным украшениям.

 Вход с этой стороны благословит Серафим Саровский, чьё имя носит подворье. Его образ над входом не обойдёт внимание. Как посетить территории Коренной пустыни подскажут некоторые объявления. С тем же одеянием стоит соблюдать традиции и православные нормы. Тем более при входе в храм. Хотя не все их придерживаются.

 Здесь и место захоронения, где могилы иноков, послушников, монахинь.

 Тут покоится игумен Гавриил (в миру Юрий Александрович Разоренов). Батюшка, притянувший к себе сердца множества прихожан и даривший им своё светлое сердце, утешение, милосердие, доброту, настоящую любовь. Был и сам любим, почитаем. Его молитвы, поминания, даже простое доброе слово, становились необходимы для всей паствы.

 Ещё в 1989 году он принял монашеский постриг с именем Гавриил. Проходил послушание во всех мужских обителях Курской области. В 2005 стал настоятелем храма в честь святителя Николая Чудотворца (Медвенский район, с. Белый Колодезь). Благодаря батюшке старинный приход стал возрождаться. В курскую глубинку потянулись люди. Все они хотели увидеть пастыря и остаться при нём, при его храме.

Для увеличения — нажмите на изображение

 Монастырское подворье конечно в ухоженном состоянии, тут есть кому приглядывать за порядком. Ничего не обойти вниманием.

 Спустившись вниз, непременно стоит подойти к источнику Серафима Саровского. Напиться чудной воды, домой набрать, умыться и помолиться, всё проникнет внутрь нашего тела. Физически и духовно.

 Рядом расположится целое озеро, видимо там разводят рыбу.

 Местным гусям оно тоже необходимо. Часть из них рядом умываются, другие отдыхают или гуляют неподалёку. На проходящих людей кое-кто может даже поворчать, хотя для большинства птичьего отряда это обычные, привычные прогулки двуногих и бескрылых, высоких скитальцев, проще говоря — людей.

 Рядом хозяйственные строения, где и куриные жилища заметны и что то другое из этого подворья.

 Дальше выйдем к берегу реки, где возле моста временами с прихожанами проводятся молебны. Может здесь и своё особое предназначение.

 Тут же следует повернуть налево и тронуться по лесной дорожке в сторону монастыря.

 В этих местах своё население. Услышим целые птичьи говоры. Одни общаются с другими крылатыми супругами или соседями, другие о чём то серьёзно предупреждают своих приятелей, некоторые веселятся. Кукушки видимо высчитывают кому то оставшиеся годы жизни.

 Потом дорога разделится на две части, правая шагнёт дальше вдоль реки, а левая поднимется вверх и тронется в том же направлении.

 Обе дорожки подведут к следующему роднику.

 Пройдя немного в северную сторону, перед нами предстанет источник Казанской иконы Божией Матери. Его даже называют «глазным», многие верующие получили тут исцеления от болезней глаз. Одной жительнице Белгорода доктора прогнозировали слепоту, но она уже много лет приезжает сюда, набирает воду, пьёт и промывает глаза. По молитвам Матери Божией сохранила зрение и продолжает трудиться.

 В 2009 году в монастыре была издана книга «Курская Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем», где были описаны случаи исцеления от глазных болезней и прозрения слепых.

 Рядом ещё одна водица выходит из земли.

 Верхняя тропа двинется дальше по лесной территории и доведёт до целого перекрёстка. Прямо — к монастырю, направо — к Тускарю, налево — к ул. Советской и упомянутому Историко-мемориальному музею КП Центрального фронта.

 Но нижняя тропа нам покажет ещё несколько родников. Один из них расположился рядом с источником Казанской иконы Божией Матери. Источник, как подскажет надпись креста и иконка — Иоанна Крестителя.

 Дальше предстанут ещё два родника. Они в скромном облике и не всем приметны. Тут не очень знакомая, посещаемая дорожка.

 В монастырской территории не все родники обустроены, как несколько знаковых источников Коренной пустыни, есть ещё почти незаметные. Стоит на это обратить внимание. По некоторым данным в Коренной пустыни 8 святых источников, другие называют 16, кое-кто из монашества заявил о 30. Действительно местами можно увидеть текущую водицу, маленькую, почти незаметную в траве. Считать не хочется. Даже десяток родников в небольшой площади удивит и поразит. Где ещё можно увидеть столько в одном месте? Тем более разные по своей насыщенности, содержанию. И совсем поразительно знать об их деяниях. Рассказы про исцеления неисчеслимы, хотя о них мало кто широко оповещает.

 Не иссякли святые источники на территории монастыря. С давних времён святая вода живоносных родников Коренной пустыни даёт силы, здоровье и укрепляет в вере православных людей.

 Кстати, и река Тускарь в этих местах, куда стекают источники, считается целебной.

 Обе дороги подведут к реке, здесь мост с купающимися рядом ребятами, рыбаками. Это одно из особых мест всей Коренной пустыни. А дорожка вдоль Тускари подведёт к центральному, историческому месту.

 Дальше предстанет главный источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году. Вот, что поведает нам «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:

 «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси»…

 У этих мест и самой иконы дальше целая история. Интересующимся можно «полистать» интернет или зайти сюда — Икона Божией Матери «Знамение».

 Здесь иногда целые очереди у источника Иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Рядом продаются баклажки, для большинства нужно не только самому испить освященной воды, но и домой набрать или родным, знакомым. Как поведал один монах из соседнего региона, у него эта набранная водица уже полтора десятка лет хранится, совсем не испортившись. Он её разбавляет с другими набранными водами и пьёт.

 К реке родник истекает и тут выстроена купель для омовения, мужчинам и женщинам. У неё тоже особое свойство. Выкупаться здесь станет благодатно, часть посетителей так же поведают об исцеляющих историях. У кого-то после омовения просто сердце поёт.

 Не забыть события советских лет. Поток паломников к месту обретения иконы, её источнику никогда не прекращался. Такая неискоренимая преданность верующих людей к своим вековым святыням раздражала власти.

Исполком Свободенского районного совета депутатов трудящихся принимает решение «О запрещении доступа населению к родникам в бывшей Коренной пустыни по реке Тускарь, близ м. Свобода Свободинского р-на Курской области /…/
Исполком решил:
1. В соответствии с требованием трудящихся района запретить с 1 фев. 1959 г. доступ людей к т. н. святому источнику /…/
2. Обязать директора ремесленного училища /…/ провести ограждение указанной территории /…/
3. Установить охрану участка /…/ возложив ее на районное отделение милиции.
4. За нарушение данного обязательного решения виновных лиц привлекать к ответственности с наложением штрафа в сумме 100 рублей или к принудительным работам на срок до 30 суток.»

 Святой источник залили бетоном и засыпали землёй, а воду скрытно уложенными трубами отвели в реку. Всю территорию обнесли высокой каменной стеной. Но несмотря на жестокие запреты, люди всегда шли к святой воде. Тайком пробиравшиеся паломники искали воду в округе и теперь в монастыре не один источник, как было раньше.

 Считать родник вредоносным, даже опасным — это нечто особое. Какой бы мотив назвали сейчас нам бывшие чиновники — и представить трудно. В то же «требование трудящихся района» никак не поверить.

 Река в данных местах — это целая граница местечка Свобода. За ней предстанет территория деревни 1-я Гусиновка. Пройти же стоит дальше по прежнему направлению, к другим источникам.

 По этому пути предстанет ещё одна лесная территория, где ветер заставит деревья немного пошептать, а птицы продолжат свои беседы.

 Вскоре нас встретит следующий святой источник и купель святителя Николая Чудотворца. Как и другие, это особенное место, со своей притягательностью. Только имя одного из самых почитаемых святых отцов — Николая Чудотворца, придаёт необычное, особое притяжение.

 Дальше протянется деревянная дорожка, у которой предстанет источник великомученика Пантелеимона.

 Дорога вскоре подойдёт к своему окончанию, которое обозначит ещё один особенный, освященный и притягивающий источник преподобного Серафима Саровского.

 Вернувшись назад, начнём обход застроенной монастырской территории.

 Перед этим не обойти вниманием ещё одну хозяйственную территорию. Тут опять увидим одно небольшое озерко, жилые и рабочие помещения, пчелиные ульи.

 Монастырь должен вести своё хозяйство, не только для своих обывателей, но и гостей, паломников. Стоит для интересующихся поведать, что он открыт для посещения с 6.30 утра до 22.00 вечера. Здесь находятся две гостиницы: №1 (Белая, архиерейская) и №2 (Красная). Проживание при условии пожертвования, поселение только в гостинице №2.

 На территории монастыря проводятся бесплатные экскурсии. Обитель предоставляет всем паломникам питание, за которое рекомендуется сделать пожертвование (50 рублей).

 О Коренной пустыни можно подробнее познакомиться на двух сайтах — http://korennayapustin.ru/ и http://korennaya.ru/. Здесь тоже можно немного почерпнуть — Коренная пустынь.

 Вернувшись к главному источнику и купели, начнём подниматься к основной монастырской территории. Монастырь содержит несколько храмов и выразительную, впечатляющую колокольню, что также рассмотрим повнимательнее.

 Начало подъёма или окончание спуска обозначит Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

 Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносного источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских, графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами.

 Она представляла собой одноглавый четверик с пониженными боковыми притворами и алтарём, крытые сходы к церкви с территории монастыря выстроены в 1832-1835 гг. Вместе со сходами сломана в 1930-х гг. Вновь выстроена вместе со сходами в 1995 г., в образе близко повторяющем облик церкви в начале ХХ века.

 Каменные сходы в обители были выстроены в 1832-1835 годы. Идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник». Они удачно вписывались в ансамбль церкви, создавая массу удобств для богомольцев. Со всех ступенек и площадок была видна середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение. В настоящее время сходы восстановлены в прежнем виде.

 Поднявшись к главному монастырскому храму, рассмотрим ещё несколько ярких образов Коренной пустыни.

 Виды отсюда открываются впечатляющие. Некоторые гости здесь останавливаются на целый осмотр. Тем более, что с ними туда будет устремлён взгляд Серафима Саровского. Его памятник, работы скульптора Вячеслава Клыкова, был открыт 1 августа 1998 г.

 С одной стороны предстанет ещё пара ярких обликов местной территории.

 Кстати, если отсюда, от самого храма пройти ещё по одной дороге в сторону уже рассмотренного нами монастырского подворья, то можно подойти к местам захоронения местных монахов, архимандритов.

 Могила архимандрита Варнавы (в миру Василий Павлович Дробышев; 1939-2012). Архимандрит Русской Православной Церкви, духовник Курской Коренной пустыни.

 За усердное служение Церкви архимандрит Варнава был удостоен всех иерархических церковных наград священнослужителя. В последние годы жизни тяжело болел. В течение недели перед кончиной он ежедневно причащался Таинств Христовых, был мирен и радостен духом, несмотря на тяжёлую болезнь.

 Похоронен на территории монастыря, рядом с могилкой иеросхимонаха Иоанна (Бузова), ученика известного в советские годы старца архимандрита Серафима (Тяпочкина).

 Вернувшись назад, наконец-то рассмотрим главный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

 В 1703 году в Коренной пустыни на месте прежней деревянной построена новая каменная церковь Рождества Богородицы (с приделом Иоанна Предтечи). В 1852-1860 гг. на его месте по проекту К.А. Тона сооружен большой кирпичный пятишатровый шестистолпный собор в русско-византийском стиле. Слева помещался Предтеченский придел, справа — место для помещения Курской Коренной иконы Богородицы.

 В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными Святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.

 По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека — разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню — место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

 На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей.

 Возрождение соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы в своем прежнем величии было начато весной 2007 г. на сохранившихся фундаментах прежнего собора. В 2009 году 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, восстановленный собор был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. В этот же день произошло и ещё одно знаменательное событие, после 90-летнего перерыва, Курская Коренная икона вновь посетила место своего обретения, впервые с 1920 года посетив Россию.

 В сентябре 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник по проекту «Воссоединение». Архитектор — Анатолий Кузнецов, скульптор — Андрей Клыков.

 В скульптурной композиции из бронзы запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, держащие в руках Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Процесс объединения проходил под покровом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, являющейся Одигитрией русского зарубежья.

 Не случайно памятник этим великим людям установлен в Коренной пустыни. Ниточка объединения православных русских людей, рассеянных после революции по всему миру, проходит именно через Курскую область — это не раз отмечал Святейший Патриарх Алексий II.

 Центральная монастырская площадь со всех сторон занята восстановленными строениями.

 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы устроена в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, стоящем рядом с главным Рождественским собором. Неоднократно перестраивался, внешне как и сейчас, выделялся куполом. В 1862 г. на третьем этаже устроили Всехсвятский престол. После революционных событий, в 1930-х гг. его перестроили под столовую. В 1990-х был восстановлен, здание частично реконструировано в духе архитектуры рубежа XVII-XVIII вв.

 Дальше предстанет знаковая колокольня. Была построена со святыми вратами в 1862 году.

 Второй и третий ярус с куполам были разрушены в 1920-е годы, восстановлены в 1990 году. На колокольне в верхним ярусе были часы — куранты с боем. Колокольня была одним из красивейших и величественных сооружений Коренной пустыни. Остаётся такой же и в наши дни.

 В проходе восстановлены несколько образов библейских сюжетов, наверху предстанет сама Божия Матерь.

 Целый кошачий отряд в этих местах в особом положении.

 А по ступенькам дальше дойдём до центрального входа. Хотя мы зашли со стороны, но именно эти места должны были стать начальными в описании Коренной пустыни.

 Здесь последний раз взглянём на монастырские корпуса, взрослые и ухоженные. Все строения тут в голубом цвете. Можно вспомнить, что у разных цветов особенное свойство. Голубой всегда считался цветом Пресвятой Богородицы — чистый, небесный, непорочный. Означает бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

 Людей здесь встречает и провожает копия чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение». К ней прикладываются посетители при входе и выходе, у иконы особое значение для верующего народа.

 Главные ворота тоже обретали в советские годы другой облик, и так же были восстановлены.

 На Знаменской площади, перед Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни находится памятник в честь чудесного обретения в 1295 году иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Освящение памятника состоялось 14 августа 2003 года.

 Автором памятника является курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

 Здесь хождение подойдёт к своему завершению. Конечно, не всё смогли рассмотреть, обо всём узнать, к чему то проникнуться. Но возможность повторить прохождение по этому маршруту всегда будет открыта. Тем более для отдельного посещения Коренной пустыни, в которой стоит бывать регулярно.

Детальнее на Яндекс-карте — Курск — Свобода

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: