Бузулук. «Гордись, русская слава». Традиционные песни Верхнего Дона

Бузулук. «Гордись, русская слава». Традиционные песни Верхнего Дона

 Ансамбль старинной казачьей песни «Бузулук» — уникальный ансамбль для нашего времени. Он равновелик существовавшей в казачьей культуре в прошлом, традиционной песенной школе, форма которой в настоящее время угасла.Потенциал этого коллектива велик, архив состоит из сотни звукозаписей, а богатый репертуар имеет сложившуюся систему жанров, существующих в казачьей песенной культуре.

Состав ансамбля имеет чёткое ядро участников, связанное прежде всего с семейной традицией, где исполнение казачьей песни в быту было естественным. Сегодня этот коллектив существует как песенная школа со своей структурой, близкой к традиционной форме функционирования жизни казачьей общины в прошлом. Внутри ансамбля постоянно идёт передача опыта от старшего поколения к младшему. Такая подпитка, подлинная устная традиция, издревле существовавшая, обладает особым могуществом, которая проявляется в каждой песне, представленной на диске. В составе коллектива прежде всего есть мужское ядро, необходимое, без которого казачья песня не прозвучит. Женщины же органично дополняют мужской состав ансамбля, и обладают своим репертуаром.

Душа коллектива – Яков Иванов. Представить себе ансамбль без него невозможно. Я.Иванов буквально держит на себе песню, с любовью выводя все её мелодические обороты. И чувствуется, как удобно всем петь рядом с этим мощным по энергетике, красивым по тембру, мастерски выводящим все повороты и «велюшки» запевалой, блестяще импровизирующим и выпевающим сохранившиеся в его языке диалектные особенности, которые для него органичны. В его исполнении мы как-бы можем читать энциклопедию казачьего диалекта, можем ему доверять. Но в казачьей песни «один – в поле не воин», поэтому он органично складывает вокруг себя соратников и помощников, участников, свою семью.

Иван Степанович Попов, со дня основания ансамбля. Это знаток казачьих песен, он захватил пение мастеров-песенников, родившихся в 19 веке. Такие мастера-песенники зачастую не могут выразить словами свои знания, но когда они поют, слушатель впитывает эту мудрость, открываясь непосредственно музыкальной стихии.

Молодые голоса Сергея Исаенкова и Алексея Бражникова поддерживают и ведут песню, помогая и обогащая красотой своих тембров фактуру, гармонично вплетаясь в сложную нить мелодики.

Юрий Щербаков – стоял у истоков создания коллектива. Яркий и талантливый исполнитель, виртуозный гармонист. Соратник и помощник Якова Иванова. Присутствие в коллективе Ю. Щербакова – залог успешного и блестящего выступления.

Особо следует отметить дисконт, который обогащает многоголосье казачьей песни, контрастируя к мужским голосам, импровизирует в высокой тесситуре грудного регистра. Ведущим дискантом в ансамбле является Фаина Григорьевна Ивичева.

Средний голос, верхний бас, в казачьей многоголосной фактуре ведут альтовые женские голоса. В коллективе это Вера Горина, Инна Иванова и яркий представитель традиции 80-летняя Александра Ивановна Кривенкова.

Согласное звучание всех голосов в ансамбле защищает песню, украшает, ведёт песню, «ладит» песню, увлекая слушателя за собой. Каждое исполнение воспринимается и слушателями и поющими как процесс импровизационный, процесс обучения, проникновения в смысл песни. Слушая и исполняя эти песни, мы участвуем в созидании этих смыслов. В них заложена мудрость, выражаемая не словами, а мыслимая музыкально-песенно, интонационно. Такие песни требуют от слушателя погружения, готовности впустить песню в себя, понять её язык, многомерность.

Все песни диска – редки даже для специалиста, уникальны. Они настолько глубоки в своей многомерности и мудрости, что их трудно может быть слушать подряд без перерыва, одну за другой. Но, проникнув в их тайный язык, начинаешь по настоящему понимать мир казачьей культуры, становишься другим, приобщаешься к их мудрости и невольно нанизываешь на песню и свою судьбу, свои переживания, чувства. Глубина казачьей песенной культуры не может быть до конца объяснена словами, но в момент слушания обнаруживается и оживает мудрость предков, пробуждается сознание. И это песенное общение, реальное, с ушедшими поколениями через песню вызывает у слушателей приобщение к человеческой вечности, к единой вере в сосуществование предков, себя и будущего. Песня – как нить.

Представленные на диске песни показывают разнообразие и неисчерпаемость репертуара коллектива. Здесь мы можем услышать и редкие исторические протяжные песни мужской традиции, песни-находки, песни-гимны, песни как дань памяти безвестным казакам-героям, отголоски древних мужских песен-плачей («Гордись, гордись, русская слава!», «На речке Камышинке», «Вдоль по линии Кавказа», «Не бела-то эта зоренька»), и яркие образцы лирики, которые погружают нас в мир тонких душевных переживаний человека, где в протяжной форме каждое слово становиться глыбой: счастье, младость, грусть-тоска, сладкий сон. Такие песни, в том числе и приуроченные к свадебному обряду, всегда с удовольствием исполняют на любом празднике («Ты повень, ветерок», «Брошу, брошу волочиться»). Интересно представлен мир мужского юмора, скоморошества, шутки и театральности («Прошли весёлые денёчки» «Как от наших от ворот», «На мне шуба»).

Может показаться неожиданным включение песен украинского происхождения в этот диск. Но это не случайно.

Присутствие подобных песен («Со горы, горы», «Между речкой, между гаем») говорит об умении казаков другую культуру сделать своей, обогащая тем самым своё музыкальное мышление. В этом проявляется мощь местной традиции. В умении по-своему распевать понравившиеся песни. На их фоне собственная культура, витиеватое многоголосье выглядит ещё ярче.

Баллады ранние и поздние городские баллады-романсы привлекают как интересным соединением несоединимого (история бытового содержания, имеющего назидательный характер, соседствует с красивейшим протяжным напевом, с распевами гласных, с традиционной мужской музыкальной стихией («При торгу-то было»), так и своей простотой, где трагические истории приобретают сказочную форму, лишаясь своего драматизма и кровавого оттенка. Такие песенки-романсы («Вы матросы-моряки», «Полюбил Катю, поверил») обладают своим обаянием, носят иронический характер и органичнее звучат с инструментальным сопровождением.

Женский мир представлен календарными и свадебными песнями («Сбирались девки в гурьбу», «Как Олина мати»). Это песни-обряды, направленные на плодородие земли и зарождение новой жизни во всех смыслах. Этой цели подчинено всё: ритм, движение, мелодика, слово.

Ансамбль «Бузулук» за 10 лет достиг такого уровня исполнения, когда мы радуемся не столько тому, что поётся, от романса до сложнейших протяжных песен, а как поётся. В каждом произведении мы видим личность запевалы, каждого голоса, его характер, его неповторимость. Само название диска «Гордись, русская слава!», говорит о том, что казачья песня – это отражение народного духа: песня — как и народ гордая, независимая, несломленная!

А.С.Кабанов, музыковед-фольклорист

________________________________

Год выпуска: 2008
Формат: MP3
Продолжительность: 01:16:10
Битрейт аудио: 320 kbps
Размер: 174 Mb

Содержание:

1. Гордись,гордись, русская слава — х.Дурновский Новоаннинского р-на
2. Вдоль по линии Кавказа – х. Поповский Новоаннинского р-на
3. На речке Камышинке – х. Дурновский Новоаннинского р-на
4. Со горы горы – х.Бочаровский Новоаннинского р-на
5. Ни заря-то она эта зоренька — х. Бочаровский Новоаннинского р-на
6. Сбирались девки в гурьбу – х. Яминский Алексеевского р-на
7. При торгу-то было, при базарику – х. Гущенский Алексеевского р-на
8. Ты повень, ветерок — х. Мартыновский Новоаннинского р-на
9. Как Олина мати – х. Бочаровский Новоаннинского р-на
10. Брошу,брошу волочиться — х. Поповский Новоаннинского р-на
11. Между речкой, между гаем – х. Дурновский Новоаннинского р-на (памяти Л. В. Долгова)
12. Как от наших от ворот – х. Дубовский Новоаннинского р-на
13. Полюбил Катю поверил – х. Поповский Новоаннинского р-на
14. Эсминец на рейде – х. Дубовский Новоаннинского р-на
15. Вы матросы-моряки х. Дубовский Новоаннинского р-на
16. На мне шуба чужая – х. Мало-Головский Новоаннинского р-на
17. Прошли, весёлые денёчки – х. Дёминский Новоаннинского р-на (памяти Н. Э. Конкина)

Скачать для ознакомления: «Гордись, русская слава»

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: