Орест Адамович Кипренский

Орест Адамович Кипренский

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет

 Ф. Булгарин писал: «Нельзя не восхищаться трудами О.А. Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы имеем художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними портретами».

 Русский живописец и график, представитель романтизма, Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной девушки Анны Гавриловой и русского помещика-офицера Дьяконова. Родился он 13 марта 1782 года на мызе Неженской Ораниенбаумского уезда, что близ старинной русской крепости Копорье Петербургской губернии. Воспитывался в семье приемного отца — Адама Карповича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. 

Фамилия Кипренский вымышленная, исследователи предполагают, что, возможно, она происходит от имени Киприады — одной из культовых имен древнегреческой богини любви и красоты Афродиты.

С 1788 по 1803 годы учился сначала в Воспитательном училище при Санкт-Петербургской Академии художеств, а затем в Академии, где учился исторической живописи у Г.И. Угрюмова и Г.Ф. Дуайена, однако настоящим жанром его творчества и призванием стал портрет.

В 1805 году Совет Академии художеств присваивает О.А. Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для более глубокого изучения античного наследия.

Но в 1809 году Академия художеств направляет молодого О.А. Кипренского в Москву помощником к скульптору Ивану Петровичу Мартосу, где он трудился над монументом Минину и Пожарскому.

Кипренский Орест Адамович попал в предгрозовую атмосферу кануна войны 1812 года, поэтому он создавал графические портреты, в которых запечатлел образы своих современников, участников Отечественной войны 1812 года. Эти люди духовно очень близки художнику.

С 1816 по 1822 годы он осуществляет поездку по Италии, которая побудила у Кипренского тяготение к четкости, определенности формы, к обобщенности характеристик. В галерее его портретов есть многим хорошо известные изображения Батюшкова, Голицына, Жуковского, Ростопчиной и Хвастовой.

В 1812 году О.А. Кипренский получает звание академика.

Лучшим произведением О.А. Кипренского во второй половине 20-х годов является портрет поэта А.С. Пушкина, который написан Кипренским на родине в 1827 году. Поэт погружен в свои мысли, а живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт на портрете как бы прислушивается к внутреннему голосу «…минута — и стихи свободно потекут».

Пушкин изображен в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Именно этот момент особенно понравился в портрете и самому Пушкину.

Поэт выразил свое восхищение мастерством живописца в своем стихотворении, посвященном О.А. Кипренскому:

Любимец моды легкокрылый,
Хоть не британец, не француз.
Ты вновь создал волшебник милый,
Меня питомца чистых муз —
И я смеялся над могилой,
Ушел навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит
Так Риму Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, больше он не создал ничего значительного. В Риме художник женился на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Мариучче Фалькуччи. Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. Семейная жизнь, однако, не принесла ему умиротворения.

В письмах соотечественников, живших в те дни рядом с ним в Италии, отразилось его состояние беспокойство, метания, сильное ностальгическое чувство по Родине, не дававшее художнику покоя. О.А. Кипренский стал собираться в путь, о чем сообщает «Обществу поощрения художников»: «…по окончании работ, начатых во Флоренции, явлюсь с восторгом в Отечество и дам ответ в том, что в Италии зря времени не терял». Он просит графа Шереметева прислать плату за купленный им портрет «Читатели газет», поскольку ему нужны деньги для «возвратного путешествия». Весь Петербург ждал Кипренского, и на страницах «Художественной газеты» в сентябре 1836 года появилось сообщение «О.А. Кипренский возвращается в Россию и в весьма скором времени прибудет в Санкт-Петербург».

Осенью 1836 года Кипренский сильно простудился и заболел изнурительной горячкой, через несколько недель почти поправился, начал работать и одновременно собираться к отъезду в Россию. Вскоре болезнь к нему вернулась, Кипренский снова слег и на этот раз уже не осилил недуга.

Кипренский умер 5 октября 1836 года, но не умерли его великие творения. Они на протяжении столетия экспонируются во многих художественных музеях России и за рубежом. Их репродукции выпускаются массовыми тиражами. Его наследие, утверждающее славу нашего изобразительного искусства, знают и высоко ценят миллионы людей во всем мире.

Хоронили Кипренского немногие. Художник Н.Е. Ефимов в своем дневнике тогда записал: «Жаль было видеть стоящий на полу простой гроб с теплящейся свечкой у головы. Прискорбно было видеть это сиротство славного художника на чужбине».

«Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии художник А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

*   *   *

Галерея (62 изображения)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Лабиринты судьбы Ореста Кипренского» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2006
Продолжительность: 00:26:28
Формат: avi
Размер: 175 Мб

Режиссер: Г. Иванова

Орест Адамович Кипренский, блестящий живописец и рисовальщик, «любимец Петербурга», автор лучшего портрета А.С. Пушкина, который назвал его: «Волшебник милый». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Кипренского, о его драматической судьбе. В ней много загадок, тайн, удивительных поворотов.

Скачать для ознакомления: Лабиринты судьбы Ореста Кипренского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: