Нелегкое детство досталось Ване Горюшкину. «Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники саратовские мещане Сорокопудовы«, — читаем мы в автобиографии мастера.
Когда бурлачивший на Волге Сила Васильевич Горюшкин утонул, его шестилетнего сына Ивана, после нескольких лет беспризорной жизни, указом Казенной палаты причислили к обществу саратовских мещан, отдав на воспитание мещанину Сорокопудову. С тех пор и стал он прозываться Горюшкин-Сорокопудов.
С малолетства познал он и жизнь «в людях», когда его отдали «на обучение» к купцу Кузьмину, и дикие нравы сиротского приюта, где он провел четыре года, и работу «мальчика при буфете» на пароходах, курсирующих от Саратова до Астрахани и вверх по Волге. У Ивана рано проявился интерес к рисованию да «малеванию». В свободное время он доставал из кармана блокнотик и делал в нем беглые наброски понравившихся сценок или пейзажей. Но о том, чтобы стать «всамделишним» художником, он и мечтать не смел.
Случаю, однако,было угодно свести юношу с известным путешественником по Монголии, Китаю и Восточной Сибири доктором медицины П.Я. Пясецким. Увидев рисунки «буфетного мальчика», он посоветовал ему поступать учиться к астраханскому художнику П.А. Власову — ученику Перова и Чистякова, организовавшему в городе художественную студию. Вместе с Горюшкиным здесь занимались Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев. Как опытный педагог Власов стремился не только дать своим питомцам основы академических знаний, но и привить любовь к работе с натуры. Именно это позволило юноше глубоко изучить провинциальный быт, узнать и запомнить выразительные типажи и характеры, житейскую обстановку.
Становление Горюшкина как художника пришлось на конец XIX — начало XX веков, когда в изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре велись поиски новых форм выразительного и изобразительного языка. Не остался в стороне от этих поисков и Иван Силыч. Однако первооснову его творческого кредо составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила Астраханская рисовальная школа, а затем и Академия художеств, в которой он обучался в мастерской И.Е. Репина. Влияние репинского таланта сказалось в точности и конструктивности рисунка, пластической выразительности формы, в пристрастии к портрету и сюжетно-тематической композиции. Их связь не прекращалась и позднее. Горюшкин бережно хранил и часто показывал уже своим ученикам репинскую фотографию с надписью: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову. Илья Репин. 1913, 30 апр.». Память о своем великом учителе Горюшкин пронес через всю жизнь.
Горюшкина-Сорокопудова особенно вдохновляли красочный патриархальный быт с его своеобразной неповторимостью, очарование русской природы, русского национального типа. Его увлекали зрелищность, декоративность, нарядность — все, в чем он видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Воспевая старую Русь, ее обряды, обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к истории и культуре.
Позднее, переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов с тем же рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: «Базарный день в старом городе», «Божий суд» и многие другие. Для Горюшкина культура средневековой Руси — это почва, на которой он обретает прочность душевную, откуда и черпает свое вдохновение. В мастерской Ивана Силыча хранились народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов. В них он не только обряжал натурщиков, но нередко примерял их сам. Наверное, делал он это, чтобы точнее почувствовать стиль эпохи и самого себя в ней.
В интонации картин Ивана Силыча слышатся отголоски поэзии Блока и Есенина, в которой навечно слились боль за нищую Россию и влюбленность в тоску ее ветровых песен. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Строки эти он часто повторял вслух, и угадывалось, что были они для него не только жемчужиной есенинской поэзии, но, вероятнее всего, выражением собственного жизненного кредо. Он особенно любил зимние и весенние мотивы: голубоватый, сверкающий серебром иней, деревенские домики и березы, утонувшие в сугробах, ручьи и проталины, буйное и радостное возрождение природы. Художник неоднократно варьирует полюбившиеся сюжеты, возвращаясь к ним снова и снова, наполняя их новым настроением.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Горюшкин-Сорокопулов встретил зрелым художником. Творчество его утверждало лучшие традиции русской художественной школы. Активный организатор АХРР и ОМАХР в Пензе, Горюшкин- Сорокопудов с середины 1920-х и в течение 1930-х годов работает над циклом исторических композиций, посвященных Ленину («Ленин в революции», «Ленин на трибуне», «Похороны В. И. Ленина»). Не расстается художник и с милой его сердцу стариной.
Известность Горюшкину-Сорокопудову принесли не только его произведения. Почти полвека посвятил он педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Многие питомцы Ивана Силыча по Пензенскому художественному училищу стали видными советскими мастерами. В годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины, старый мастер был назначен директором художественного училища и картинной галереи. А в 1943 году за большие заслуги в деле воспитания молодых специалистов и в связи с семидесятилетием со дня рождения ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени. Последние годы жизни Ивана Силыча были трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советской действительности. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника К.А. Савицкого, бывшего директора художественного училища.
Судьба явно благоволила к нему. Он, художник, осевший в провинции, имел достаточно широкую известность. Сегодня живописные и графические работы Горюшкина-Сорокопудова экспонируются в лучших музеях страны, но самое полное и многообразное собрание, свыше 150 произведений, находится в Пензенской картинной галерее. Именно здесь открыт небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная по его эскизам. Кисть Горюшкина воспевает «предания старины глубокой», Русь уходящую. В истории отечественной живописи Горюшкин-Сорокопудов останется художником-тружеником, художником-патриотом.