Константин Алексеевич Коровин

Константин Алексеевич Коровин

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет
«Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни.
Его манили и ему улыбались все краски мира».
К.Ф. Юон

«Коровин — это Паганини в живописи.»
Ф.И. Шаляпин

«Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь — гениальность.»
Коровин Константин Алексеевич

 Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве. Его семья принадлежала к купцам-старообрядцам. Отец Константина был предприимчивым человеком, который смог добиться успеха. При этом он очень любил искусство. С самого детства Константин воспитывался в атмосфере патриархальной благочинности. 

Коровин получил отличное художественное образование, обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были В.Д. Поленов и А.К. Саврасов. В.Д. Поленов оказал огромное влияние на формирование творческого мировоззрения художника. С 1879 года Констанстин участвует в выставках ученических работ, которые организуют в училище. На первой выставке Коровин представил полотно «Весна», в котором наметился присущий начинающему художнику лирический настрой.

Чтобы завершить образование, Константин Алексеевич отправляется в Санкт-Петербург и поступает в Академию художеств. Однако методы преподавания, которые там использовались, разочаровали начинающего художника, и он покинул Академию. При этом в Петербурге Коровин знакомится с К. Коро, Ш. Добиньи.

Оставив Академию, Коровин возвращается в родное училище. В 1883 году он награжден в Училище Малой серебряной медалью за этюд масляными красками. Еще через год ему присуждена Малая серебряная медаль за рисунок с натуры. Коровин выходит из Училища со званием неклассного художника.

Важную роль в творческом развитии художника сыграл мамонтовский кружок. Полотно «Северная идиллия» отражает любовь членов этого кружка к искусству. Упомянутая работа показывает, что художник обладает незаурядным чувством цвета, создающим некоторую музыкальную гармонию.

В середине 80-х годов Коровин становится главным декоратором Русской частной оперы в Москве. К этому моменту он уже успел поработать над декорациями к самым разным операм. С 1888 года он принимает активное участие в деятельности Общества искусства и литературы. 1888 год становится плодотворным периодом для художника. В это время появляются полотна «Улица во Флоренции», «В лодке», «За чайным столом», «У балкона. Испанки». Эти работы отличаются особыми, новыми сюжетами и выявлением в натуре переживаний, совпадающих с чувствами людей.

В 1894 году вместе с В. Серовым Коровин отправляется на Север. Результатом этой поездки стали картины «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Гавань в Норвегии».

Значительное влияние на художника оказывают поездки в Париж. Они приносят вдохновение для новых пейзажей, знакомят художника с символизмом. С 1901 года Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1905 году Коровина избрали академиком Академии художеств. Во время Первой мировой войны он был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывает на передовых.

После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре.

По совету А.В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могут в парижских клиниках, переезжает в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет «сувениры» – бесчисленные «русские зимы», «бульвары Парижа».

Коровин мечтает, отработав очередной контракт, вернуться домой, в Россию. Но деньги на жизнь кончаются раньше, чем заканчивается работа. Снова нужно заключать контракт, и нет денег для всей семьи на обратную дорогу.

Не единожды писал Коровин пронзительные ностальгические письма знакомым: «Надеюсь приехать в Россию… С великим счастьем вспоминаю Россию, и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву-ковыль, и избушку, и дым из трубы в мастерской своей в Охотине, и друзей-охотников». Художник страшно расстраивался, когда его стали называть в печати «эмигрантом» — «я с разрешения уехал за границу и попал в тяжелые условия — надо же иметь сердце».

Коровин так и не сумел войти в жизнь Франции. Он любил Париж любовью гостя и очень тосковал по дому.

В 1926 году Коровина в Париже посещает его ученик М.С. Сарьян: «Последний раз я встретился с Константином Алексеевичем Коровиным в 1926 году в Париже. Я и сейчас не могу без глубокого волнения вспоминать об этой встрече. Мой дорогой учитель постарел, был болен, но сохранил свое покоряющее обаяние. Обрадовался он нашей встрече безгранично. Посыпался град вопросов о России, о новой жизни страны, о друзьях, об искусстве. «Моя единственная мечта, – сказал он мне, – вернуться на Родину, хочу умереть в России». К несчастью, Константину Алексеевичу так и не привелось увидеть родную землю хотя бы перед смертью. Но он до конца своих дней оставался русским человеком, русским художником. И картины, которые он писал на чужбине, были русскими по своему характеру, стилю, отношению к жизни».

 Последние годы Константин Алексеевич Коровин жил в забвении, умер в одной из парижских богаделен 11 сентября 1939 года и был погребен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев де Буа. 

*   *   *

Галерея (197 изображений)

*   *   *
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: