Немного из истории святыни и крестного хода…
В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу.
«И увидел он близ реки Тускари в полугоре у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси…»
Найденная икона своим изображением напоминала новгородскую – Знамение Божией Матери. Обретенный на берегу Тускари образ вошел в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» – на протяжении 7 веков икона является покровительницей и заступницей Курской земли. С ней связано много таинственных и знаменательных событий.
Явление иконы произошло в переломный для русской земли момент истории: многие города и поселения были разрушены татаро-монголами, переживал ужасные бедствия и Курск. Его жители во всех несчастьях видели гнев Божий, наказание за грехи. Свое освобождение от чужеземного разбоя они тоже связывали с Божьей благодатью, снисходившей на них в образах чудотворных икон, часто являвшихся русским людям в порабощенных землях.
Среди церковных историков не раз вспыхивали споры относительно года явления Курской Коренной. Объяснялось это тем, что в ряде списков «Повести о явлениях чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской…» (литературный памятник XVII века) 1295 год вообще не назван, упоминается лишь, что это было время монгольского владычества. Но как бы то ни было, в одном из рукописных сказаний назван год 6803-й от сотворения мира или 1295-й от рождества Христова. Именно эта дата отмечается Русской Православной церковью как время явления курской святыни.
Одно из первых летописных упоминаний о чудотворениях Курской Коренной иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед образом Богоматери. С ее заступничеством куряне связывают преодоление последствий страшного голода 1601–1603 годов в царствование Бориса Годунова и смутного времени с неисчислимыми бедами от самозванцев, отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.
Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой, настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Этот лик стал одним из самых популярных, списки (точные копии) с него богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.
Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым – дивным воеводством, хранити присно в своем крове».
Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.
В 1769 году под сенью образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский – один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русских святых. Он, как известно, родился 19 июля 1759 года в Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства Сергиево-Казанский собор. Когда Прохору было 7 лет, мать взяла его на осмотр не завершенного еще храма. По неосторожности мальчик упал с самого верха строившейся колокольни на землю, но остался цел и невредим. А через 3 года он тяжело заболел и исцелился лишь, когда в Курске был ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. Мать вынесла больного Прохора и приложила его к «Знамению». Вскоре отрок поправился.
За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году лик едет в Москву, где его встречает царь Федор Иоаннович с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению государя икону украсили серебряно-золотистый оклад, жемчуг и драгоценные каменья. Вокруг нее была сделана кипарисная доска, где был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу – пророки со свитками в руках и изречения из их писаний. Царица Ирина Федоровна привесила к образу пелену красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями, украсив драгоценностями.
По возвращении иконы в Курск царь Федор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте ее явления мужского монастыря. На протяжении уже 4 веков он известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. Регулярно сюда стекается много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, ранее считавшейся одной из крупнейших в России.
Первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. Чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря, основанного в 1612 году, в «пустыньку, что на корню». Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала – неделя, с 1765 года срок этот по просьбе игумена обители Исайи московский патриарх продлил до двух недель. В 1768-м Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили из-за нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.
Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, считавшей себя стоящей на страже нравственности подданных. Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников. После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.
И лишь в 1790 году после многочисленных просьб Священный Синод внял просьбам курян, вновь разрешив крестные ходы. И в июне 1791-го чудотворная икона, сопровождаемая тысячами верующих, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Среди них были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.
С 1805 года Александр I изменил сроки нахождения иконы в Коренной пустыни в ответ на прошение игумена монастыря Макария, разрешив находиться там чудотворному лику не 2 недели, а с 9-й седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября – праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В мае 1852 года) Государственный Совет принял решение сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция хода, укрепляясь веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.) и епархиально-административного центра (1833 г.) его значение значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника обряд объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало им особую торжественность и значимость.
По воспоминаниям архиепископа Курского и Белгородского Серафима, накануне выноса чудотворной иконы, в четверг вечером, кроме архиерейской всенощной в Знаменском соборе служилась еще и народная всенощная на особом помосте посреди Краевой площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась за полночь. Десятки тысяч лиц озарялись горящими во тьме свечами. Стоголосый хор разносил по округе священные песни. Звон монастырских колоколов подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход… Очень реалистично это состояние духа передал великий Илья Репин в картине «Крестный ход в Курской губернии».
Традиции прервали события 1917 года. Монастырь, где хранилась икона, был разграблен в Гражданскую войну, но «Знамение» удалось спасти. В октябре 1919 года святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог при участии епископа Курского и Обоянского Феофана. 1 апреля 1920 года икона покинула пределы страны на пароходе «Святой Николай». В последний раз икона была на территории России в сентябре–октябре того же года по просьбе генерала Врангеля в его войсках. После этого в России осталась лишь ее копия.
В эмиграции икона находилась в греческих Салониках, сербском городе Нище, Белграде, Вене, Мюнхене. Этот путь она прошла за 30 лет и, наконец, окончательно остановилась в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). С того момента, как икона покинула Россию (1921 год), образ стал главной святыней русской православной эмиграции.
Монастырь в Коренной пустыни закрыли в 1923 году, разрушив, разграбив, осквернив. Его обнесли 4-метровым забором. Живоносный источник пытались стереть с лица земли, залив бетоном. Но он пробивался в новых местах.
Перемены начались лишь в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси. После обращения владыки Курской епархии Ювеналия к Патриарху Пимену и президенту Горбачеву 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.
С этого момента началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века. На месте развалин возведена звонница, храмы. Возрожден скит с домовой церковью, гостиницей, хозпостройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. Вновь были налажены наземные пути к исторической святыне. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года.
По материалам книги Н. В. Гришечкиной «Чудотворные иконы на Руси»
Скачать фото: ССЫЛКА
«Крестный ход в Курской губернии» — картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1880-1883 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.