Краткая история Курской Епархии

Краткая история Курской Епархии

 Возможно до татаро-монгольского нашествия могла существовать Курская епископия, хотя это и не отражено в дошедших до нас исторических документах.
 В 1667 году (по другим сведениям в 1666 году) была создана Белгородская и Обоянская епархия.
 В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение тогда не состоялось.
 В 1787 году Белгородско-Обоянская епархия была переименована в Белгородско-Курскую.
 17 октября 1799 года Курск стал центром епархии, архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
 В 1833 году кафедра переносится в Курск, после чего Белгородская кафедра становится викариарной.
 С 25 февраля 1905 года епархия называлась Курская и Обоянская.
 В 1967 году Курская епархия получила своё нынешнее название Курская и Рыльская.
 26 июля 2012 года из Курской епархии были выделены Железногорская и Щигровская епархии со включением всех трёх епархий в новообразованную Курскую митрополию.

Названия

  • Курская и Белоградская (Белгородская) (16 октября 1799—1905)
  • Курская и Обоянская (25 февраля 1905—1954)
  • Курская и Белгородская (1954 — 22-23 февраля 1993)
  • Курская и Рыльская (с 22-23 февраля 1993)

Архиереи

  • Феоктист (Мочульский) (9 февраля 1787 — 15 сентября 1801; до 16 октября 1799 года — Белгородский и Курский)
  • Евгений (Казанцев) (14 июля 1818 — 27 февраля 1822)
  • Владимир (Ужинский) (12 апреля 1822 — 28 марта 1831)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (28 марта 1831 — 10 февраля 1832)
  • Илиодор (Чистяков) (13 марта 1832 — 5 ноября 1860)
  • Сергий (Ляпидевский) (1 января 1861 — 11 января 1880)
  • Ефрем (Рязанов) (11 января 1880 — 19 марта 1883)
  • Михаил (Лузин) (19 марта 1883 — 20 марта 1887)
  • Иустин (Охотин) (28 марта 1887 — 3 сентября 1893)
  • Ювеналий (Половцев) (3 сентября 1893 — 7 марта 1898)
  • Лаврентий (Некрасов) (22 марта 1898 — 17 июня 1904)
  • Питирим (Окнов) (17 июня 1904 — 4 октября 1911)
  • Стефан (Архангельский) (4 октября 1911 — 18 июня 1914)
  • Тихон (Василевский) (11 июля 1914 — 15 мая 1917)
  • Феофан (Гаврилов) (1917—1919)
  • Назарий (Кириллов) (1919—1923)
  • Ювеналий (Масловский) (17 октября 1923 — январь 1925)
  • Назарий (Кириллов) (1925 — 2 июля 1928)
  • Дамиан (Воскресенский) (1928—1932)
  • Памфил (Лясковский) (23 ноября 1932 — 11 августа 1933) в/у
  • Онуфрий (Гагалюк) (11 августа 1933—1935) (до 22 ноября 1933 управляющий)
  • Хрисогон (Ивановский) (август — сентябрь 1935) от назначения отказался
  • Александр (Щукин) (30 сентября — декабрь 1935) в Курск не поехал
  • Артемон (Евстратов) (15 декабря 1935 — май 1937)
  • Феодосий (Кирика) (23 мая — август 1937)
  • Ефрем (Ефремов) (1 сентября — 13 октября 1937)
  • Питирим (Свиридов) (14 июля 1943 — 13 января 1947)
  • Алексий (Сергеев) (13 января 1947 — 3 июня 1948)
  • Нестор (Сидорук) (3 июня 1948 — 1 октября 1951)
  • Иннокентий (Зельницкий) (27 декабря 1951 — 8 декабря 1958)
  • Роман (Танг) (9 декабря 1958 — 21 мая 1959)
  • Леонид (Поляков) (11 июня 1959 — 9 апреля 1962)
  • Серафим (Никитин) (8 июля 1962 — 25 июня 1971)
  • Николай (Бычковский) (28 июля 1971 — 3 сентября 1974)
  • Хризостом (Мартишкин) (3 сентября 1974 — 26 декабря 1984)
  • Ювеналий (Тарасов) (26 декабря 1984 — 17 августа 2004)
  • Герман (Моралин) (с 17 августа 2004)
Историческая справка

Из глубины веков

Сведения о Курском княжестве впервые упоминаются в летописях в 1095 году. Сын князя Владимира Мономаха Изяслав стал тогда княжить в Курске. Правление было недолгим. Через год он погиб в схватке со своим крестным отцом князем Суздальским Олегом. Вторично сведения о Курском княжестве встречаются уже под датой 1125, когда князь Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого Князя, а удельным князем Курским стал его сын Изяслав Мстиславович.
В 1136 году из-за междоусобиц Курск отошел к Черниговской ветви князей, оставшись удельным княжеством во главе с князем Глебом. В 1147 году в Курске княжил уже Иоанн Георгиевич (Иваноко Юрьевич), сын Юрия Долгорукого, а через два года Курский удел с Посеймьем и Сновской областью был передан в княжение Святославу Олеговичу.
Не все документы дошли до нас, не все исторические события были зафиксированы в летописях, многое утрачено. Поэтому о многих событиях мы можем только предполагать. Во всяком случае, с конца XI века и до монгольского нашествия насчитывалось несколько Курских удельных князей, которые владели не только городом Курском, но и значительной частью Посеймья.
Курск того времени был уже весьма крупным городом. Об этом красочно повествуется в «Печерском патерике» в связи с жизнеописанием преподобного Феодосия Печерского. В городе было развито ремесленничество, велась бойкая торговля, выпекался хлеб. Были школы, в которых учились дети. Курский властелин наместник князя Киевского, имел собственные хоромы. В доме его была даже домовая церковь, а в самом Курске в то время действовало несколько храмов.
Курский край начала XI века заселялся достаточно плотно, особенно по течению рек. В «Печерском патерике» говорится о соседнем с Курском городе, в котором также был храм. К сожалению, название города не упоминается.
Курск, безусловно, возник не позднее конца X века как своеземческий город. Вполне реально, что возник он значительно раньше 990 года, а эта дата говорит лишь о том, что в этом году Курск стал городом Киевской Руси. Вполне уместно предположить также и то, что 990 год был отправной датой начала крещения курян. Потому можно считать, что христианская вера на курской земле начала укрепляться именно с этого времени, то есть всего лишь спустя два года после крещения киевлян.
К XIII веку Курск стал крупнейшим городом-крепостью Посеймья. В это время пограничная с Курским краем степь оказалась во власти новых кочевников, пришедших из Заволжья. То были монголы, или, как их тогда еще называли, таурманы, татары. Настало время, когда, забыв взаимные обиды, русские и половцы объединились для борьбы со страшным врагом. 31 мая 1224 года на реке Калке соединенные войска были разбиты татарами. Отважно сражался отряд курян под предводительством князя Олега. В 1237-1238 годах новые полчища таурманов появились у русских границ, двоюродный блат хана Батыя Менгу взял Курск. Город был полностью уничтожен. Осталось лишь пепелище и несметное количество убитых. Были порушены и все курские храмы. Сожжены были и многие селения вокруг города, немногие жители сумели спастись, укрывшись в чащобах и лесах. Великие беды Курского края длились почти до окончания этого века. Вплоть до конца 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что Курская сторона Руси и в самом деле погибла.
Но не оставила курян их вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. Верные заветам Христа, куряне молили Его о пощаде и прощении грехов. И небесная помощь пришла. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери, в окрестностях разоренного города на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

Благая утешительница

Обретение Курской-Коренной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в одном рукописном сказании об этом достопримечательном событии описывается так: » В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую дишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.
Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острове у часовни из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в возрождающийся монастырь. Ее автор — наш земляк, знаменитый скульптор, народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков.
Чудесно открывшийся источник символически знаменовал возрождение к жизни опустевшей земли. Столь необычное явление Иконы, соединенное с чудом вскоре сделалось известным в соседнем городе Рыльске. Место явления святыни стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город. Чудотворный образ торжественно встречали жители города. Однако князь уклонился от торжества, не захотел выйти за городские ворота навстречу иконе, и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь, умиленный этим чудом, соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной пустыни.
Молва народная о её чудесах достигла и царского престола. Царь Федор Иоаннович повелел принести оную из пустыни в Москву, дабы воздать ей подобающее поклонение. В Москве Святыню царь встретил сам с Патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и войском. По указанию Феодора Иоанновича икону обрамили кипарисной доской с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу — девяти ветхозаветных пророков с хартиями в руках, пророчествовавших о Богородице. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями.
Посещение чудотворной иконой столицы положило начало новому рождению города Курска. В том же 1597 году царь Феодор Иоаннович, наряду с Указом об устроении монастыря на месте обретения иконы, повелел возвести крепость и возобновить древний город Курск на его прежнем месте.
Там, где была найдена икона, основалась мужская обитель, получившая известность как Коренная пустынь. В её соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы и была помещена икона, а над чудотворным источником возведена церковь во имя образа Божией Матери «Живоносный источник». В обители икона находилась до 1598 года, когда произошло нашествие крымских татар на юг России.
Опасность неприятельского нашествия не оставляла курские земли, для безопасности Святыня была перенесена в восстановленный перед тем город Курск. Икону поставили в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы. А в Коренной пустыни остался точный список с нее.
Преемник на престоле Борис Годунов, как и прежний царь, щедро одарил Святыню богатыми дарами. В 1601-1604 годах в Московском государстве был сильный и повсеместный голод. И только на одних курских землях были постоянные урожаи. Куряне слезно молились перед своей Небесной Заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Отсюда снабжали хлебом другие города. Царь Борис пожертвовал Коренной обители деньги, разные церковные вещи: ризы, колокола, ладан, свечи, книги. Он объявил монастырь Царским богомольем.
После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.
Трудными, малорадостными событиями для православных людей начиналось ХХ столетие в России. В конце октября 1919 года при оставлении Курска Добровольческой армией 12 иноков Знаменского монастыря перенесли икону в Белгород. Отсюда она с остановками в Таганроге и Екатеринодаре была перевезена в Новороссийск, а затем 1 марта 1920 года епископом Курским Феофаном на пароходе «Святой Николай» — в Салоники. 3 апреля епископ Феофан привез Икону в город Ниш, древнюю столицу Сербии. Затем четыре месяца она пребывала в Земуне, а в сентябре была по просьбе генерала Врангеля перевезена в Крым. Ровно через год после оставления Курска, 29 октября 1920 года Святыня покинула родную землю. Вместе с епископом Феофаном она пребывала в сербском монастыре Язке на Фрушковой горе. С конца 1927 года находилась в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде.
Во время Второй мировой войны, когда Белграду пришлось пережить бомбардировки, Чудотворная икона была перевезена в тихий Карлсбад, куда эвакуировался Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Весной 1945 года она прибыла в Мюнхен. Из Мюнхена она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию, многие города самой Германии.
Единственная Святыня, которая выехала со своим народом — Чудотворная Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Курская икона стала «Одигитрией» — путеводительницей, покровительницей всех русских людей, рассеянных по всему миру. Перед нею совершались все важные церковные акты. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди.

Учреждение Курской епархии

На протяжении XVII века в Курском крае продолжали возводиться храмы в городах и селеньях. К 1628 году в курской десятине, причисленной к Патриаршей области, было 13 городских церквей, 41 уездная и 1 часовня. Изменившиеся исторические условия диктовали необходимость открытия новых епархий. По решению большого Московского Собора 1667 года должно было открыться 9 новых епархий, но открылась только одна Белгородская митрополия. В её состав вошло 37 довольно населенных украинских городов и 542 церкви. В нее входила и почти вся территория современной Курской области. 3 января 1722 года Св. Синод своим указом преобразовал митрополию в епископию. В последующем, когда возникла и укрепилась Харьковская епархия, центр епархиального управления был перенесен из Белгорода в Курск.
17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае кафедры Русской Православной Церкви. Сам Курск оставался в подчинении Московскому патриархату. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей.
Большую память о себе оставил архиепископ Досифей (Богданович-Любимский). Он повел более решительную борьбу с расколом, особенно ревностно соблюдалось церковное благочиние. Известны его труды по искоренению языческих обрядов, которые особенно проявлялись при совершении браков. 11 января 1736 года кафедру занял архиепископ Петр (Смелич), свое служение он начал с того, что учредил духовные училища в Курске и Старом Осколе.
Русские государи особое внимание уделяли подкреплению устоев церкви. Цари Петр Алексеевич и Иоанн Алексеевич подарили в 1688 году для Знаменского храма Курска колокол весом 50 п. 4 ф. Их Жалованные Грамоты давали право на владение той или иной частью земли Русского Государства.
Со 2 июля 1748 года Божиим промыслом стал во главе Белгородской епархии великий подвижник веры Преосвященный Иоасаф (Горленко). Неутомимый архипастырь своей напряженной деятельностью старался поднять авторитет Церкви и воспитать служителей её образованными и сильными духом. Святитель Иоасаф много внимания уделял жизни простого народа. Доходило до того, что он сам тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Внимание его к семье вообще и к русской женщине в её тяжелой крепостной доле было глубоко сердечным, участливым.
Служению Господу Богу со всей чистотой своей души святитель Иоасаф посвятил всю свою жизнь. В 1752 году, будучи в Курске, он освятил закладку Сергиево-Казанского собора. Строил храм Исидор Машнин, отец будущего преподобного Серафима Саровского.
С Иоасафа Белгородского старался брать пример служения Богу и православного просвещения епископ Порфирий (Крайский). После его кончины на деньги епископа по его завещанию были устроены две богадельни для престарелых, увечных и бедных. Их существование поддерживалось процентами с долгое время существовавшего капитала епископа Порфирия.

Курская епархия в XVI — XIX вв.

Указ императрицы Екатерины II 1764 года о закрытии 4/5 всех русских монастырей поставил епархию в чрезвычайно трудное положение, она попала в III разряд. Упразднены были два монастыря, многие изменили свой статус и стали заштатными.
23 мая 1779 года по указу Сената была учреждена Курская губерния. Через два года в Курске произошел большой пожар, уничтоживший практически весь старый центр города. Императрица Екатерина II утвердила Генеральный план застройки города, исходя из него Фроловский, Покровский, Михайловский храмы должны били быть разрушенными. Однако губернский землемер Ф.И.Башилов очень осторожно подошел к перепланированию города, оставив каждую из церквей на своем месте.
В 1787 году в уездном в то время Белгороде была открыта духовная семинария. Этот год был богат событиями: через епархию проезжала императрица, возвращаясь из Новороссии. Она посетила Белгород, Обоянь, Курск. 13 июня присутствовала на молебне в Знаменском монастыре. Курск и в особенности курские храмы понравились Екатерине II. В том же году епархия была переименована из Белгородско-Обоянской в Белгородско-Курскую. Дмитриевский, Льговский, Путивльский и Рыльский уезды с двумя монастырями Путивльским и Рыльским и двумя пустынями Глинскою и Софрониевой, до этого находившиеся в ведении Севской епархии, были переданы в ведение Белгородского епископа.
В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
В период войны с Наполеоном курское духовенство сердечно разделило скорбь народа. Архиепископом Феоктистом был начат сбор средств в помощь русской армии. Некоторые из священнослужителей решили защищать Родину с оружием в руках. Всех «духовных волонтеров», пожелавших пожертвовать за Отечество своей жизнью, в один из августовских дней 1812 года на Знаменской площади благословил архимандрит монастыря, совершив напутственный молебен. Некоторые из волонтеров были зачислены в ополчение, другие — в Лубенский гусарский полк и в пехотные войска. В фонд армии передавался также хлеб, пожертвования в виде дорогостоящих вещей.
И хотя фронт от Курска был довольно далеко, граждане волновались. Духовенство много внимания уделяло проповедям, успокаивая народ и прося Промыслом Божиим даровать победу русскому воинству. По решению архиепископа Феоктиста один из списков курской иконы Божией Матери «Знамение» был взят из Коренной пустыни и препровожден в действующую армию кн. М.И. Голенищеву-Кутузову в Малоярославец. В честь победы над Наполеоном по губернии прошли праздники. При этом также проводились сборы средств пожертвований на увечных воинов.
В 1815 году был заложен в Курске Знаменский собор, как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Заботами владыки Феоктиста благоустраивались многие школы и училища в Курске, ст. Осколе, Путивле, Обояни, Рыльске. Особое внимание он проявлял к Курской духовной семинарии. Преосвященный Феоктист первым из курских архипастырей был удостоен высоких государственных наград — орденов Св. Анны I ст. и Св. Александра Невского.
Строительство каменного большого Знаменского собора в Курске началось в 1816 году и продолжалось 10 лет. Храм в виде креста увенчивал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров. Внутреннее пространство храма все залито светом, проникающим через высокие и широкие окна купола. 13 января 1826 года он был освящен и уже через три дня принял гроб с телом почившего в Бозе императора Александра I, скончавшегося в Таганроге.
Храмы Курской епархии проводили обновление иконостасов, покупались новые колокола. Получило развитие устроительство домовых церквей. Были освящены церкви в гимназии (Николаевская), в доме губернатора, в духовных училищах, в некоторых частных домах. В годы управления обер-прокурора Св. Синода Н.А.Протасова увеличились государственные ассигнования на церковные нужды: к 1855 году по сравнению с 1832 годом — на 200 процентов.
В 1833 году в епархии произошло важное событие. Преосвященный Илиодор, епископ Курский и Белгородский, перевел кафедру в Курск. Сергиево-Казанский собор стал кафедральным. Одновременно переехала в Курск и духовная консистория. Трудными для курского духовенства были 1846-48 годы. На территории губернии распространилась холера. Для спасения людей было проведено несколько крестных ходов с чудотворной иконой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. И болезнь Божиим промыслом в 1849 году была преодолена.
В 1864 году по распоряжению директора учебных заведений Д.Г.Жаворонкова во всех учебных заведениях края был введен Закон Божий. Преподавали его лучшие священники епархии.
В 1871 году, с 1 января, начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей». Этот период в губернии отличало также усиление благотворительности и просвещения. Открылись Курский духовный приют, женские училища в Троицком монастыре Курска и в Белгородском женском монастыре, Александровские приюты — мальчиков в Знаменском монастыре, девочек в Епархиальном училище. В 1892 году была открыта церковно-приходская школа для беднейших жителей Курска. Учредило её Курское братство преподобного Феодосия Печерского. В 1899 году епископ Иустин утвердил также Курское православное Палестинское общество. Первых учеников приняла воскресная женская школа. На границе века впервые стали работать постоянные курсы для учителей церковно-приходских школ.
В 1888 году были проведены «с подобающей сему случаю» торжества в честь 900-летия Крещения Руси. Такое Торжество Православия в Курске проходило впервые и среди торжественных дат XIX века эта дата была самой яркой.
К началу XX века в Курской губернии по вероисповеданию, согласно переписи населения, Православие исповедовало 98,7% населения. Однако возникали и противоборствующие православной церкви религиозные секты: старообрядцы, обновленцы; некоторые слои населения южных районов поддались искушению толстовства. Существенного влияния на население губернии все эти течения не оказали, пастыри активно боролись с отступничеством и извращениями веры. Важное значение имела работа различных православных обществ и братств. 27 февраля 1900 года был учрежден Курский комитет православного Миссионерского общества. В открытой в 1903 году Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской духовной семинарии. На её заседаниях среди прочего поднимались вопросы и духовной истории.
Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года). Для каждого из курян это были очень торжественные события. На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья — император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми.
Во время Русско-Японской войны епархия проводила большую благотворительную деятельность: собирались пожертвования на содержание лазаретов и госпиталей, на подарки воинам, сражавшимся в Маньчжурии. Такую же деятельность проводила церковь и во время войны с Германией в 1914-1917 годах. Архиепископ Тихон передал для увечных и больных воинов 400 рублей своих личных сбережений и передавал затем ежемесячно по 100 рублей. В архиерейском доме в Знаменской роще был устроен госпиталь на 35 коек. Пожертвования шли от многих священников и от всех благочинных, а также всех монастырей епархии.
В 1904 году было принято решение о составлении церковно-приходских летописей, в которых бы отражалась история сел и деревень епархии. Протоиерей Алексей Танков подготовил программу составления летописей.
В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. В апреле 1915 года открылась Серафимовская школа-церковь, а 10 ноября — Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию.

Накануне революции

Накануне революции 1917 года в Курской губернии действовало 1097 православных храмов и 12 монастырей. В восьми мужских монастырях и пустынях жили 740 монахов и послушников и 341 человек на предварительном испытании, в четырех женских — соответственно 521 и 1814 женщин.
До революции в курской губернии проживало около 10 000 служителей культа. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей (данные ФСБ).
Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Сохранившаяся справка секретаря губисполкома красноречиво свидетельствует о том, как быстро они разрушались: «Курский женский Троицкий монастырь — имущество расхищено в 1919 году и при пожаре 1921 года; Курский мужской Знаменский монастырь — почти все имущество расхищено в годы гражданской войны; Рыльский Николаевский монастырь — передан детгородку, сведений об учете имущества нет». Аналогичная участь постигла и другие православные обители: монахи и монахини были разогнаны или репрессированы. Сокровища религии в большинстве своем исчезли без возврата. Потом, в разные годы, взорвали соборы, разобрали жилые и хозяйственные постройки. Остался лишь след на земле да в памяти народной.
В предвоенное десятилетие прошлого столетия духовенство Курской епархии испытало очередное наступление на РПЦ. В 20-30-ые годы от рук государственных карательных органов пострадали сотни священников, представителей духовенства, мирян. К 1927 году в храмах епархии осталось служить всего 400 человек, то время как до революции их было 6 тысяч. Еще в 1934 году в епархии насчитывалось 1600 священнослужителей. До 1917 года в Курской губернии проживало 4 тысячи монашествующих, в 1937 году их осталось всего 700 человек.

Годы войны

Несмотря на длительный период гонений, с первых дней войны Православная Церковь выступила как патриотическая сила, готовая поддержать свое государство. На территории Курско-Белгородской епархии стали открываться храмы. Правда, почти половина церквей были открыты при немцах. Престарелый протоиерей Каплинский, ставленник немецкой власти, назначал духовенство. Позже выяснилось, что некоторые из вновь поставленных в открывшиеся приходы священников не имеют рукоположения, а некоторые не способны к ведению пастырской службы. В южных районах оказалось много ставленников обновленческого епископа Щербакова или неканонического митрополита Харьковского Феофила.
К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них собственно храмов — 249. В самом Курске — 11 храмов. Имелось два женских монастыря: в Курске и в с. Пятницком Валуйского района.
После освобождения территории от оккупации в управлении епархией был наведен порядок. В 1943 году епископ Питирим разделил её на 18 благочиннических округов, духовенство стало проверяться.
Вступление в Курск Красной армии 8 февраля 1943 года было радостно встречено, в храмах начались моления о победе русского оружия. Прихожане с энтузиазмом оказывали помощь раненым, прибывавшим сюда на лечение. Очень активно церковная деятельность развернулась во время, предшествовавшее сражению в Курской битве и во время него. Штаб Центрального фронта находился в м. Свобода Золотухинского района в святом месте — монастыре Коренная пустынь.
За свою службу и вклад в Победу часть курского духовенства была удостоена государственных наград — медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Только один приход Введенского храма на нужды фронта собрал 200 000 рублей. Церковные советы периодически объявляли специальные денежные сборы. В периоды особо напряженных работ в поле согласно постановлению Святейшего Синода богослужения начинались столь рано, чтобы рабочий день верующих мог использоваться полностью.
На государственно-общественные цели православными приходами Курской области начиная с 1943 года по 1 января 1945 года было пожертвовано более 4,6 миллиона рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. Несмотря на все трудности, которые переживала Русская православная церковь, вклад курских православных организаций в дело победы в Курской битве оказался весьма значительным.

Знаменитые Курские крестные ходы

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам.
С 1618 по 1726 годы икона оставалась в Коренной пустыни тря дня, затем до 1765 года — уже на целую неделю. Но в 1767 году по Указу Священного Синода Курский Крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791 году. При этом икона стала пребывать в обители две недели. В 1805 году благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.
Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним — Коренная пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. С течением времени выработался определенный порядок прохождения Крестного хода. Величественные и торжественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было безбрежное море притекающих под сень иконы паломников. Любовь к чудотворной иконе была огромной.
Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы — точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 году. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, их святая вода дает силы и укрепляет в вере православных людей.
Множество крестных ходов с молебнами о даровании победы русскому воинству проходило на территории епархии в годы войны 1914-1917 годов. Кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью, совершались достаточно часто и крестные ходы в сельской местности с местными церковными реликвиями.
Всенародным почитанием с 1792 года стала пользоваться и Чудотворная Пряжевская (Суджанская) икона Пресвятой Богородицы. Во многом, благодаря ей в 1863 году вновь был открыт Николо-Белогорский мужской монастырь. Со святым образом совершались два крестных хода — в г. Мирополье (ныне Сумская область Республики Украина) и в г. Суджу. С 30-х годов XX века до 1990-х годов чтимый образ пребывал в Свято-Троицком храме г. Суджи, а с возрождением Белогорского Горнальского монастыря был перенесен в эту обитель

Коренская ярмарка

Немаловажную роль в развитии Коренной пустыни и крестного хода сыграла Коренская ярмарка. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. А уже в правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России, наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, изобилие и великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на всю бескрайнюю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена древний Курск в качестве «Южных торговых ворот России».
По указу императрицы Екатерины II в 1787 году Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших в России. За несколько дней до официального открытия ярмарки для ее устройства и управления в Коренную обычно переезжала в полном составе городская Дума, для которой было выстроено специальное здание. На протяжении более двух веков под стены древнего монастыря съезжались купцы со всех концов.
На заре XXI века возникла идея возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года она начала свою вторую жизнь как ежегодная межрегиональная универсальная оптово-розничная. Ярмарка оживила и укрепила партнерские связи, и более того, — с годами она становится традиционным и желанным местом проведения многосторонних плодотворных деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается долговременное сотрудничество.
Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым на всю страну Крестным ходом с Чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Эта традиция сохраняется и сегодня. И теперь без этого шумного, яркого, с участием множества гостей события уже трудно представить жизнь региона. Тем более что каждая ярмарка имеет свои особенности.
Восстановление Коренной пустыни в первоначальном виде — задача не только межрегионального, но и общероссийского значения. Большую организующую роль в этом играет Попечительский Совет по её возрождению, созданный в 2005 году по инициативе Курской епархии и администрации Курской области. Совет возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЦФО Г.С. Полтавченко. Коренская ярмарка включена в ежегодный календарь мероприятий Центрального федерального округа.

Церковь и культура курского края

В Курской епархии особую поддержку церкви нашло иконописание. Возможно, оно развивалось еще с домонгольских времен, но особый толчок получило в начале XVIII века, когда в слободе Борисовка при Тихвинском девичьем монастыре на капиталы графа Б.П.Шереметева открылась иконописная мастерская. Фельдмаршал в строившихся монастырских церквах для иконописных работ присылал из Петербурга в Борисовку опытных живописцев. Епархиальное управление также проявляло свою благотворительную деятельность, а летом 1902 года здесь открылась иконописная школа. К 1905 году в Борисовке было 900 иконописцев. Не все они были классными мастерами, однако количество работников показывает, что иконопись пользовалась успехом. В исторических документах сохранилось примечание о том, что местные мастера писали иконы только на ольховых и липовых досках. Иконы Борисовского письма распространялись по всей южной части Российского государства, и их видели даже за границей в православных храмах Болгарии, Сербии, Австро-Венгрии.
Иконописью занимались и в других уездах губернии. К примеру, в слободе Тамаровка и в селе Супруновка Белгородского уезда, в селе Шустово Льговского уезда, селе Великомихайловка Ново-Оскольского уезда и в самом губернском городе. В Курске издавна существовала школа-мастерская Шуклиных, признанных мастеров. В мастерской производилось также изготовление иконостасов, золочение крестов, куполов. Известность в городе приобрели и другие мастерские — Карачевцевых, Иваниловых. Украшательство икон было развито в женских монастырях — Борисовском, Курском, Белгородском.
Ныне эту славную традицию продолжают мастера и ученики иконописной школы имени Андрея Рублева при Курской духовной семинарии, мастерской Щигровского Свято-Троицкого братства.
Развитие музыкальной культуры в крае связано с церковным пением и духовной музыкой. Архиерейский хор существовал с 1816 года. Он пользовался славой и уважением прихожан и священников. Исполнялись замечательные произведения русских композиторов: земляка курян Дегтярева, Бортнянского, Сарти и многих других. Многие из курских меценатов делали взносы на содержание хора. При преосвященном Илиодоре хор достиг высшего мастерства, часть его даже выступала в Санкт-Петербурге в кафедральном и других соборах. В XX веке хоровое церковное пение распространилось по многим храмам епархии.
Многие среди протоиереев вели научную деятельность, посвященную не только религиозной и духовной жизни общества. Например, протоиерей Обоянского Троицкого собора Иоанн Иванов, откликнувшись на призыв Русского Географического общества, собрал более ста слов, употреблявшихся в Обоянском уезде. Такую работу в Дмитриевском уезде выполнил протоиерей Дмитрий Авдиев, собрав несколько сотен слов Дмитриевского говора, так называемой «Комарицкой земли».
Некоторые священники епархии блистали и литературными талантами. В начале XX века, например, талантливые стихи выходили из-под пера молодого священника Алексия Яхонтова. И только ранняя смерть не позволила во всей полноте развиться его таланту. Стихотворным творчеством занимался также церковный ученый-историк Георгий Ильич Булгаков, не раз его творения публиковались в «Курских епархиальных ведомостях». Газета выпускалась до 1918 года.

Святые земли Курской

Курск — родина преподобного Серафима Саровского. Здесь он прожил чуть менее четверти своей жизни. Вклад преподобного Серафима в православную мировую аскетическую традицию очень важен. Именно этот святой стал каноническим образцом русского старчества, активно окормлявшего мир. Преподобный Серафим Саровский сыграл важную роль в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей. По его благословению и молитвам было открыто более 10 женских обителей. По велению Божией Матери преподобный Серафим стал духовным наставником и утешителем Дивеевских сирот, первых насельниц Свято-Троицкого Сарафимо-Дивеевского монастыря.
Летом 2004 года весь Православный мир праздновал 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. Всероссийские Серафимовские торжества начались в Курске. Торжества духовно преобразили город, они вышли за церковную ограду и объединили в общей молитве, в великой пасхальной радости, которой был преисполнен сам преподобный Серафим, тысячи и тысячи верующих, паломников из России и стран ближнего зарубежья.
Святейший Патриарх Алексий благословил привезти из Дивеевского монастыря за тысячи километров в Курск мощи преподобного Серафима. Такого в истории Православия никогда не было. Впервые на курскую землю самолетом прибыла рака с мощами батюшки Серафима. В течение трех дней круглые сутки шли в Знаменский кафедральный собор к пеподобному на поклонение люди.
Курская земля дала христианству и других выдающихся подвижников духа, многие из которых удостоились Небесной Славы: Оптинских, Саровских, Глинских старцев. Например, преподобный Исаакий I (Иван Иванович Антимонов). В 38 лет он оставил блестящую карьеру, почетное гражданство, немалое состояние и ушел в Оптину пустынь, где несколько лет подвизался в монашестве его старший брат Михаил. Во время настоятельства игумена Исаакия I обитель достигла особого расцвета в духовном, хозяйственном и строительном отношениях.
В Саровской пустыни подвизались иноки-куряне, благодаря которым в обители создалась атмосфера подлинного аскетического благочестия. Это седьмой настоятель монастыря иеромонах Пахомий (Борис Назарович Леонов), родившийся в купеческой семье; иеромонах Питирим (Петр Иванович Дружинин); месточтимый святой Тамбовской епархии схимонах и подвижник Марк-молчальник (Михаил Андреевич Мальцов). Будущие подвижники-старцы росли в благочестивых семьях, отличающихся высокой религиозностью. Эта черта была присуща курским купеческим фамилиям.
В годы гонений на Православную Церковь курская земля обогатилась новомучениками и исповедниками. Впервые в истории РПЦ по благословению Патриарха Московского Алексия было установлено празднование Собора Курских Святых, в земле Курской просиявших, и состоялось оно 1 августа 2003 года, в день 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. В Соборе Курских святых в настоящее время — 23 имени. Икона им написана курскими иконописцами, а местные священники написали молитву курским святым. Среди имен — священномученики Дамиан (Воскресенский) и Онуфрий (Гагалюк). В память о священномучениках-курянах ежегодно в Курской государственной сельскохозяйственной академии проводятся Дамиановские чтения в рамках всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: