Орловский Владимир Донатович (1842 — 1914) — воспитанник Петербургской Академии художеств и один из лучших пейзажистов 80-х годов XIX века. Современники называли Орловского «звездой первой величины наравне с Айвазовским», «искателем солнца», «несравненным пейзажистом южной природы», «корифеем русского пейзажа».
Российско-украинский художник, пейзажист академической школы. Родился в семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И.М. Сошенко. В 1861 по окончании гимназии поступил в Академию художеств. В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.В Академии художеств стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.В 1868 г. — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу.
Три года (1869—1872) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России. В 1874 году ему было присвоено звание академика, а в 1878 — профессора за картину «Сенокос». Также в 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.Представитель академизма. Произведениям художника присущи строгость композиционного построения, тщательность проработки деталей, пристальное внимание к эффектам естественного освещения.
Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской. Он был популярен наравне с И.К. Айвазовским.
Картины Орловского очень разнообразны по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Специальность его — открытые виды леса.Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры. Морские виды Орловского замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом. Живопись Орловского сначала не вполне свободная, впоследствии стала мало-помалу широкою, колорит богаче.Любил «открытые» виды – морские пейзажи, закаты, разливы, лунные ночи, испытывая склонность к отображению наиболее эффектных состояний природы.
В 1881 предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х — 1890-х периодически бывал в Крыму. В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища. Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев. Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.
Во второй половине 19 века в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы.
«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий – крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива – не более», — писал он.