Светославский Сергей Иванович

Светославский Сергей Иванович

 В русской пейзажной живописи конца XIX века имя Сергея Ивановича Светославского (6 октября 1857, Киев — 19 сентября 1931, Киев) являлось одним из наиболее значительных. За два десятилетия творческой деятельности он прочно утвердил за собой место выдающегося мастера большого реалистического пейзажа-картины. Присущий ему демократический пафос, уверенное живописное мастерство, стремление глубже проникнуть в сокровенную жизнь природы ставят Светославского в один ряд с лучшими русскими пейзажистами. 

Связь художника с русской школой живописи была органична. В 1874 году семнадцатилетним юношей он покинул родной Киев и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова и В.Д. Поленова. Его товарищами по училищу были Исаак Левитан и Константин Коровин.

Картины Светославского, в которых огромную роль играет передача света и воздуха, отличались уже в годы учебы новизной восприятия природы. Молодой живописец много и успешно работал на натуре, выбирая подчас самые непритязательные мотивы. «Изображение простой и неказистой русской природы, утверждение ее красоты, выразительности, ее внутренней содержательности приобрели эмоциональность и непосредственность живописного решения на основе пленэра и «правды видения», — писал А.А. Федоров-Давыдов.

С 1884 года Светославский постоянно жил в Киеве. Он вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок, войдя в круг талантливых украинских художников-единомышленников — В.Д. Орловского, С.И. Васильковского, К.К. Костанди. К 1890-м годам в творчестве С.И. Светославского определяется два типа пейзажа: камерно-лирический и эпический, отличающийся широтой панорамного видения, значительностью образного содержания. Живописец передавал бесконечную изменчивость состояния природы, многообразие человеческой деятельности.

1900-е годы стали для художника временем напряженных, творческих поисков формы, способной противостоять этюдности, все более проникавшей тогда в пейзажную живопись. С.И. Светославский, также как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие художники, мечтавшие о создании «выставок нового типа», вышел из состава товарищества. Он начал экспонировать свои работы на выставках объединения «Мир искусства» (1901 — 1902) и «36 художников» (1902).

Вся жизнь художника была наполнена творческими исканиями. Он вписал интересную, яркую страницу в историю развития русской пейзажной живописи, связанную с формированием новых принципов реализма и расцветом лирического пейзажа. Работы Светославского хранятся в крупных музейных собраниях — ГТГ, ГРМ и на его родине в Киевском музее украинского искусства.

*   *   *

Для увеличения — нажмите на изображение

Из окна Московского училища живописи. 1878

Для увеличения — нажмите на изображение

Москворецкий мост

Для увеличения — нажмите на изображение

Вид города. 1894

Для увеличения — нажмите на изображение

Осень. 1892

Для увеличения — нажмите на изображение

Зимний пейзаж. 1880-е

Для увеличения — нажмите на изображение

Половодье. 1902

Для увеличения — нажмите на изображение

Хутор

Для увеличения — нажмите на изображение

Весенний день. Пасека. 1899

Для увеличения — нажмите на изображение

Усадьба художника зимой. 1890-е

Для увеличения — нажмите на изображение

Последний снег

Для увеличения — нажмите на изображение

Догорающий день

Для увеличения — нажмите на изображение

Дворик

Для увеличения — нажмите на изображение

Пейзаж с аистами

Для увеличения — нажмите на изображение

Постоялый двор в Москве. 1892
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: