Древности Российского государства

Древности Российского государства

* * *
Отд. I

Отд. II

Отд. III

Отд. IV

Отд. V

Отд. VI

***
Одежды Русскаго государства. 1869

Военные разных времен

Из Олеария

Исторические рисунки и фрески

Козаки

Крестьяне

Народные одежды

Одежда боярская

Священники

Албанцы, поляки, татары, финляндцы, цыгане

***

«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,
которые учили нас всех ценить и любить
настоящую коренную Русь».
В.В. Стасов
Для увеличения — нажмите на изображение

 В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г . выпускником Академии художеств в качестве программы на Малую (вторую) золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог тогда, в 1824 г ., представить, что с этой незамысловатой программной работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Имя этого художника — Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892). 

Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.

В 1876 г . во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками».


 Федор Григорьевич Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих (крепостных) крестьян графа Мусина-Пушкина. После рождения сына Федора его отец, Григорий Кондратьевич, уехал в Петербург и стал работать кассиром при императорских театрах. Вскоре в северную столицу переехал и старший брат, Денис. Федор и его мама Елизавета Фроловна остались в деревне. Благодаря стараниям матери, бывшей грамотной женщиной, он начал учиться читать. Но учеба в целом давалась с трудом. Гораздо интереснее было рисовать или копировать лубочные картинки, играть на берегу ручья, впадающего в знаменитую реку Сить.

Когда в 1815 г. отец, по обыкновению, навестил семью, ему пожаловались на нерадивого ребенка, интересовавшегося только рисованием различных деревенских и церковных предметов. Григорий Кондратьевич, по-видимому, обладая хорошим чутьем, забрал ребенка с собой в Петербург. Здесь, на Адмиралтейской площади в доме графа Кутайсова, живя с братом и отцом, Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию.

Пока Федор Григорьевич потихоньку обучался у своего брата, отец хлопотал о его устройстве в Академию художеств. Это произошло в том же, 1815 г. Отправившись однажды по приказанию Григория Кондратьевича к инспектору академических классов, известному художнику К.И. Головачевскому, Федор Солнцев был немедленно зачислен в число своекоштных воспитанников. В 1815 г. его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора. Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. «Любитель и знаток древностей», широко эрудированный в вопросах литературы и искусства, историк, археолог и этнограф, он привлек юного художника для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. А.Н. Оленин способствовал становлению и формированию уникального исторического живописца, знатока археологии и истории России.

В 1829 г ., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Об этой работе он впоследствии вспоминал: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать «рязанские древности». Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы — М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: «Неужели это нарисовано!» По этому случаю Алексей Николаевич заметил: «Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать»».

Работа над Рязанскими древностями окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией.

Важнейшим этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева стали 30-е годы XIX века. В это время он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делая акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских — Ивана Михайловича Снегирева. Во вступительной статье к одной из них издатель Август Семен отметил:

«Описание древностей первопрестольной, царственной столицы русской, достойное величия предмета и благоговейного внимания русских людей и русской земли к святыни и памятникам московским, давно было общим желанием всех просвещенных людей. Изучение памятников Отечественных есть обязанность каждого любящего свою Отчизну. Сохранение их в описаниях и изображениях от случайной гибели и разрушения времени должно быть почитаемо заветом нашего уважения к предкам и чести народной.

Счастливым случаем, давно желанное предприятие нашло себе ревностного покровителя в бывшем, незабвенном навсегда градоначальнике Москвы, князе Д.В. Голицыне. Описание памятников Московской древности препоручено было ученому знатоку русских древностей И.М. Снегиреву. Любопытные описания господина Снегирева обогатились рисунками превосходного изографа русских древностей, академика Ф.Г. Солнцева.

Изящество отделки рисунков и полнота и отчетливость описаний возбудили согласные похвалы всех наших не только русских, но и иностранных газет и журналов, которые единогласно признали Памятники московской древности первым великолепным изданием, из всех доныне вышедших в России».

Этот совместный труд выдающихся русских исследователей И.М. Снегирева и Ф.Г. Солнцева наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф.Ф. Рихтера и «Русской стариной» А.А. Мартынова и И.М. Снегирева положил начало делу образования русских зодчих по части национального наследия.

В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям», находившихся в Москве и хранившихся в Оружейной палате. Работе Солнцева в Кремле и в Оружейной палате помогали выдающиеся общественные и государственные деятели XIX века: митрополит московский Филарет (Дроздов), президент московской дворцовой конторы князь В.В. Юсупов, историк М.П. Погодин и, конечно же, А.Н. Оленин.

Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I , и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. Подобное пожертвование императора на публикацию вызвало живой отклик в общественных и научных кругах России. В журнале «Москвитянин» историк М.П. Погодин отметил, что «любители Отечественной древности и истории благословляют царскую щедрость» и «с нетерпением ожидают великолепного издания». А спустя 20 лет после выхода в свет «Древностей Российского государства» М.П. Погодин напишет: «Важнейшее и вместе великолепнейшее издание наших памятников, собственно археологических, заключается в «Древностях Российского государства». Богатое пособие получила археология в этом великолепном издании!»

В.В. Стасов, произнося речь памяти Ф.Г. Солнцева, высоко оценил именно «Древности Российского государства». Он сказал: «Книга пришлась по общему вкусу, она составила эпоху в русском историческом самосознании и имела громадное влияние на рост всех последних художественных поколений наших».

Трудам Ф.Г. Солнцева всячески содействовал император Николай I , который на первый план выдвинул национальные традиции. Среди них определенное внимание уделялось русским историческим реликвиям.

Огромная работа, проделанная Солнцевым по восстановлению Теремного дворца Московского Кремля, была высоко оценена императором. Его наградили бриллиантовым перстнем и пожаловали Кавалером ордена св. Владимира 4 степени.

Николай I отдал ряд распоряжений, связанных с отечественной стариной. В Киеве в 1832 г. были раскрыты остатки Золотых ворот, а с 1835 г. действовала специальная Комиссия изыскивания древностей. Собранные коллекции поступили в Киевский университет, где 17 марта 1837 г. открылся археологический музей. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», а в 1848 г. – «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии». Большая часть зданий и вещей были представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева.

Именно Ф.Г. Солнцеву принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI в. в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 г . никто не подозревал. «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи», — запишет протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 г . Но это была лишь часть 8-вековых фресок, которые необходимо было еще искать на всех стенах Собора. В 1843 году, «когда в алтаре предела преподобных Антония и Феодосия, после случайного опадения штукатурки, оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве, академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства, как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; при чем, согласно с высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева».

Реставрируя фрески и раскрывая мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал с ювелирной тщательностью его росписи. В марте 1853 г . он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Археологическое общество согласилось взять на себя труд издания, приняв решение литохромировать и гравировать рисунки. При этом последовало распоряжение императора о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Но из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г . В 1871 г . вышел первый выпуск «Древностей» — «Киевский Софийский собор».

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киево-Успенском Лаврском и во Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев за свои труды был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что в получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Работая с памятниками древнерусского искусства и бытовыми предметами, изучая памятники русской старины, Ф.Г. Солнцев постоянно соприкасался с русскими рукописными книгами, из которых черпал сведения, необходимые для датировки исследуемых предметов, для определения места их создания и предназначения.

Во время работы в Московском Кремле в 30-е гг. XIX в. с предметами русской старины Оружейной палаты внимание художника привлекли такие шедевры русской книжности как Изборник Святослава 1073 г., Царские грамоты. В Московской Синодальной типографии он обратил внимание на уникальное Юрьевское Евангелие, на старопечатные книги. Ф.Г. Солнцев скопировал наиболее интересные материалы: заставки, заглавные буквы, образцы письма различных эпох, т.е. все то, что могло пригодиться художнику для понимания, характеристики и воспроизведения той или иной эпохи. В коллекции рисунков и акварелей Ф.Г. Солнцева, хранящейся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, оказался целый ряд листов, представляющих древнерусское книжное искусство. Можно предположить, что Ф.Г. Солнцев мыслил о систематизации изобразительного материала, содержащегося в рукописных и старопечатных книгах, думал о создании альбома по истории русского книжного орнамента.

С конца 30-х гг., когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».

Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев написал также: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I ; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II ; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III ».

В течение нескольких лет Ф.Г. Солнцев часто бывал в доме М.П. Волконской, невестки начальника Дворцовой канцелярии, обергофмаршала П.М. Волконского, опекавшего художника после смерти А.Н. Оленина. В доме Марии Петровны собирались художники, писатели, композиторы, среди них профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова, П.В. Басин. В кружке М.П. Волконской в 50-е годы ХIX в. под руководством Солнцева и при его непосредственном участии создавалась рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом».

Об этой рукописной книге писали в журнале «Столица и усадьба», обратив внимание на лицевой Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины — изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».

По заказу княгини Л.Н. Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную, необыкновенной красоты рукописную книгу «Евангелие от Иоанна». Вместе с Солнцевым над книгой работали академики Г.Г. Гагарин и Премацци.

Логичным итогом обращения к русской рукописной традиции стало создание в начале 60-х гг. XIX в. по заданию Священного Синода больших лицевых Святцев. При подготовке Святцев художник использовал девять иконописных подлинников XIV — XV вв. и выполнил труд историка и этнографа. Им было использовано и множество изобразительных образов – икон, прорисей, собственных рисунков. В 1866 г. Святцы были напечатаны. Они состояли из 12 листов, по 48 недель в каждом, а в каждой неделе по 100 фигур святых. Нестор Кукольник, предваряя выход Святцев, писал, что «издание имело бы обширную пользу для художников при исполнении ими церковной живописи». Солнцевские Святцы «представляли собой целый справочный лексикон, археологический музей».

Вполне логичной стала для Ф.Г. Солнцева работа над оформлением и иллюстрированием различных печатных изданий – книг и журналов – с использованием принципов оформления русских рукописных книг.

В 40-е гг., во время работы в Киеве, художник познакомился с митрополитом Филаретом (Гумилевским). Это знакомство переросло в тесное сотрудничество. Для трудов, предпринятых Филаретом, Ф.Г. Солнцев выполнил более 400 рисунков. Труды митрополита Филарета неоднократно переиздавались во второй пол. XIX – нач. XX вв. и все время выходили с иллюстрациями Ф.Г. Солнцева. Многие из этих иллюстраций были использованы и для других изданий, осуществленных по распоряжению Святейшего Синода. Рисунки для различного рода изданий, посвященных святым, прославленным Русской Православной Церковью, Ф.Г. Солнцев выполнял многократно. Среди них есть иллюстрации, созданные по просьбе И.П. Хрущова для его книг о святых подвижниках выходивших в серии «Народные чтения». Рисунки Ф.Г. Солнцева были использованы при переиздании «Размышления о Божественной литургии» Н.В. Гоголя.

Любовь к русской истории, к «древностям российским» свела вместе и сдружила Ф.Г. Солнцева с М.И. Семевским – редактором журнала «Русская старина». Более 30 лет (до своей смерти) художник создавал заставки, виньетки и концовки для оформления этого журнала.

Чувство любви к древнерусской книжной традиции Ф.Г. Солнцев постарался привить и своим ученикам, среди которых был А.П. Рябушкин. Вместе они писали поздравительные адреса, оформляя их в русском стиле. А.П. Рябушкин самостоятельно создал несколько рукописных книг. Древнерусская рукописная традиция и рукописная книжная традиция, развитию которой в XIX в. содействовал Ф.Г. Солнцев, способствовали тому, что рукописные книги стали создавать русские художники, среди которых В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Д.С. Стеллецкий.

В 1876 г. в Петербурге торжественно отметили пятидесятилетие художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева. От Императорского археологического общества Ф.Г. Солнцев получил выбитую, по случаю 50-летнего юбилея художественной и археологической деятельности, большую золотую медаль с его портретом. А в журнале «Русская старина» М.И. Семевский опубликовал мемуары художника «Моя жизнь и художественно-археологические труды». В ноябре 1886 г. в Академии художеств чествовали 50-летия получения Ф.Г. Солнцевым звания академика.

О последних 15 годах жизни и деятельности художника известно немного. А эти годы были насыщены повседневными кропотливыми трудами для Синода и Синодальной типографии, для журнала «Русская старина», для различных книгоиздательств, исполнением частных заказов. В эти годы Солнцев продолжал вести большую попечительскую работу за стипендиатами из государственных крестьян – учащимися в Императорской Академии художеств.

Работал Солнцев до самого последнего дня, до своей кончины. В «Формулярном списке о службе бывшего причисленного к Императорской Академии художеств для составления полного собрания археологических и этнографических рисунков профессора и почетного вольного общника Академии» последняя запись, сделанная в 1892 г. гласит: «Волею Божею скончался».

Похоронили художника с почестями на Волковом кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: