Иван Егорович Константинов родился 25.05.1919 г. в деревне Любач Обоянского (бывш. Медвенского) района в семье крестьянина. Окончил 7 классов и 2 курса горнопромышленного училища. Работал в колхозе. Член КПСС.
В Советской Армии с 1938 г. Великая Отечественная война застала его на границе с Восточной Пруссией. Потом он воевал на многих фронтах и в партизанском отряде. Отличился в боях при форсировании Днепра, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. командиру орудия артиллерийского полка сержанту Константинову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза. В День Победы над фашистской Германией был одним из знаменосцев парада на Красной площади в Москве.
В 1944 г. окончил артиллерийское училище. Уволился в запас в 1958, майор. Работал на Курском электроаппаратном заводе. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями. Живет в Курске.
___________________________________
Знаменосец Парада Победы
После огневого налета и удара авиации гитлеровские танки вновь устремились на позиции, занимаемые частями 180-й стрелковой дивизии. Несмотря на потери, немцы любой ценой стремились прорваться к Обояни, полагая, что в дальнейшем они не встретят сопротивления и за два-три часа достигнут Курска. Танки с черно-белыми крестами на бортах вышли из-за перелеска и устремились в атаку. Они вели огонь с ходу, с каждой секундой приближались к нашему переднему краю. Заменивший погибшего офицера старший сержант Иван Константинов нетерпеливо поглядывал на телефониста, но тот продолжал повторять, что связь с наблюдательным пунктом все еще не восстановлена. И Константинов скомандовал данные для стрельбы, батарея вступила в единоборство с противником. Скоротечной была эта схватка. Один за другим запылали его танки, другие стали замедлять ход, потом отошли. А вскоре из деревни Русские Конопельки вновь появились фашистские танки. И снова артиллеристы поставили огневой заслон на их пути, не дали им прорваться на шоссе, ведущее на Обоянь.
Когда бой затих, командир батареи отметил инициативные действия старшего сержанта Константинова, его умение правильно оценить обстановку на поле боя, смелость в принятии решения.
Впрочем в его боевой биографии не раз складывались ситуации, когда не было времени на долгое раздумье и надо было брать на себя всю полноту ответственности за свои действия. Первый раз это случилось в первые минуты Великой Отечественной войны. Зенитно-артиллерийский полк, в котором тогда служил Константинов, размещался в литовском городе Мариамполе вблизи границы. Иван Константинов в субботу 21 июня 1941 года заступил дежурным по батарее. Тревожное было тогда время. Там, за Неманом в Восточной Пруссии гитлеровцы накапливали войска. Все явственнее ощущалось приближение войны и наши воины были готовы дать отпор врагу. Но чтобы этот момент наступил вот так вдруг без ее объявления… Младший сержант Константинов услышал мощный нарастающий гул самолетов, они летели с запада. Как поступить ему в этой обстановке? Доложить комбату и ждать его команды? Но ведь самолеты летят в нашу сторону, терять время никак нельзя — у зенитчиков секунды на особом счету. И Константинов поднял по тревоге батарею и, не дожидаясь прибытия ее командира, стал отдавать распоряжения. Расчет как никогда быстро собрался, заняли места у орудий. Константинов доложил в штаб о готовности батареи к бою, тут же в трубке услышал голос лейтенанта Козлова: «Стреляй!» И он подал команду на открытие огня.
Фашистские стервятники обрушили удар на военный городок, позиции зенитчиков. Бомбы рвались вблизи орудий, но никто не дрогнул в этом первом испытании огнем. Расчеты посылали огненные трассы навстречу пикировщикам, заставляли сбросить смертоносный груз в стороне от целей.
Не счесть, сколько раз в том тяжелом для нас сорок первом году пришлось Константинову вступать в схватки с противником, не только воздушным, но и с наземным, вести бой с его танками, пехотой, пускать в ход гранаты. Доходило и до рукопашных схваток, как это было на переправах через реки Шешупе, Неман, на подступах к Каунасу.
Фронтовые дороги привели Ивана Егоровича на родную курскую землю уже умелым опытным артиллеристом и ему, старшему сержанту, было доверено командовать огневым взводом. Здесь он получил свою первую боевую награду — медаль «За отвагу». В сражении на Огненной дуге всегда надежно поддерживал действия пехотинцев, отбивал атаки вражеских танков. С каждым днем все дальше на запад уходил он от родного села, в котором так и не смог побывать. Впереди были села сумщины, черниговщины, Десна, реки поменьше, и почти на каждой из них немцы заранее занимали оборону.
Вот уже их 180-я стрелковая дивизия вышла к Днепру, и воины сразу же стали готовить подручные средства для форсирования. Константинов со своим расчетом соорудил плот, и на нем с орудием и боеприпасами туманной октябрьской ночью поплыли к правому берегу. Участок переправы обстреливался, но артиллеристы спешили туда, где на крутом берегу нужна была их помощь пехотинцам. Когда плот сел на мель, воины, не раздумывая, шагнули в холодную воду, на руках вытащили орудие, перенесли боеприпасы. С помощью пехотинцев перекатили орудие к огневой позиции. Не успели окопаться, как гитлеровцы пошли в контратаку.
В разгар боя ранило командира взвода, и Константинов стал управлять огнем двух расчетов. Огонь вели экономно, чтобы уж наверняка — каждый снаряд был на счету. В первый день Иван Егорович подбил четыре танка. Ночью он совершил несколько рейсов на левый берег за боеприпасами. А с утра разгорелся бой еще более тяжелый, чем накануне. Немцы подошли совсем близко, кричали: «Рус, буль-буль». Меткими выстрелами из орудий отразили все контратаки. За двое суток боев на плацдарме артиллеристы Константинова подбили 11 танков. Вместе со стрелками артиллеристы вошли в Киев, уничтожали врага на его улицах. В битве за Днепр Иван Егорович стал Героем Советского Союза.
В других боях на Правобережной Украине Иван Егорович был ранен, после госпиталя его направили в артиллерийское училище. В офицерском звании вернулся в свою родную дивизию, когда она вела бои в районе Будапешта.
Многое повидал за войну Константинов. Но такое, как там у Дуная… Гитлеровцы, стремясь выйти из окружения, шли напролом, через свои трупы. Иван Егорович непосредственно с переднего края корректировал огонь. Были моменты, когда вражеские автоматчики приближались к наблюдательному пункту… Такое видел Иван Егорович на Лютежском плацдарме севернее Киева. Как тогда, противник был отбит.
День Победы Иван Егорович встретил в Чехословакии. А потом ему была оказана высокая честь — на историческом Параде Победы на Красной площади Москвы он нес штандарт Второго Украинского фронта.
И в мирной жизни Константинов остался деятельным, активным пропагандистом подвигов советских воинов на фронтах Великой Отечественной.
В. Хотенков.