Родился 5 июня 1916 г. в селе Петрово ныне Бельского района Калининской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 г. Окончил среднюю школу в 1934 г., два курса Ленинградского инженерно-строительного института. Жил и работал в поселке Тырныауз (ныне город Кабардино-Балкарской АССР). В 1937 г. призван в ряды Красной Армии. Окончил Тамбовское кавалерийское училище в 1938 г. С июля 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Погиб в бою 6 мая 1945 г. Заместителю командира батальона 229-го гвардейского стрелкового полка (72-я гвардейская стрелковая дивизия, 7-я гвардейская армия, Воронежский фронт) гвардии старшему лейтенанту Кузнецову В. Г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в городе Грейфсвальд (Германская Демократическая Республика). Именем Героя названы улица в Нальчике и школа в Тырныаузе.
В летних боях 1943 года прославился 1-й стрелковый батальон 72-й гвардейской стрелковой дивизии.
5 июля во время ожесточенного боя за участок железной дороги в сторону станции Топлинка (ныне Белгородский район Белгородской области) в штаб 1-го батальона поступило сообщение, что убит командир 3-й правофланговой роты. Командир полка Баталов, посоветовавшись с комбатом, решил направить ротным его заместителя гвардии старшего лейтенанта В. Г. Кузнецова. Смелый, инициативный Василий Кузнецов с чувством личной ответственности воспринял это поручение. «Главное — быть на виду, убедить бойцов, что у них есть командир», — думал он, отправляясь в роту.
Используя все средства связи, Кузнецов быстро познакомился с обстановкой, определил силы атакующего противника и отдал ряд распоряжений командирам взводов. Умело расставив огневые средства, гвардейцы открыли ураганный огонь по наступающим гитлеровцам. Те на какую-то минуту растерялись, дрогнули. Именно в это мгновение Василий Кузнецов поднял роту в контратаку, отдав по цепи команду: «С гранатами и штыками — на фашистских гадов!»
Решительность я смелость командира дали свои результаты: под дружным натиском советских воинов враг отошел, оставив на поле боя не один десяток своих солдат и офицеров.
Когда фашисты под прикрытием четырех танков снова атаковали нашу оборону, Василий Кузнецов приказал подпустить их поближе, отсечь пехоту от танков и уничтожить. Гитлеровские танки медленно подползали к нашим позициям. Прицельными выстрелами им удалось вывести из строя расчеты противотанковых ружей. Казалось, враг сомнет наших стрелков…
Обнаружив неподалеку огневую позицию противотанкового ружья (его расчет погиб), Кузнецов бросился туда. Взял на прицел танк, двигавшийся справа. Выстрел! Танк остановился с перебитой гусеницей. Второй выстрел — пуля угодила в смотровую щель другого танка. Третий выстрел угодил в бак с горючим. Словно вкопанные остановились три вражеские машины в 50—100 метрах от Кузнецова. Четвертый танк повернул назад. Пехота врага залегла.
Вскоре командир роты повел своих бойцов в контратаку. Враг откатился на исходные рубежи. Рота прочно удерживала свои позиции, надежно прикрывая правый фланг батальона.
ЛИТЕРАТУРА:
Долгов И. А. Золотые Звезды калининцев. Кн. 1. 3-е изд… доп. и перераб. М. 1983. С. 268—269.