Родионов Сергей Иванович

Родионов Сергей Иванович

 Родился 11 сентября 1920 г. в городе Полторацк, ныне Аш­хабад Туркменской ССР в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил среднюю школу. Работал на заводе, в райисполкоме, с 1937 г. директором Дома пионеров в го­роде Острогожск Воронежской области. В 1939 г. призван в ряды Красной Армии. С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Окончил артиллерийское училище в 1943 г. Командиру батареи 167-го гвардейского легкого ар­тиллерийского полка (3-я гвардейская легкая артиллерийская бригада, 1-я гвардейская артиллерийская дивизия проры­ва, 70-я армия, Центральный фронт) гвардии лейтенанту Родионову В. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в армии. В 1950 г. окончил Военно-юридическую академию. С 1972 г. полковник юстиции С. И. Родионов — в запасе. Живет в Москве. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степе­ни, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

С. И. Родионов

М. И. Абдуллин

В. К. Ловчев

Ф. Г. Резник

 У этих четырех отважных патриотов во многом общая судьба. Все они родились после Великого Октяб­ря, трое из них — коммунисты, каждый ненавидел фа­шизм и готов был биться за свою Отчизну, чего бы это ни стоило. На Курскую дугу они прибыли, имея уже со­лидный боевой опыт. Гвардии лейтенант С. И. Родионов после окончания Сумского артиллерийского училища вместе с курсантами училища участвовал в оборонитель­ных боях под Конотопом, был ранен, за проявленное мужество награжден медалью «За отвагу». Гвардии младший лейтенант В. К. Ловчев — участник боев под Сталинградом — был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени и медали «За боевые заслуги». Гвар­дии старший сержант Ф. Г. Резник, также ветеран Ста­линградской битвы, награжден двумя орденами Крас­ной Звезды. Не раз бывал в боях старший сержант М. И. Абдуллин.

В период оборонительных боев на Курской дуге все четверо сражались на правом фланге 70-й армии в сос­таве 6-й батареи 167-го гвардейского легкого артилле­рийского полка.

На Центральном фронте для гитлеровских войск крайне выгодно было захватить Поныри и Ольховатку, где оборонялась 13-я армия, и овладеть Тепловскими вы­сотами с прилегающими к ним Самодуровкой, Красавкой, Теплым и Молотычами. С захватом этих высот от­крывались пути в направлении Фатежа. Равнинная ме­стность за высотами создавала благоприятные условия для действий немецких танковых войск.

Утром 8 июля до 300 танков противника после мощного налета авиации ринулись к высотам с отмет­кой 238,1 и 240,0. До 15 танков пошло на Самодуровку, которую прикрывала 6-я батарея С. И. Родионова. Гит­леровцы полагали, что после массированного налета «юнкерсов» огневая система русских подавлена и доро­га в юго-западном направлении открыта. Они просчита­лись. Немецких танкистов встретил меткий огонь батареи Родионова, который приказал выкатить орудия из укрытий и поставить их на. прямую наводку.

В этот день отличился взвод младшего лейтенанта В. К. Ловчева, подбив два вражеских танка. В том же бою командир орудия старший сержант Ф. Г. Резник лично уничтожил два танка и группу вражеских солдат.

На следующий день, 9 июля, враг предпринял еще более ожесточенную атаку. Чтобы устрашить наших во­инов, гитлеровцы вместе с бомбами сбрасывали просвер­ленные бочки, противопехотные мины и обрезки рель­сов. При пикировании немецкие летчики включали ре­вущие сирены, рассчитывая на моральное подавление тех, кто уцелел после бомбежки. Накал борьбы нара­стал с каждым часом. Но и на этот раз враг просчи­тался. Орудия и расчеты были надежно укрыты в око­пах, потерь не было.

С утра 10 июля на огневую позицию 6-й батареи дви­нулось до 60 танков и до роты автоматчиков. Грохо­чущая стальная лавина приближалась к нашему перед­нему краю. По приказу командира батарея открыла огонь лишь при подходе врага на дальность прямого выстрела.

Отважно действовал расчет старшего сержанта М. И. Абдуллина, оборонявшего высоту 217,0. Головной гит­леровский танк находился уже в 500 метрах от орудия. Артиллеристы забеспокоились. Опытный наводчик Рябинин не выдержал:

— Товарищ командир! Давайте команду на откры­тие огня!

— Пусть подойдут ближе, — со свойственным ему спокойствием ответил Мансур.

И как только один из танков поднялся на ближай­шую высотку и начал спускаться по склону, Абдуллин подал команду: «По танку, бронебойным, огонь!» Пер­вый снаряд угодил в лобовую броню и, наверное, дал рикошет. После второго выстрела «тигр» остановился. Клубы черного дыма застлали горизонт.

В пылу боя артиллеристы и не заменили, как фаши­стские автоматчики появились на правом фланге. Ман­сур сообразил: враг мог обойти батарею, и тогда обста­новка усложнится. Когда гитлеровцы были почти рядом, Абдуллин скомандовал: «Осколочным — огонь!»

Выстрел из орудий услышать не удалось. Буквально в эти секунды на расчет посыпалась гитлеровские бом­бы. Высоту 217,0 будто бы качнуло. Мансур услышал стоны. Первые крупные потери. Весь расчет, кроме командира и наводчика, был выведен из строя.

Гитлеровцы, воспользовавшись заминкой на бата­рее, предприняли новую атаку. Прошла минута, вто­рая — и вражеские танки оказались буквально рядом. Теперь против них сражались всего лишь два артиллериста с поврежденной пушкой. Ни секунды растерянности. За панораму встал сам Абдуллин. Один за дру­гим послал он бронебойные снаряды по вражеским тан­кам. И запылали еще две фашистские машины. В плот­ной дымовой завесе отчетливо слышались команды Ман­сура:

— Ванюша, спеши, давай скорее снаряды!

В считанные минуты вспыхнули еще четыре гитле­ровских танка и только пятому, «тигру», удалось под­красться к смельчакам:

— Нет, и этот танк не должен пройти! — решил Мансур.

Выстрел!.. Он был последним в поединке героев. Абдуллину не удалось увидеть результат. От разорвав­шегося рядом снаряда Мансур упал. Он понял: его ра­нило. Последнее, что он услышал, — крики «ура!».

Это ваши пехотинцы ринулись в атаку.

…Вскоре в медицинскую палатку внесли юношу в окровавленной гимнастерке. Отважный артиллерист был без сознания трое суток. День и ночь дежурили сестры в белых халатах около его постели. Выходили, поста­вили на ноги артиллериста. Уже в медсанбате Мансур Абдуллин узнал о присвоении ему высокого звания Ге­роя Советского Союза за уничтожение его расчетом восьми танков и до роты гитлеровской пехоты.

В условиях ожесточенного боя Сергей Родионов уме­ло управлял огнем батареи. Он отдавал четкие приказы подчиненным — и те понимали его с полуслова.

Враг нес потери, но выходили из строя и наши бой­цы. В этой обстановке с особой силой проявились геро­изм и отвага наших артиллеристов. Раненые, как пра­вило, оставались в строю, выбывших заменяли у ору­дий их товарищи. Водители тягачей подносили к орудиям боеприпасы.

Двухчасовую передышку личный состав батареи ис­пользовал для пополнения боеприпасов, эвакуации ра­неных и устранения повреждений техники.

Враг после массированного налета «юнкерсов» и мощ­ного артиллерийско-минометного огня предпринял новую атаку. На батарею Родионова шло несколько де­сятков танков и пехота. Вот гитлеровцы пересекли ли­нию обороны нашей пехоты. Отдельные танки доходили до батареи на расстояние 70 метров. Артиллеристы сно­ва открыли огонь. Но и вторая атака не увенчалась успехом.

Во второй половине дня 10 июля в небе появились фашистские бомбардировщики. Они сбросили на пози­цию батареи более 150 бомб. В критической обстановке на помощь артиллеристам пришли штурмовики. «Лета­ющие танки» на бреющем полете косили гитлеровскую пехоту, широко использовали противотанковые бомбы, прожигавшие броню вражеских машин. Значительную помощь батарейцам своим огнем оказали артиллеристы 1-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады. И на этот раз враг отступил, потеряв еще 13 танков от огня батареи, так и не продвинувшись ни на шаг.

Последнюю попытку овладеть высотами противник предпринял 10 июля в районе Молотычи. Здесь снова отличился гвардии старший сержант Федор Резник. Его орудие подбило два танка, при этом лично Резник ос­тановил ход танка «тигр». Гвардии младший лейтенант Виктор Ловчев, став у панорамы, подбил два вражеских танка. Тяжело раненный, он продолжал руководить бо­ем до отражения танковой атаки.

Оба героя погибли. Ловчев умер 10 августа от ран, полученных в этом бою, Резник погиб в бою 19 июля. За 13 часов боя батарея гвардии лейтенанта С. И. Родионова уничтожила 29 вражеских танков, в том чис­ле семь тяжелых типа «тигр», и до двух батальонов пехоты.

ЛИТЕРАТУРА:

Гринько А. И., Улаев Г. Ф. Богатыри  земли Воронеж­ской. Воронеж, 1965. С. 388—390.

Герои огненных лет. Кн. 3. М., 1978. С. 202—205.

Герои твои, Херсонщина. Симферополь, 1980. С. 117—118.

Алещенко Н. М. Долг и подвиг. М. 1981. С. 74—90.

Славные сыны Башкирии. Кн. 1. Уфа, 1965. С. 322—327.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: