Родился 11 сентября 1920 г. в городе Полторацк, ныне Ашхабад Туркменской ССР в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил среднюю школу. Работал на заводе, в райисполкоме, с 1937 г. директором Дома пионеров в городе Острогожск Воронежской области. В 1939 г. призван в ряды Красной Армии. С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Окончил артиллерийское училище в 1943 г. Командиру батареи 167-го гвардейского легкого артиллерийского полка (3-я гвардейская легкая артиллерийская бригада, 1-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва, 70-я армия, Центральный фронт) гвардии лейтенанту Родионову В. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в армии. В 1950 г. окончил Военно-юридическую академию. С 1972 г. полковник юстиции С. И. Родионов — в запасе. Живет в Москве. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
С. И. Родионов
М. И. Абдуллин
В. К. Ловчев
Ф. Г. Резник
У этих четырех отважных патриотов во многом общая судьба. Все они родились после Великого Октября, трое из них — коммунисты, каждый ненавидел фашизм и готов был биться за свою Отчизну, чего бы это ни стоило. На Курскую дугу они прибыли, имея уже солидный боевой опыт. Гвардии лейтенант С. И. Родионов после окончания Сумского артиллерийского училища вместе с курсантами училища участвовал в оборонительных боях под Конотопом, был ранен, за проявленное мужество награжден медалью «За отвагу». Гвардии младший лейтенант В. К. Ловчев — участник боев под Сталинградом — был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени и медали «За боевые заслуги». Гвардии старший сержант Ф. Г. Резник, также ветеран Сталинградской битвы, награжден двумя орденами Красной Звезды. Не раз бывал в боях старший сержант М. И. Абдуллин.
В период оборонительных боев на Курской дуге все четверо сражались на правом фланге 70-й армии в составе 6-й батареи 167-го гвардейского легкого артиллерийского полка.
На Центральном фронте для гитлеровских войск крайне выгодно было захватить Поныри и Ольховатку, где оборонялась 13-я армия, и овладеть Тепловскими высотами с прилегающими к ним Самодуровкой, Красавкой, Теплым и Молотычами. С захватом этих высот открывались пути в направлении Фатежа. Равнинная местность за высотами создавала благоприятные условия для действий немецких танковых войск.
Утром 8 июля до 300 танков противника после мощного налета авиации ринулись к высотам с отметкой 238,1 и 240,0. До 15 танков пошло на Самодуровку, которую прикрывала 6-я батарея С. И. Родионова. Гитлеровцы полагали, что после массированного налета «юнкерсов» огневая система русских подавлена и дорога в юго-западном направлении открыта. Они просчитались. Немецких танкистов встретил меткий огонь батареи Родионова, который приказал выкатить орудия из укрытий и поставить их на. прямую наводку.
В этот день отличился взвод младшего лейтенанта В. К. Ловчева, подбив два вражеских танка. В том же бою командир орудия старший сержант Ф. Г. Резник лично уничтожил два танка и группу вражеских солдат.
На следующий день, 9 июля, враг предпринял еще более ожесточенную атаку. Чтобы устрашить наших воинов, гитлеровцы вместе с бомбами сбрасывали просверленные бочки, противопехотные мины и обрезки рельсов. При пикировании немецкие летчики включали ревущие сирены, рассчитывая на моральное подавление тех, кто уцелел после бомбежки. Накал борьбы нарастал с каждым часом. Но и на этот раз враг просчитался. Орудия и расчеты были надежно укрыты в окопах, потерь не было.
С утра 10 июля на огневую позицию 6-й батареи двинулось до 60 танков и до роты автоматчиков. Грохочущая стальная лавина приближалась к нашему переднему краю. По приказу командира батарея открыла огонь лишь при подходе врага на дальность прямого выстрела.
Отважно действовал расчет старшего сержанта М. И. Абдуллина, оборонявшего высоту 217,0. Головной гитлеровский танк находился уже в 500 метрах от орудия. Артиллеристы забеспокоились. Опытный наводчик Рябинин не выдержал:
— Товарищ командир! Давайте команду на открытие огня!
— Пусть подойдут ближе, — со свойственным ему спокойствием ответил Мансур.
И как только один из танков поднялся на ближайшую высотку и начал спускаться по склону, Абдуллин подал команду: «По танку, бронебойным, огонь!» Первый снаряд угодил в лобовую броню и, наверное, дал рикошет. После второго выстрела «тигр» остановился. Клубы черного дыма застлали горизонт.
В пылу боя артиллеристы и не заменили, как фашистские автоматчики появились на правом фланге. Мансур сообразил: враг мог обойти батарею, и тогда обстановка усложнится. Когда гитлеровцы были почти рядом, Абдуллин скомандовал: «Осколочным — огонь!»
Выстрел из орудий услышать не удалось. Буквально в эти секунды на расчет посыпалась гитлеровские бомбы. Высоту 217,0 будто бы качнуло. Мансур услышал стоны. Первые крупные потери. Весь расчет, кроме командира и наводчика, был выведен из строя.
Гитлеровцы, воспользовавшись заминкой на батарее, предприняли новую атаку. Прошла минута, вторая — и вражеские танки оказались буквально рядом. Теперь против них сражались всего лишь два артиллериста с поврежденной пушкой. Ни секунды растерянности. За панораму встал сам Абдуллин. Один за другим послал он бронебойные снаряды по вражеским танкам. И запылали еще две фашистские машины. В плотной дымовой завесе отчетливо слышались команды Мансура:
— Ванюша, спеши, давай скорее снаряды!
В считанные минуты вспыхнули еще четыре гитлеровских танка и только пятому, «тигру», удалось подкрасться к смельчакам:
— Нет, и этот танк не должен пройти! — решил Мансур.
Выстрел!.. Он был последним в поединке героев. Абдуллину не удалось увидеть результат. От разорвавшегося рядом снаряда Мансур упал. Он понял: его ранило. Последнее, что он услышал, — крики «ура!».
Это ваши пехотинцы ринулись в атаку.
…Вскоре в медицинскую палатку внесли юношу в окровавленной гимнастерке. Отважный артиллерист был без сознания трое суток. День и ночь дежурили сестры в белых халатах около его постели. Выходили, поставили на ноги артиллериста. Уже в медсанбате Мансур Абдуллин узнал о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза за уничтожение его расчетом восьми танков и до роты гитлеровской пехоты.
В условиях ожесточенного боя Сергей Родионов умело управлял огнем батареи. Он отдавал четкие приказы подчиненным — и те понимали его с полуслова.
Враг нес потери, но выходили из строя и наши бойцы. В этой обстановке с особой силой проявились героизм и отвага наших артиллеристов. Раненые, как правило, оставались в строю, выбывших заменяли у орудий их товарищи. Водители тягачей подносили к орудиям боеприпасы.
Двухчасовую передышку личный состав батареи использовал для пополнения боеприпасов, эвакуации раненых и устранения повреждений техники.
Враг после массированного налета «юнкерсов» и мощного артиллерийско-минометного огня предпринял новую атаку. На батарею Родионова шло несколько десятков танков и пехота. Вот гитлеровцы пересекли линию обороны нашей пехоты. Отдельные танки доходили до батареи на расстояние 70 метров. Артиллеристы снова открыли огонь. Но и вторая атака не увенчалась успехом.
Во второй половине дня 10 июля в небе появились фашистские бомбардировщики. Они сбросили на позицию батареи более 150 бомб. В критической обстановке на помощь артиллеристам пришли штурмовики. «Летающие танки» на бреющем полете косили гитлеровскую пехоту, широко использовали противотанковые бомбы, прожигавшие броню вражеских машин. Значительную помощь батарейцам своим огнем оказали артиллеристы 1-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады. И на этот раз враг отступил, потеряв еще 13 танков от огня батареи, так и не продвинувшись ни на шаг.
Последнюю попытку овладеть высотами противник предпринял 10 июля в районе Молотычи. Здесь снова отличился гвардии старший сержант Федор Резник. Его орудие подбило два танка, при этом лично Резник остановил ход танка «тигр». Гвардии младший лейтенант Виктор Ловчев, став у панорамы, подбил два вражеских танка. Тяжело раненный, он продолжал руководить боем до отражения танковой атаки.
Оба героя погибли. Ловчев умер 10 августа от ран, полученных в этом бою, Резник погиб в бою 19 июля. За 13 часов боя батарея гвардии лейтенанта С. И. Родионова уничтожила 29 вражеских танков, в том числе семь тяжелых типа «тигр», и до двух батальонов пехоты.
ЛИТЕРАТУРА:
Гринько А. И., Улаев Г. Ф. Богатыри земли Воронежской. Воронеж, 1965. С. 388—390.
Герои огненных лет. Кн. 3. М., 1978. С. 202—205.
Герои твои, Херсонщина. Симферополь, 1980. С. 117—118.
Алещенко Н. М. Долг и подвиг. М. 1981. С. 74—90.
Славные сыны Башкирии. Кн. 1. Уфа, 1965. С. 322—327.