Аркадий Максимович Абаза родился 11 августа 1843 г. в деревне Куриловка Суджанского уезда в небогатой дворянской семье.
Еще при Петре I за поддержку, оказанную русским войскам в борьбе с войсками Карла XII, молдаванскому семейству Абаза выделили наделы земель в Малороссии и срединной России. Одна из ветвей семейства и пустила свои корни на Курской земле.
Родители поощряли тягу мальчика к музыке: он оканчивает Харьковское музыкальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у Дрейшока и по классу пения у Эверарди.
В дальнейшем Абаза совершенствуется у самого Г. Бюлова (фортепиано) в Германии.
Учеба у выдающихся педагогов современности предопределила дальнейшую судьбу Аркадия Максимовича. В 1877 году он открывает в Сумах музыкальную школу, где работает до 1881 года, когда его, молодого педагога и пианиста, приглашают в Курск. Здесь, на протяжении всей последующей жизни, Абаза заведует классами Русского музыкального общества, преподает музыку в общеобразовательных школах.
Курские музыкальные классы располагались в Троицком переулке (ныне улица Бебеля). Сейчас этого здания не существует. Неподалеку находилась Богословская церковь, с прекрасной акустикой, где проходили концерты духовной музыки, столь популярные в конце 19 «и начале 20 веков.
A.M. Абаза принимал в свои классы всех желающих учиться музыке. Кстати, структура классов напоминала консерваторскую: класс пения, класс фортепиано, класс струнных инструментов, класс теории музыки. Он стремился подобрать преподавателей, разделяющих его точку зрения на принципы музыкального образования.
Аркадий Максимович занимался также композицией. Как сообщает нам музыкальный словарь Римана (наиболее авторитетное издание конца 19 века), им написано более двадцати романсов и тридцати фортепианных пьес. Среди романсов такие, например, как: «То не ветер ветку клонит», «Не скажу никому», «Так и рвется душа», «Песня старика», «Погубили меня твои черные глаза», «Утро туманное». Многие из романсов написаны на слова А. Кольцова.
В 1981 году музыковед Т.В. Попова, кстати сказать, выросшая на курской земле, разыскала ноты малоизвестного сочинения А.М. Абазы — хора «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию» («Славяне песнею высокой»), издание М. Гутхейля, 1885 г. Эта находка говорит о разносторонности дарования композитора.
Нужно отметить то, что композитор своей жизнью подтвердил любовь к народному творчеству. Здесь и использование в романсах стихов А. Кольцова, творчество которого глубокими корнями уходит в народ, здесь и помощь фольклористу Г.А. Зайцеву и пианистке А.П. Горяиновой в редактировании народных песен Курской губернии, здесь и горячее участие в судьбах Кости Думчева, Миши Эрденко и молодой певицы Надежды Плевицкой, здесь, наконец, создание хора рабочих, существовавшего вплоть до самой смерти Аркадия Максимовича. А ведь деятельность такого хора для того времени явление уникальное. Любовь к народной музыке выразилась и в выступлении А.М. Абазы на одном из заседаний Курской губернской ученой архивной комиссии, в котором он ратовал за создание в музее отдела народных музыкальных инструментов.
Эти факты свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность композитора была тесно связана с народом.
Нередко Аркадий Максимович выступал перед концертами. Он говорил о творчестве М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна, о значении народной музыки. Его заметки о выступлении гастролирующих музыкантов часто появлялись в «Курских губернских ведомостях». А ведь в те годы Курск, лежащий на «перекрестье дорог», посещали многие знаменитости: Собинов и Сарасате, Ауэр и Анджиолетти, Вяльцева и Лев Сирота…
Софья Трофимовна Абаза, жена внучатого племянника композитора, вспоминала: «Аркадий Максимович был небольшого роста, с маленькой клинообразной бородкой, глаза живые, быстрый в движениях… Запомнилось, что ходил в крылатке, вроде как любимое одеяние было…» Они скупы, эти воспоминания, и, к сожалению, не сохранилось ни архива музыкальных классов, ни фотографии А.М. Абазы, ни нотных записей.
Некрологи о смерти А.М. Абазы (он умер 3.01.1915 г.) были напечатаны во многих периодических изданиях. Ник. Рославец писал в «Русской музыкальной газете», номера 6-7, 1915 г.: «…чуткий и опытнейший педагог, благороднейший человек, с сердцем всегда отзывчивым на чужое горе, с душой широко открытой этому горю… Аркадий Максимович Абаза представлял собою идеальный образ учителя…»
Ю. Бугров