Антимонов Сергей Иванович

Антимонов Сергей Иванович

 Сергей Иванович Антимонов (15.VI.1880 – 8.V.1954) — комедийный актер театра и кино начала 20 в., драматург.

Блистательный комедийный актёр театра и кино начала ХХ века. Один из основателей и премьеров петербургского пародийного театра «Кривое зеркало». Один из любимых актёров Григория Александрова, снимался в его кинокомедиях «Волга-Волга», «Цирк», «Весна».

Сергей Иванович Антимонов родился 30 июня 1880 г. в Курске. До 1901 г. учился в Курском реальном училище. Родители занимались купеческим бизнесом, и до культурных ценностей им не было особого дела. Сергей стал самоучкой. Кроме тяги к актёрскому ремеслу, он обладал несомненным литературным даром, пробовал писать. И однажды отправил письмо в Москву, в Художественно-Общедоступный театр (как тогда именовался МХАТ), лично Немировичу-Данченко. Он сообщил, что хочет выйти на эту прославленную сцену в качестве актёра. Что удивительно, Антимонову пришёл ответ: ему повезло – через год театр открыл актёрскую школу, и Владимир Иванович вспомнил дерзкое письмо юноши из Курска. Сергей выдержал труднейший конкурс и был зачислен в студенты.

В 1903 году окончил театральную школу при Московском Художественном театре. В 1903-08 годах работал в театрах Твери, Самары, Екатеринбурга, Моршанска, Херсона, Нежина, Красноярска, Белгорода. В 1908-18 гг. – актёр и драматург в Петербургском театре «Кривое зеркало». В 1919-20 годах – в Театре имени Луначарского в Покровске (ныне – Энгельс). В 1920-22 гг. – в Саратовском театре имени К.Маркса. С 1922 года – в московских театрах: «Кривой Джимми», Вольный театр, Театр на площади, имени В.Ф.Комиссаржевской. В 1926-33 гг. – актёр Театра сатиры, в 1933-37 гг. – Камерного театра. С 1937 г. – на киностудии «Союздетфильм». В 1943 году выступал во Всесоюзной студии эстрадного иcкусства. С 1948 года – в Театре-студии киноактёра.

Амплуа Антимонова было предопределено сразу. Характерный. Будучи студентом, он участвовал почти во всех постановках МХТ, исполнял небольшие роли. А окончив школу, сразу же начал скитания по провинции: Тверь, Самара, Екатеринбург, Моршанск, Херсон, Нежин, Красноярск, Белгород. В 1904 году Сергей Антимонов поставил свою первую пьесу «Белое, серое, чёрное», а в 1908 году его пьеса «Притча о любви» была выбрана в качестве бенефиса для блистательной провинциальной актрисы Марии Яроцкой, которая стала его супругой.

В 1908 г. был приглашен Кугелем играть на сцену нового петербургского театра миниатюр «Кривое зеркало». После сезона 1918/1919 гг., проведенного еще в одном известном театре миниатюр «Привал комедиантов», Антимонов вместе с М.К. Яроцкой приехал в Покровск. Там служил сначала в театре им. А. Луначарского, где поставил толстовскую «Власть тьмы», потом в театре имени М. Горького. К осени 1920 г. Антимонов и Яроцкая перебрались в Саратов. Сезон в Саратовском театре имени К. Маркса открывался комедией-гротеск в пяти действиях «Цари», написанной им. Автор играл Иоанна Грозного. В течение двух лет в Саратове одна за другой последовали пьесы «Колумб», «Петровы потехи», «Гоголь». Наиболее удачной оказалась судьба «Бовы-королевича», неоднократно поставленного не только в Саратове, но и за его пределами. На литературном небосклоне тогдашнего Саратова звезда драматурга Антимонова сияла в окружении молодых и талантливых поэтов Михаила Зенкевича, прозаика Льва Гумилевского, романиста Алексея Скалдина. Журнал «Культура», выходивший в Саратове, посвятил его творчеству статью «Театр Антимонова». Склонность автора «Бовы-королевича» к сатире, площадному зрелищу позволяла сравнивать его с Мольером, тем более что «буффонно-комический лицедей» Антимонов почти всегда играл сам в своих пьесах. Памятуя об опыте «Кривого зеркала» и «Привала комедиантов», он вместе с режиссёром А. Каниным задумал создание в Саратове Потешного театра — театра пародии, сатиры, комедии, оперетты под девизом «Веселый смех вместо скуки». В первой программе прошла пьеса самого Сергея Ивановича «Водотолчея», «Черный Пьеро» Рославлева и Мережковского. Гвоздем же представления стала комическая опера Екатерины II «Федул с детьми». Один из последних декабрьских дней 1920 г. в театре имени К. Маркса объявлена премьера «Бова-королевич»: в действии участвовали хор и оркестр, на сцене перемешались цари и короли с причудливыми именами (Кирбит Верзаулович и Зензевей Айдарович!), гусляры, скоморохи, воины. Был тут и фольклорный герой Полкан, богатырь с песьими ногами, была лирическая героиня Зорюшка и, наконец, народ, изображаемый одним актером. Программа спектакля хранится в Саратовском музее краеведения, эскизы костюмов и декораций — в Радищевском музее и театральном музее имени А. Бахрушина в Москве. Текст самой пьесы утерян, а фамилия обозначена в программе среди исполнителей: «Личарда, верный слуга Гвидона — Антимонов». После 1921 г. целый ряд культурных работников покинул Саратов. Антимонов и Яроцкая уехали в Москву играть в труппе Театра сатиры, с 1922 г. — в московских театрах: «Кривой Джимми», «Вольный театр», «Театр на площади им. В.Ф. Комиссаржевской». В 1926 – 1933 гг. — Антимонов актер Театра сатиры, в 1933 – 1937 гг. — Камерного театра. А с середины тридцатых актёр много снимался в кино: «Партийный билет» (Куликов), «Родина зовёт» (Игнатьев), «Весёлые путешественники» (проводник), «На Дальнем Востоке» (Янков), «Степан Разин» (астраханский воевода), «Ленин в 1918 году» (Поляков), «Любимая девушка» (швейцар), «Цена жизни» (начальник связи).

Знаменитый режиссер-комедиограф Григорий Александров пригласил Сергея Антимонова на роль шпрехшталмейстера в одну из лучших своих комедий «Цирк». Почти все герои фильма были связаны именно с ним. Шпрехшталмейстер контролировал выход каждого из них к зрителям и являлся олицетворением всего многолетнего опыта, мудрости и души цирка, да и профессии в целом. Именно ему герой Владимира Володина спел куплет: «Все вокруг спать должны, но не на работе». Антимонов справился с ролью блестяще и был приглашён в следующий фильм Григория Александрова «Волга-Волга». Там он сыграл дворника Охапкина, ближайшего сподвижника письмоносицы Стрелки. Последние годы Сергей Антимонов работал в Театре-студии киноактёра, но играл мало из-за тяжёлой болезни. Умер 8 мая 1954 г. в Москве.

Автор пьес: «Притча о любви» (1908), «Водотолчея» (1909), «Женщина и смерть» (1911), «Мужья и жены» (1914), «Любовь и доктор» (1915), «Молодое вино» (1916), «Бова-королевич» (1918), «Колумб» (1920), «Нужная бумажка» (1924), «Петровы потехи» (1924), «Чужая голова» (1925), «Женихи» (1927, с Н.Адуевым), «Спящий красавец» (1932, с А.Арго) и др.

Фильмография:

Партийный билет — (1936 — Куликов)
Родина зовёт — (1936 — Игнатьев)
Цирк — (1936 — шпрехшталмейстер)
На Дальнем Востоке — (1937 — Янков)
Наш цирк — (1937)
Волга-Волга — (1938 — Охапкин)
Степан Разин — (1939 — астраханский воевода)
Ленин в 1918 году — (1939 — Поляков)
Весна — (1947 — профессор)
Любимая девушка — (1940 — швейцар)
Русский вопрос — (1947 — Кеслер)

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: