Владимир Викторович Ивановский (8 (21) июня 1912 — 26 марта 2004) — оперный певец (драматический тенор), народный артист РСФСР (1959), лауреат Сталинской премии второй степени (1951), солист Большого театра с 1952 по 1972 годы.
Родился в Курске. После средней школы он окончил курсы электромонтеров и стал работать киномехаником в клубе железнодорожников в Курске — городе, где родился.
Клуб, кино, вероятно, пробудило неясные чувства, мысли о прекрасном. Юноше хотелось, петь. Добрым его помощником, стал пианист, который, встретился в клубе. Сколько часов, проводили они вместе у рояля! Нот Владимир не знал, но пел, все, что вместил восприимчивый к мелодии слух. Как-то услышал его голос известный оперный певец Н. Шевелев и сразу же заметил незаурядные вокальные данные исполнителя. Но в 16 лет нельзя начинать профессионально учиться.
Вскоре, Владимир Викторович переехал в Москву. И здесь, продолжая работать старшим электроосветителем, киномехаником, он не расставался с пением: в кругу друзей, по слуху, исполняя все, что запоминалось. А слух был отличный! Однажды познакомились с Ивановским родственники профессора Московской консерватории Н. Ладухина и показали юношу маститому композитору М. Ипполитову-Иванову.
Казалось бы, судьба будущегo артиста была решена — он получил направление в музыкальное училище. Но, увы, совмещать работу с вокальными занятиями оказалось невозможным, пришлось отложить свою мечту, до лучших времен. И все-таки, эти времена настали: продолжая работать, по своей специальности в клубе работников речного транспорта, Владимир Викторович активно участвовал в художественной самодеятельности, на Всесоюзной олимпиаде был премирован и направлен для обучения в музыкальное училище имени А. К. Глазунова, в класс профессора Д. Белявской.
Следующий рубеж — 1940 год: по конкурсу молодого певца принимают в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Талантливый артист перешагнул порог долгожданной сцены…
Налетевшая, война резко изменила судьбу: его прикомандировали солистом ансамбля песни и пляски, обслуживающего береговую оборону Балтийского флота. Начались концерты, выступления, перед бойцами. Молодой артист пел с джаз-оркестром Балтфлота, выезжал в воинские части, переехал «дорогу жизни» (так называли — Ладожское озеро); был у матросов подводных лодок ,в других местах. Около тысячи концертов за годы блокады — число ошеломляющее! Он был полон энтузиазма, неукротимой энергии. Его звонкий и сильный тенор звучал повсюду, звучал бодро, призывно, вселяя надежды, заставляя забывать ужасы войны, укрепляя веру в победу, в светлое будущее. Этот день пришел — день всенародного праздника, торжества, ликования.
…Театр вернулся из эвакуации. Ивановский, возвратясь в коллектив, сразу же вошел в репертуар, исполняя все ответственные, партии драматического тенора — Хозе в «Кармен», Рауль в «Гугенотах», Самозванец в «Борисе Годунове», Герман в «Пиковой даме». Вместе с другими участниками постановки «Семьи Тараса» Д. Кабалевского Ивановский удостаивается Государственной премии СССР (за трактовку партии Павки).
Неустанный труд, предельная требовательность к себе выдвинули талантливого артиста в первые ряды. Вокальное мастерство расширяло творческие рамки, позволяя ему петь партии и лирические, и драматические. Постепенно имя Владимира Викторовичам Ивановского приобрело широкую известность, и в 1952 году он получил приглашение в труппу Большого театра. В те годы — годы общего послевоенного подъема, театр обогащал свой репертуар замечательными спектаклями. На сцене блистали имена Козловского, Лемешева, Рейзена, Пирогова, Михайлова, Максаковой, Барсовой, Давыдовой и многих других. У пульта прославленного в мире оркестра стояли дирижеры Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин; режиссеры. Баратов, совсем молодой Покровский с успехом осуществляли постановки.
Участником почти всех премьер был Ивановский. Разные образы, разные человеческие судьбы, характеры воссоздал он.
На сцене ему сопутствовало много удач, но, пожалуй, одна из самых ярких – образ Германа в «Пиковой даме». Стройный, подтянутый изысканно элегантный, Герман — Ивановский с первой минуты появления на сцене приковывал внимание зрителей.
Знаменательно, Ивановский спел в Большом театре пapтию Германа около двухсот раз. А как-то за один сезон из двадцати объявленных спектаклей «Пиковой дамы» он выступил в девятнадцати.
Свидетельство ли это только яркости таланта? Конечно же нет. Исполнить роль Германа и не почувствовать эмоциональной, вокальной усталости может только высокого класса профессионал. А ведь, кроме: «Пиковой дамы» артист регулярно пел и в других спектаклях текущего репертуара. И никаких профессиональных или простудных заболеваний. Это ли не достойно восхищения!
Ивановский много гастролировал в крупных городах Советского Союза и в самых отдаленных точках нашей Родины, неоднократно бывал за границей Его исполнение в Италии на сцене миланского «Ла Скала» партий Самозванца и, конечно, Германа имело шумный успех.
По призванию оперный артист, Владимир Викторович многое сделал и в области концертного исполнительства, выступая солистом в Девятой симфонии Бетховена, «Реквиеме» Верди, оратории Шапорина. Существует ряд грампластинок с записью выдающегося певца.
Закончив вокальную карьеру, оставался в Большом театре на административной работе. С 1969 по 1974 гг. — заведующий оперной труппой Большого театра. C 1975 по 2002 годы — старший инспектор по организации концертной деятельности коллектива.