Константин Николаевич Истомин (26.XII.1886(7.I.1887) – 28.VIII.1942) — художник, педагог, член обществ «Маковец», «4 искусства», АХРР. Родился в Курске в семье офицера.
«Я родился в семье офицера армейской пехоты в Курске 7 января 1887 года», — напишет он в автобиографии. В Курске прошло его детство, здесь же начал он учиться в гимназии. В 1901 году семья переехала во Владивосток, куда перевели отца. Наряду с гимназией Истомин посещал там школу рисования. Большое впечатление осталось у него от произведений искусства Китая и Японии, особенно красочных гравюр и лубков со своеобразными сюжетами.
Когда вспыхнула русско-японская война, Истомины переселились в Харьков. В этом городе Константин завершил среднее образование и некоторое время занимался в художественной студии. Он принимал активное участие в революционных событиях 1905 года на стороне рабочих, был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя из заключения, К.Н. Истомин летом 1906 года уехал в Германию с намерением целиком отдаться искусству.
Одним из крупных художественных центров Европы в ту пору был Мюнхен. Город славился прекрасными музеями — Старой и Новой Пинакотеками, Глиптотекой, в ней действовало несколько учебных заведений, из которых наибольшей популярностью у молодежи пользовались частные школы А. Ашбэ и Ш. Холлоши.К.Н. Истомина больше устраивала педагогическая система Холлоши, особенностью которой было совмещение лучших художественных событий с новыми достижениями изобразительного искусства.
Из Мюнхена К.Н. Истомин приехал в Москву и осенью 1909 года поступил на искусствоведческое отделение университета. «Шаг этот, — писал впоследствии художник, — был мне подсказан скорее желанием иметь отсрочку от военной повинности, чем желанием изучать историю искусств». И все же университет позволил ему стать по-настоящему образованным и культурным человеком. В студенческие годы он совершил путешествие по Греции и Италии, где все дышало воздухом античности и Возрождения. Летом 1913 года К.Н. Истомина призвали в армию. В первую мировую войну он командовал артиллерийской батареей, перенес контузию и операцию. Ко времени Октябрьской революции для него не было вопроса — с кем быть? В марте 1918 года он прибыл в Москву. Устроившись на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, Константин Николаевич занимался оформлением агитпоездов и первых советских праздников. В марте 1919 года он вступил в Красную Армию, но после ранения и перенесенного тифа был освобожден от воинской повинности. Военные годы оставили глубокий след в жизни К.Н. Истомина, но в творческом плане они оказались потерянным временем. Большинство рисунков, которые он выполнил в часы отдыха между боями на клочках бумаги, погибло. Однако некоторые заметки и записи позволили ему подготовить к десятилетию Октября графическую серию «Красная Армия в Донбассе», отмеченную премией.
Весной 1921 года после непродолжительной дипломатической службы Константин Николаевич был откомандирован в распоряжение Народного комиссариата просвящения для организации художественного рабфака. С той поры до конца жизни педагогическая деятельность стала его основным занятием.
В 1920 году на базе упраздненных Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища были созданы Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС), переименованные в 1928 году в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Позже он был реорганизован, и на основе его факультетов стали действовать несколько самостоятельных вузов, в том числе Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. К.Н. Истомин был профессором этих учебных заведений.
В воспоминаниях учеников он предстает как сердечный, обаятельный, отзывчивый человек и широко эрудированный, строгий, принципиальный педагог. Он добивался, чтобы каждый студент оставался индивидуальностью, не терял своего гражданского и творческого лица, но при этом находил себе место в коллективе. При собственных скромных материальных возможностях и почти аскетическом образе жизни Константин Николаевич часто приобретал малообеспеченным студентам краски, холст, кисти, выручал их в других трудных случаях.
Несмотря на сильную загруженность учебной работой, К.Н. Истомин находил время для творчества. В двадцатые годы он написал несколько пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровые картины «Пряхи» и «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дитя», «За чисткой овощей», участвовал на выставках общества «4 искусства».
Наиболее зрелым произведением К.Н. Истомина является полотно «Вузовки», законченное в 1933 году. Сюжет картины предельно прост. В скромно, даже скупо обставленной комнате общежития за столом, занимаются две девушки, просто одетые, коротко подстриженные. За окном виден зимний городской пейзаж, и одна из «вузовок» в какое-то время залюбовалась его красотой. Картина при строгом, почти графическом цветовом решении отличается лиричностью и резко выделяется среди торжественно пышных произведений искусства тридцатых годов. Она была приобретена у автора для Третьяковской галереи.
Константин Николаевич пробовал себя в качестве иллюстратора, выполнил эскизы декораций и костюмов к некоторым спектаклям, но основные творческие силы отдавал станковой живописи. Интересны его размышления об искусстве, которые нашли выражение в теоретических работах и учебных программах.
Осенью 1941 года Московский художественный институт имени В.И. Сурикова был эвакуирован в Самарканд. В этом городе 28 августа 1942 года Константин Николаевич Истомин скончался. Судьба не баловала его — такое было время, но он всегда оставался оптимистом и не раз говорил: «Великое счастье жить и быть художником!».
Женский портрет
Вузовки. 1933 г.
Девушка в голубом
Лидочка. 1930
В комнате у окна