Мария Николаевна Климентова (по мужу Муромцева) (1857— 1946, Париж), певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. Родилась в Курске, в купеческой семье.
Окончив киевскую гимназию, обучалась пению в 1875—80 гг. в Московской консерватории (кл. Д. Гальвани), которую окончила с малой серебряной медалью; позднее совершенствовалась у Д. Арто в Париже. В 1879 г. выступала на премьере «Евгения Онегина» в партии Татьяны (консерваторский спектакль Н. Рубинштейна). Присутствовавший на одной из репетиций И. Тургенев, восторженно отозвавшись о новой опере, в своем письме к П. Виардо писал о Климентовой: «Красивый голос, хотя и недостаточно обработанный, подлинный драматический темперамент». В 1880—89 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Маргариты — «Фауст»). В 1889 г. вместе с П. Хохловым гастролировала в Праге, где с успехом выступила в «Демоне» А. Рубинштейна и «Евгении Онегине». Из-за конфликта с дирижером И. Альтани и дирекцией была вынуждена в расцвете таланта уйти со сцены Большого театра. Обладала прекрасным голосом красивого тембра, особенно в среднем регистре (густоте и силе) и широкого диапазона, который позволял исполнять не только лирико-драматические, но и меццо-сопрановые партии. Исполнение отличалось тщательной фразировкой, изяществом, естественностью выражения чувств.
Первая исполнительница партий: Татьяны («Евгений Онегин»), Оксаны («Черевички»), Ренаты («Тарас Бульба» В. Кашперова), Жанны («Мария Бургундская»); в Большом театре — Марины Мнишек («Борис Годунов», 2-я ред.), Памины («Волшебная флейта»). Лучшие ее партии: Татьяна («Евгений Онегин»), Маргарита («Фауст»). Теплоту и искренность исполнения певицей партии Татьяны отмечал П. Чайковский. Другие партии: Антонида, Людмила («Руслан и Людмила»), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Клеопатра; Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Рахиль («Жидовка»), Аннхен, Памина, Маргарита Валуа, Матильда. Партнеры: А. Антоновский, А. Барцал, А. Додонов, Л. Донской, Б. Корсов, М. Медведев, Н. Салина, П. Хохлов. Пела у У. Авранека, И. Альтани, П. Чайковского.
Участвовала в ежегодных концертах в пользу «Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета» и концертах Кружка любителей русской музыки. В камерном репертуаре особенным мастерством исполнения отличались произв. Ф. Шуберта, Р. Шумана и П. Чайковского. Исполняла сольные партии в оратории «Легенда о св. Елизавете» Ф. Листа (1883), Реквиеме Р. Шумана (1881, в ансамбле с Д. Усатовым, О. Фюрером, А. Крутиковой), 9-й симфонии Л. Бетховена (1884, 1886). Композитор П. Шуровский посвятил певице романс «Яркие трели ночных соловьев» (1881).
С 1890 г. профессор Московской консерватории В 1891—93 гг. вместе с Н. Коргановой (Дариали) возглавляла в Москве вокальные курсы, где занимались молодые русские, армянские и грузинские певцы; позднее открыла частную вокальную школу. Для постановок с учениками отрывков из опер приглашала известных режиссеров, в т. ч. К. Станиславского (в 1897—98), поставившего сцену у монастыря из «Жизни за царя». Среди учеников: Н. Миронов, Е. Хренникова.
Вместе со Станиславским принимала участие в любительских спектаклях у С. Мамонтова в Абрамцево (в т. ч. в пьесе «Два мира» А. Майкова). В круг ее друзей входили П. Чайковский (композитор посвятил ей ф-п. произв., ор. 9), А. Чехов, Н. Лысенко, С. Мамонтов, В. Поленов, И. Репин (в 1878 и 1883 написал её портреты). К. была знакома с С. Танеевым, А. Скрябиным, С. Рахманиновым, Р. Глиэром, И. Буниным, Л. Толстым, Т. Шепкиной-Куперник.
С 1920-х жила за рубежом (преимущественно во Франции). Умерла в Париже.
И.Е. Репин. М.Н. Климентова — Портрет