Нелидов Аркадий Иванович

Нелидов Аркадий Иванович

 Граф Аркадий Иванович Нелидов (1773 — 3 (15) сентября 1834) — русский государственный деятель, Курский губернатор с 1811 по 1818 годы, генерал-лейтенант, сенатор, действительный тайный советник. Родился в 1773 году в семье поручика Ивана Дмитриевича Нелидова и Анны Александровны Нелидовой (Симоновой).

В 1765 году Екатерина II основала в Петербурге «Воспитательное общество» для дворянских девиц, получившее вскоре название «Смольного института». В ученицах надлежало вырабатывать «благородные манеры», умение смягчать неистовые и жестокие нравы» русского общества XVII) века, воспитывать детей.

 Учебная программа предусматривала исправно читать, писать, говорить на русском, французском, немецком и итальянском язы ках. Воспитанницы учили «Закон Божий». Они получали элементарные знания по арифметике, истории, географии, физике, архитектуре, геральдике. Кроме того, изучали рукоделие, музыку, «танцевание», рисование, скульптуру. На все это требовалось 12 лет, причем родители отдавали своих дочерей на учебу с подпиской 12 лет не брать их из заведения.

В числе учениц первого выпуска была девица Екатерина Ивановна Нелидова. Она считалась «феноменом», благодаря способностям к «танцеванию». Неслучайно, императрица заказала ее портрет танцующей художнику Д.Г. Левитскому. Екатерина Нелидова была назначена фрейлиной жены сына и наследника Екатерины II — Павла Петровича. Вскоре по своему характеру, тактичности, находчивости и способности приноравливаться к людям она быстро стала необходимым лицом во дворце в Гатчине, где Павел жил почти безвыездно. Только Екатерина Нелидова умела успокоить Павла во время вспышек гнева, и вскоре стала его фавориткой и важной фигурой при дворе, когда он стал императором.

Младший брат Екатерины Нелидовой — Аркадий Иванович закончив пажеский корпус, был определен камер-пажем. Вскоре Павел назначил 22-летнего Нелидова флигель-адъютантом, майором, через два дня — подполковником, а еще через два месяца — генерал-адъютантом, поручив ему командование походной канцелярией. 5 декабря 1796 года Аркадию Ивановичу Нелидову были пожалованы 1 тысяча душ крестьян мужского пола в Курской губернии, в том числе и в Мокве. Нелидов занимал высокое положение до 1798 года. Когда же между его сестрой и государем произошел разрыв, рухнула и рассыпалась вся пирамида людей, державшихся за нее. 19 августа 1798 года Аркадий Иванович был отстранен от всех должностей, лишен воинского звания и выслан в курские деревни. В изгнании он пробыл два с половиной года. По всей вероятности, Аркадий Нелидов жил в Мокве. Лишь Александр I вновь возвратил его в Петербург.

Бывшее имение графа Нелидова, ныне санаторий «Моква».

В 1811 году Аркадий Иванович Нелидов опять прибыл в Курск уже в качестве первого человека губернии — курского губернатора. Эту должность он занимал до 1818 года. Актер М.С. Щепкин в своих записках написал о губернаторе Нелидове: «…Я услыхал один ропот на губернатора: первое — что при его средствах он жил не по-губернаторски и даже, к стыду дворянства и своего звания, ездил по городу четверней, а не в шесть лошадей. И прислуги было мало, так что в царские дни, когда давал обеды, на которые, кроме должностных лиц, никого не приглашал, и для такого небольшого числа посетителей приглашали для услуг людей из других домов; и даже за пятью детьми или чуть ли не за шестью ходила одна девушка…, а как тут были и мальчики, то их бедных, приучали с 4-х лет самих одеваться… Но главное, что возмущало все общество это то, что он не брал взяток. «Что мне в том, — говорил всякий, — что он не берет? Зато с ним никакого дела не сделаешь»… При таком взгляде на вещи, разумеется, губернатор не мог нравиться обществу, и даже полиция горько сетовала на него за следующее.

В то время в курском театре играли комедию Судовщикова «Неслыханное дело, или Честный секретарь», в которой квартальный был показан не с лучшей стороны. Каждый раз, как только давалась эта пьеса, содержатель обязан был отправлять несколько билетов полицмейстеру, за что каждый раз и деньги были заплачены. Полицмейстеру был дан от губернатора приказ, чтобы эти билеты были раздаваемы квартальным по очереди, и чтобы они были непременно в театре, а как сам губернатор всякий раз бывал в театре, то и мог видеть, исполняется ли его распоряжение… Весь город сожалел о «бедных квартальных», которые самим начальством публично были выставлены как бы на поругание».

У Аркадия Ивановича был сын Аркадии Аркадьевич. В молодости он служил в гвардейской кавалерии, но скоро уволился, вернулся в свою Курскую губернию и начал служить по дворянским выборам. Дело пошло успешно. К концу первой половины XIX в. он был губернским предводителем дворянства. Женился на Екатерине Петровне Переверзевой дочери местного помещика, который славился «сказочным богатством». Она оказалась женщиной смиренной, тихой, не имевшей светской живости и подвижности. Не такая супруга требовалась властному, ведущему широкую жизнь предводителю дворянства. Аркадий Аркадьевич выказывал свое неудовольствие, относился к ней с пренебрежением. Неприязнь мужа угнетала жену и ускоряла недуг, лежавший в основе ее подавленного характера. Она скончалась сравнительно молодой, и все шестеро ее детей умерли в юности. Нелидов не мог не чувствовать вину и, стараясь облегчить свою совесть, создавал вокруг памяти семьи настоящий культ…

В Мокве была построена двухэтажная церковь по типу церкви Петра и Павла в Риме. В Верхней церкви всегда светло. В толще задней стены, на высоте около 2-х метров над полом, на небольшой лоджии, вмещалось два-три человека. Из лоджии, через головы стоящих в церкви людей, Нелидов видел, что происходило в алтаре. И в церкви он чувствовал свое превосходство над людьми.

…Нижняя церковь была полной противоположностью: своды тяжело нависали над посетителями, свет скупо проникал через узкие окна. В этом мрачном месте, над семейным склепом, Нелидов приказал сделать глубокую нишу черного цвета. В ней была поставлена беломраморная портретная статуя его покойной жены, работы академика Пименова, а на своде помещены рельефные мраморные портреты детей в виде головок ангелов. Все чаще ходил он в это удручающее место. Все дольше находился там и, наконец, домашние стали замечать за ним «странности». Одна из них чутъ не навлекла на него крупные неприятности: ему вздумалось организовать инсценировку своих похорон.

В зале дворца поставили гроб и предписанные по обряду три свечи. Хор и духовенство, прибывшие из Курска, совершили над пустым гробом панихиду по Аркадию Аркадьевичу, а он стоял в стороне, оплакивая свою неудачную жизнь.

Слух об этом отпевании распространился быстро. В Петербург был отправлен донос на Нелидова — «подрывателя основ», глумящемся над религией. Над ним сгустились тучи. Но его сестра Варвара Аркадьевна, в то время возлюбленная Николая I, отвела от брата обвинение в безбожии.

… Аркадий Аркадьевич уехал за границу. Болтался по городам Европы, а потом оказался в Риме. Католические пасторы сразу поняли, что нужно «свихнувшемуся» русскому барину, быстро прибрали к своим рукам его самого и его доходы. Нелидов перешел в католичество и в 60-х годах бесславно окончил свои дни, по-видимому, в звании католического монаха. Похоронили его в Мокве. Имущество семьи Нелидовых и дом-дворец в Мокве перешли в руки их родственников — Волковых.

В 1929 году могила была вскрыта. В цинковом гробу был деревянный, в котором обнаружили останки человека небольшого роста, одетого в бархатную куртку черного цвета и вероятно, забальзамированного. Вот такая печальная судьба Аркадия Нелидова.

В.И. Самсонов, М.Н. Матвиенко

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: