Нижней Набережной улица стала называться по своему расположению. С одной стороны над ней возвысилась центральная часть города, с другой улица протянулась вдоль реки Тускарь. Нижняя Набережная не имеет глубоких исторических корней, своё нынешнее обличие она приняла в 1930-е годы, сложившись из трёх городских участков.
До 1934 г. это был участок от улицы Марата до улицы Весёлой (ныне — Кати Зеленко). К нему присоединили улицу Среднюю Набережную — территория от Весёлой до Тускарного переулка (рядом с Боевой дачей). С другой стороны к ней прикрепили участок от ул. Марата до Мурановского переулка. Сам Мурановский переулок (съезд с улицы Сонина) вошёл в состав ул. Нижняя Набережная в 1936 году.
Места очень примечательные и памятные, часть улицы преобразилась с прошлых времён, что то из её знаковых фрагментов утеряно. Старые дореволюционные снимки помогут кое о чём вспомнить и представить былой облик этого района города.
В прежние времена к расположившейся на улице электрической станции можно было спуститься от центра города по «Иорданскому спуску». В Курске на праздник Крещения Господня по нему совершался Крестный ход к часовне Водосвятия, где верующие освящались водой, а некоторые даже купались в ледяных водах Тускари.
В 1918 году его переименовали в Рабочий переулок, а потом и вовсе снесли. В наши дни нам его не повидать. Вступить на Нижнюю Набережную попробуем от упомянутого выше Мурановского переулка, а если говорить сегодняшними терминами — от улицы Сонина.
Перекрёсток с ул. Сонина разводит улицы на разные высоты. Нижняя Набережная отсюда тронется вниз к реке, а улица Сонина наверх к центру города. На этом участке расположился филиал областной клинической инфекционной больницы имени Н.А.Семашко. Одна часть корпуса в четыре этажа — помоложе, другая — постарше, наверное поэтому и пониже.
Начальная часть улицы ничем не особо не обустроена, особенно чётная (западная) сторона, смотрящая на центр города. Подойдя к заборам, огораживающим территорию тепловой электростанции (ТЭЦ-4), которую сейчас прозвали Квадрой или ТГК-4, вспоминается находившийся в этом месте Святой колодезь.
Первое упоминание об этом источнике в летописях относится к 1027 году. То есть можно сказать, что он более древнего возраста. Указанный год увязан с проживавшем тогда в Курске, одного из покровителей города, преподобным Феодосием Печерским. По преданию святой Феодосий использовал эту воду для приготовления просфор. В народе его ещё называли «Феодосиевским». Это был родник обрамленный кирпичным цоколем, поэтому термин «колодезь» не стоит принимать буквально.
Как нам поведают данные местных историков и знатоков, до 1870-х годов над источником стояла «каменная ротонда», которая обветшала и разрушилась. В 1890 году на её месте возвели деревянную часовню на каменном основании с нишей для забора воды. Здесь помогли частные пожертвования и отозвавшиеся городские власти.
В часовне разместили несколько образов: иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, иконы «Живоносный Источник», преподобного Феодосия Печерского и равноапостольного князя Владимира. В нише на мраморных досках можно было прочесть две надписи:
Первая из них вещала: «Жаждущiи идите на воду и елицы не имате сребра, шедше пiйти безъ цены и сребра (Ис. 55, 1)».
Вторая надпись содержала фрагмент стихотворения «Ключ», известного славянофила Алексея Хомякова:
В своём качестве вода была замечательна и очень любима горожанами. Не говоря уже о самом месте, его почитаемых исторических корнях.
После революции здесь произошло очень громкое событие. Теперь это знаковая часть истории иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Тут стоит уделить немного внимания памятному историческому эпизоду.
В 1918 году в Курске произошло горестное, но вместе с тем и весьма знаменательное событие: 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста среди бела дня чудотворная икона и её икона-список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, были похищены из Знаменского собора.
Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧКа было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ.
В монастыре и во многих храмах ежедневно возносились усердные моления ко Пресвятой Богородице о возвращении Ее чудотворного образа, и молитвы верующих были услышаны. Образа были обнаружены лишь через месяц. Недалеко от монастыря находился старый колодец, выкопанный по преданию самим преподобным Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским. Над ним был когда-то устроен навес в виде часовни, но был этот колодец в забвении, давно не чищен, и водой из него мало кто пользовался. В день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти какую-нибудь еду, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянные иконы Знамения Божией Матери без риз.
Как раз в это время мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это чудотворная икона и её список. Он остановил процессию и послал в монастырь оповестить о чудесной находке. Вот, что сообщила газета «Красная Армия» 16 мая 1918 года:
«Вчера утром под горой, где находится епархиальная типография близ р. Тускари в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона Знамения Божией Матери и копия с неё. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые мыли в ручейке у колодца бельё. Иконы лежали на дне колодца, завёрнутые в мешок. Вытащив находку из колодца и развернув мешок, девочки увидели иконы, о чём сообщили своим семьям и проходившему с похоронной процессией св. Л. Иваницкому. Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек…»
Обрадованный епископ Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения иконы. Одновременно он отправил на извозчике иеромонаха Гермогена за Московские ворота, привезти иконописца Григория Адриановича Шуклина, недавно писавшего копию чудотворной иконы без ризы, чтобы он показал, какая из двух найденных икон чудотворная и какая — список. Епископ Феофан икону без ризы никогда не видел, а потому и не мог сам определить.
Шуклин сразу же узнал в одной из двух найденных икон чудотворную по её древности и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385 году. На чудотворную икону была немедленно надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и по сей день. После этого начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.
Весь день 3 мая во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, не зная, как выразить свою радость. У всех было пасхальное настроение. Чудотворная икона пробыла в безвестном отсутствии около трёх недель. Вскоре после взятия Курска, по приказанию генерала Кутепова, было начато официальное расследование большевистских зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание дворянского собрания, где помещалась ЧК. И в чекистской помойке были найдены два чехла, расшитые золотом, — те самые, которые были на чудотворной иконе и её списке в день похищения. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лук. 8: 17). Так открылось, что иконы были похищены чекистами.
В 1920-х годах источник был утрачен. После сожжения часовни, каменная кладка была нарушена, а сам «колодезь» закопан и со временем почти забыт горожанами. Как нам уже сейчас видно, эти места застроили корпусами теплоэлектростанции. Рядом расположилось мазутное хранилище.
Православное общество преподобного Серафима Саровского занялось поисками колодезя в 2008 году.
Точные координаты удалось вычислить и получив согласие руководства теплоэлектростанции, начались раскопки. Археологи на трёхметровой глубине обнаружили краснокирпичную кладку фундамента, смешанную с фрагментами от сгоревшей часовни. Прокопав ещё полметра был освобожден от глины сам источник, который снова забил. На месте находки сейчас установлены бетонные кольца.
Православное общество преподобного Серафима Саровского запланировало восстановление «колодезя» и часовни. Красные кирпичи от основания старой сожжённой часовни будут заложены в фундамент новой.
Интересно, что неподалёку на той же территории нынешней теплоэлектростанции, был ещё один памятный источник ключевой воды — освященный Колодезь «Морская вода». В начале 1930-х годов при возведении нового корпуса Центральной электростанции его ликвидировали.
При строительстве новой ТЭЦ изменился не только внешний вид этого района, но даже русло реки Тускарь. Подойти к берегу в данных местах можно разве что другими путями, в том числе водными. А со стороны улицы Нижней Набережной по нечётной стороне перед нами будут представать заборы разных конструкций или стены всяких строений.
Чётная сторона начнёт обустраиваться частными домами, новыми и старенькими, но красивыми и приятными в своей наружности.
Среди зданий теплоэлектростанции разных возрастов обращает на себя внимание сохранившийся старый корпус электростанции, где теперь расположился ремонтный цех. Кровля во внешнем виде изменилась, но в целом здание узнаваемо.
Вторая электростанция города была построена в 1901 году. Три генератора паровых машин мощностью 120 кВт каждый обеспечивали питанием стационарные сети освещения города.
В 1929-1934 годах построена Центральная электростанция (ТЭЦ-4 Курских тепловых сетей). Одним из ярких и приметных элементов ТЭЦ стала новая труба, возведённая в 1985 году. Увидеть её можно из разных районов города, это даже один из элементов Красной площади и самого Дома Советов. Только называть трубу местным украшением не стоит.
Частные дома, яркая и красивая растительность, прибрежные участки у реки станут следующим обликом Нижней Набережной. Всё это придаст улице комфортности, нарядности и уюта. Основное автомобильное движение уйдёт наверх по ул. Володарского, а Нижняя Набережная на некоторое время станет больше пешеходной с редкими встречами с машинами. Тишь и благодать немного насытят окрестности.
Пройдя далее по улице сквозь зелёные места, приблизимся к мосту через Тускарь. Он выведет прохожих в Стрелецкий район, к Бочаровской улице. Открывающиеся виды на окрестные края, тихую и спокойную реку, притягивают постоять на мостике и устроить здесь небольшую остановку в хождении.
Отсюда по лесенке можно отправится и наверх, к центру города. Идущая далее улица будет расходиться на две линии и представит нам целый ряд жилых домиков разного вида и состояния. Все по-своему интересны и составляют фасадную часть или лицо данного отрезка Нижней Набережной.
Подошедшая к своему окончанию дорога по улице Нижняя Набережная разведёт прохожих лесенками в две стороны. Одна поведёт вниз к реке, по тропинке можно будет выйти на Тускарный переулок, который приведёт к перекрёстку улиц Мирной, Тускарной, Лысой горы и к Боевой даче. Другая лесенка отведёт наверх, к центральным городским улицам. Если более адресно — на пересечение ул. Кати Зеленко с ул. Аристарховой.
Детальнее на Яндекс-карте — ул. Нижняя Набережная