В 1782 году императрица Екатерина II утвердила новый генплан города Курска. Одним из его элементов обозначилась небольшая центральная улица, получившая со временем имя — Можаевская. По некоторым сведениям это название она взяла от фамилии местной купеческой семьи (Мажайкины). В советские годы улица пронесла на себе два новых имени, но старое опять вернулось к ней в 1991 году.
В 1918 году улице присвоили имя Робеспьера. Времена были революционные и новые именования давались городским улицам с политическим, пропагандистским смыслом. Иначе не объяснить, что потерял здесь Максимилиан Робеспьер, французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции. В то же время — до сегодняшнего дня один из самых спорных её деятелей. Являлся идеологом и руководителем революционной диктатуры. Однажды большинство депутатов конвента, опасавшихся, что Робеспьер в любой момент может отдать под суд и казнить кого угодно, решили опередить диктатора. Арестовали и через день без суда и следствия казнили его с двумя десятками сторонников.
В 1948 году улица получила новое название. В августе того года от продолжительной болезни сердца скончался партийный и государственный деятель Андрей Александрович Жданов. Тогда в его честь в СССР было названо много объектов, в том числе родной город политика — Мариуполь. Колхозам, совхозам, учебным заведениям, заводам… и конечно улицам разных городов присвоили его имя. Курский регион здесь не прошёл мимо.
В годы перестройки имя Жданова было официально осуждено руководством КПСС. В январе 1989 года вышло Постановление ЦК КПСС «Об отмене правовых актов, связанных с увековечиванием памяти А.А. Жданова». Многие из наиболее крупных объектов были в рекордные сроки переименованы, его родному городу Мариуполю было возвращено историческое имя. В течение недели там были демонтированы три памятника Жданову, его мемориальный музей преобразован в музей народного быта. И курское руководство здесь решило непременно проявить солидарность.
Так городская улица вернула себе прежнее имя — Можаевская.
В Можаевскую улицу войдёт два квартала. От центральной ул. Ленина она протянется на 400 м. до ул. Володарского. Число домов в нумерации дойдёт до 20, а в своём количестве застроек ещё меньше.
Начальную часть улицы обозначат два здания со памятной историей. На правой, южной стороне (Ленина, 25) сейчас расположен гарнизонный госпиталь. В середине прошлого века в этом доме жил князь Н.И. Кудашев, курский помещик, химик-любитель, снимая городскую квартиру у помещика П.Б. Чурилова.
В 1908 году после смерти Чурилова, владельцем дома стал местный купец Грошковский. До революции здесь находились контрольная палата, губернская тюремная инспекция, квартиры и разные торговые заведения. В советские годы в нём располагался штаб 55-й дивизии, губотдел РКИ, контора «Экспедитор» с авторемонтными мастерскими.
Ещё здание памятно тем, что в нём останавливался величайший представитель русской музыкальной культуры композитор А.П. Бородин.
Приехав 13 июня 1869 года сначала в Алябьево, Александр Порфирьевич на другой день спешит в Курск и 15 июня посылает оттуда письмо жене такого содержания: «Город лежит на высокой горе и раскинут красиво. Ни туманов, ни росы после дождя нет. Квартира в Курске прелестная, но Николай Иванович живёт самым безалаберным манером: все вещи его сбиты в кучу: табак, бельё, бумаги, револьвер, туфли, книги, окурки папирос, цветы всё это покоится на столах, стульях, этажерке, постели, камине, на полу и так далее…» А.П. Бородин звал жену в Курск, куда она вскоре и приехала. В другом письме из Курска композитор писал, что «квартира же курская в доме Чурилова комфортабельная, хорошо расположенная и хорошо меблированная. В самом Курске прелестный городской сад. Город лежит на высокой местности, очень гористый и раскинут красиво».
В память пребывания А.П. Бородина в Курске на этом здании, где он останавливался, в 1986 году была установлена бронзовая мемориальная доска (скульптор Н.П. Криволапов, архитектор В.Н. Михайлов).
С другой левой стороны — трёхэтажный дом с магазинами на первом этаже, за ним перинатальный центр, раньше называвшийся просто — Роддом №1.
Во времена дореволюционные часть нынешнего роддома и здание обозначающее начало улицы Можаевской (бывшие в то время одноэтажными строениями) были частью усадьбы шведского подданного, торговца — Иоганна Эдстрема. Потом усадьба перешла во владение другого предпринимателя — Франца Дальстрема. В этих помещениях располагались торговые точки, магазины.
После революции по понятным причинам произошла национализация. В начальном здании ул. Можаевской (ул. Ленина, 27) во время НЭПа работало известное в городе «Казино».
Двинувшись дальше, обратим внимание на бывший дом дворянина С. Фесенко (Можаевская, 4). Дом ещё «жив», вполне обустроен и ухожен, по крайней мере — снаружи.
Подходя к улице Горького, обе стороны представят нам знаковые строения. На северной, чётной стороне (Можаевская улица, 8/31) расположен корпус Главного управления МЧС России по Курской области.
В советские времена — известное Административное здание отдела пожарной охраны управления внутренних дел Курского облисполкома, введённое в строй в 1984 году.
Другую, южную и нечётную сторону украсит примечательное и очень яркое здание Пожарной части №4 (Можаевская, 9). Построено в 1937 году (архитектор П.И.Лазаренко).
Перейдя через ул. Горького приблизимся к знаковому строению не только данной улицы, но и всего города. Сергиево-Казанский кафедральный собор. Стоит немного обернуться в прошлые времена, в истории собора много интересного и памятного.
Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века.
В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем — сведений не имеется при соборе. Нет так же на построение оного храма ни плана, ни фасада. В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского».
Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная, и во время пожара сгорела до основания.
Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Это было признано за чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) дал благословение и лично сам освятил место построения храма. В «Летописи», составленной И. Лащенковым находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был так же курский купец Исидор Мошнин». Когда последний, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима Саровского, вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех, Прохор стоял живым и невредимым.
В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Сюда приходят и приезжают поклониться и приложиться святому образу не только жители Курской области, но и всей России, Украины, Белоруссии, из-за рубежа.
Освящение храмов собора было в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящён преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери — преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г. Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса — загадка.
Заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 м., весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства.
После революции Сергиево-Казанский собор продолжал функционировать. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было произведено изъятие 122 предметов общим весом 12 пудов 17 фунтов и 48 золотников, среди которых 29 риз с больших икон, 32 ризы с малых икон, 2 нитки жемчуга с плащаницы количеством 140 зёрен, один небольшой листик с алмазами с неё же.
19 января 1933 года президиум Курского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил расторгнуть договор с Сергиевской религиозной общиной от 1 февраля 1932 года об аренде церковных зданий. В этом же году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П.К. Лихина и Г.А. Шуклина здание удалось сохранить.
Храм был закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала новообразованная Областная картинная галерея, открытая 12 сентября 1935 года, для создания которой из художественного отдела краеведческого музея было выделено около двухсот экспонатов (произведения западноевропейской и русской живописи, а также картины курских художников), а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен, а уцелевшее имущество антирелигиозного музея в ноябре 1941 года было перевезено в краеведческий музей. Наиболее ценные из неэвакуированных в Уфу экспонатов картинной галереи были замурованы сотрудниками в стене соборного подвала, однако тайник был обнаружен и вскрыт немецко-фашистскими захватчиками, часть картин вывезена в Германию. В канун Рождества 1942 года оккупационные власти разрешили открыть собор для богослужений. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.
Позже, в середине XX века, храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя прп. Сергия, а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери.
На протяжении трёх столетий Сергиево-Казанский собор является духовным центром и оплотом Православия на Курской земле.
На другой стороне улицы выстроенное современное здание одного из банков. За ним не так давно можно было увидеть дом почётного гражданина К.Я. Берингера и бывшего потомственного дворянина Д.И. Болтенкова. Теперь его не стало.
Дальше Можаевская вступит в другой последний квартал, который что то сохранил в своей наружности, что то потерял.
Нечётную сторону займут три кирпичные малоэтажки и пустырь за забором, который наверное чем то будет вскоре застроен.
Обернувшись на северную чётную сторону, увидим небольшую обустроенную часть улицы.
Улица Володарского обозначит окончание Можаевской. За ней увидим ещё один частный домик и ступеньки ведущие вниз к ул. Аристарховой и дальше, к Нижней Набережной, реке Тускарь и Стрелецкой слободе.
Детальнее на Яндекс-карте — ул. Можаевская