Коренная пустынь

Коренная пустынь

История Курской Коренной пустыни обернёт к 1295 году, когда некий охотник нашёл на берегу реки Тускари, в 27 верстах от Курска (в то время фактически не существовавшего, поскольку на протяжении последних десятилетий татары дважды разоряли его), икону Божией Матери «Знамение». Когда охотник поднял икону, под нею открылся родник. Образ поставили сначала в дупле того дерева, при корнях которого он был найден, а потом соорудили для него часовню…

Коренная пустынь — знаковое место, всё впечатляюще, памятно, везде хочется побывать, всё рассмотреть, явиться в храмы и непременно к святым источникам. К этому подвигнет сама история Коренной пустыни, её значимость и почитаемость.

На Знаменской площади, перед Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни находится памятник в честь чудесного обретения в 1295 году иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Освящение памятника состоялось 14 августа 2003 года.

Автором памятника является курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Здесь предстанут главные ворота для входа в Коренную пустынь…

Людей тут встречает и провожает копия чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение». К ней прикладываются посетители при входе и выходе, у иконы особое значение для верующего народа.

Начальную территорию займут монастырские корпуса, взрослые и ухоженные. Все строения тут в голубом цвете. Можно вспомнить, что у разных цветов особенное свойство. Голубой всегда считался цветом Пресвятой Богородицы — чистый, небесный, непорочный. Означает бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

По ступенькам дорога поведёт к центральной части Коренной пустыни.

Целый кошачий отряд в этих местах в особом положении.

Дальше предстанет знаковая колокольня. Была построена со святыми вратами в 1862 году.

Второй и третий ярус с куполам были разрушены в 1920-е годы, восстановлены в 1990 году. На колокольне в верхним ярусе были часы — куранты с боем. Колокольня была одним из красивейших и величественных сооружений Коренной пустыни. Остаётся такой же и в наши дни.

В проходе восстановлены несколько образов библейских сюжетов, наверху предстанет сама Божия Матерь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы устроена в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, стоящем рядом с главным Рождественским собором. Неоднократно перестраивался, внешне как и сейчас, выделялся куполом. В 1862 г. на третьем этаже устроили Всехсвятский престол. После революционных событий, в 1930-х гг. его перестроили под столовую. В 1990-х был восстановлен, здание частично реконструировано в духе архитектуры рубежа XVII-XVIII вв.

Центральная монастырская площадь со всех сторон занята восстановленными строениями.

Не так давно здесь был восстановлен главный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1703 году в Коренной пустыни на месте прежней деревянной построена новая каменная церковь Рождества Богородицы (с приделом Иоанна Предтечи). В 1852-1860 гг. на его месте по проекту К.А. Тона сооружен большой кирпичный пятишатровый шестистолпный собор в русско-византийском стиле. Слева помещался Предтеченский придел, справа — место для помещения Курской Коренной иконы Богородицы.

В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными Святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.

По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека — разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню — место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей.

Возрождение соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы в своем прежнем величии было начато весной 2007 г. на сохранившихся фундаментах прежнего собора. В 2009 году 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, восстановленный собор был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. В этот же день произошло и ещё одно знаменательное событие, после 90-летнего перерыва, Курская Коренная икона вновь посетила место своего обретения, впервые с 1920 года посетив Россию.

В сентябре 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник по проекту «Воссоединение». Архитектор — Анатолий Кузнецов, скульптор — Андрей Клыков.

В скульптурной композиции из бронзы запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, держащие в руках Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Процесс объединения проходил под покровом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, являющейся Одигитрией русского зарубежья.

Не случайно памятник этим великим людям установлен в Коренной пустыни. Ниточка объединения православных русских людей, рассеянных после революции по всему миру, проходит именно через Курскую область — это не раз отмечал Святейший Патриарх Алексий II.

Если отсюда, от самого храма пройти по одной дороге в южную сторону, то можно подойти к местам захоронения местных монахов, архимандритов.

Могила архимандрита Варнавы (в миру Василий Павлович Дробышев; 1939-2012). Архимандрит Русской Православной Церкви, духовник Курской Коренной пустыни.

За усердное служение Церкви архимандрит Варнава был удостоен всех иерархических церковных наград священнослужителя. В последние годы жизни тяжело болел. В течение недели перед кончиной он ежедневно причащался Таинств Христовых, был мирен и радостен духом, несмотря на тяжёлую болезнь.

Похоронен на территории монастыря, рядом с могилкой иеросхимонаха Иоанна (Бузова), ученика известного в советские годы старца архимандрита Серафима (Тяпочкина).

У главного монастырского храма, предстанут несколько ярких образов Коренной пустыни.

Виды отсюда открываются впечатляющие. Некоторые гости здесь останавливаются на целый осмотр. Тем более, что с ними туда будет устремлён взгляд Серафима Саровского. Его памятник, работы скульптора Вячеслава Клыкова, был открыт 1 августа 1998 г.

С одной стороны расположится пара выразительных обликов местной территории.

Каменные сходы в обители были выстроены в 1832-1835 годы. Идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник». Они удачно вписывались в ансамбль церкви, создавая массу удобств для богомольцев. Со всех ступенек и площадок была видна середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение. В настоящее время сходы восстановлены в прежнем виде.

Окончание спуска обозначит Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносного источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских, графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами.

Она представляла собой одноглавый четверик с пониженными боковыми притворами и алтарём, крытые сходы к церкви с территории монастыря выстроены в 1832-1835 гг. Вместе со сходами сломана в 1930-х гг. Вновь выстроена вместе со сходами в 1995 г., в образе близко повторяющем облик церкви в начале ХХ века.

За этими объектами предстанет хозяйственная территория. Одно небольшое озерко, жилые и рабочие помещения, пчелиные ульи.

Монастырь должен вести своё хозяйство, не только для своих обывателей, но и гостей, паломников. Стоит для интересующихся поведать, что он открыт для посещения с 6.30 утра до 22.00 вечера. Здесь находятся две гостиницы: №1 (Белая, архиерейская) и №2 (Красная). Проживание при условии пожертвования, поселение только в гостинице №2.

На территории монастыря проводятся бесплатные экскурсии. Обитель предоставляет всем паломникам питание, за которое рекомендуется сделать пожертвование (50 рублей).

Спустившись дальше, на подходе к реке предстанет главный источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году. Вот, что поведает нам «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси»…

У этих мест и самой иконы дальше целая история. Интересующимся можно «полистать» интернет или зайти сюда — Икона Божией Матери «Знамение».

К реке родник истекает и тут выстроена купель для омовения, мужчинам и женщинам. У неё тоже особое свойство. Выкупаться здесь станет благодатно, часть посетителей поведают об исцеляющих историях. У кого-то после омовения просто сердце поёт.

В монастырской территории не все родники обустроены, как несколько знаковых источников Коренной пустыни, есть ещё почти незаметные. По некоторым данным в Коренной пустыни 8 святых источников, другие называют 16, кое-кто из монашества заявил о 30. Действительно местами можно увидеть текущую водицу, маленькую, почти незаметную в траве. Где ещё можно увидеть столько в одном месте? Тем более разные по своей насыщенности, содержанию. И совсем поразительно знать об их деяниях. Рассказы про исцеления неисчеслимы, хотя о них мало кто широко оповещает.

Не иссякли святые источники на территории монастыря. С давних времён святая вода живоносных родников Коренной пустыни даёт силы, здоровье и укрепляет в вере православных людей.

Кстати, и река Тускарь в этих местах, куда стекают источники, считается целебной.

Река в данных местах — это целая граница местечка Свобода. Отсюда одна дорога поведёт в северную сторону к другим источникам.

Первым знаковым объектом предстанет святой источник и купель святителя Николая Чудотворца.

Дальше протянется деревянная дорожка, у которой предстанет источник великомученика Пантелеимона.

Дорога вскоре подойдёт к своему окончанию, которое обозначит ещё один особенный, освященный и притягивающий источник преподобного Серафима Саровского.

Вернувшись назад к главному источнику, дорога поведёт вдоль реки на южную сторону.

Здесь расположится мост с купающимися рядом ребятами, рыбаками.

Дальше можно пройти по двум путям, верхняя тропа поведёт по лесной территории.

Нижняя тропа покажет ещё несколько родников. Они в скромном облике и не всем приметны. Тут не очень знакомая, посещаемая дорожка.

Один из них расположился рядом с источником Казанской иконы Божией Матери. Источник, как подскажет надпись креста и иконка — Иоанна Крестителя.

Обе дорожки подведут к следующему знаковому роднику.

Тут предстанет источник Казанской иконы Божией Матери. Его даже называют «глазным», многие верующие получили тут исцеления от болезней глаз.

В 2009 году в монастыре была издана книга «Курская Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем», где были описаны случаи исцеления от глазных болезней и прозрения слепых.

Рядом ещё одна водица выходит из земли.

Дальше дорога поведёт к монастырскому подворью.

Она подведёт к берегу реки, где возле моста временами с прихожанами проводятся молебны. Может здесь и своё особое предназначение.

Тут же расположится целое озеро, видимо там разводят рыбу.

Местным гусям оно тоже необходимо. Часть из них рядом умываются, другие отдыхают или гуляют неподалёку.

Рядом хозяйственные строения, где и куриные жилища заметны и что то другое из этого подворья.

Здесь же находится ещё один знаковый источник Серафима Саровского.

Поднявшись по лестнице, выйдем к монастырскому подворью в ухоженном состоянии, тут есть кому приглядывать за порядком. Ничего не обойти вниманием.

Здесь и место захоронения, где могилы иноков, послушников, монахинь.

Дальше путь выведет наверх, где находится ещё один вход в территорию Коренной пустыни.

Вход с этой стороны благословит Серафим Саровский, чьё имя носит монастырское подворье. Его образ над входом не обойдёт внимание. Как посетить территории Коренной пустыни подскажут некоторые объявления. С тем же одеянием стоит соблюдать традиции и православные нормы. Тем более при входе в храм. Хотя не все их придерживаются.

На подходе от Советской улицы к монастырскому подворью во имя преп. Серафима Саровского, предстанут сосновые украшения. Своим красивым внешним обликом, приятным запахом и рассыпанными внизу шишками они первые нас встретят и притянут к местным природным украшениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: