Ольга Берггольц. Монологи (1973)

Ольга Берггольц. Монологи (1973)


Портрет Ольги Берггольц в стихах и песнях-балладах.

Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
               А я могу любить,
а мне не счесть души моей богатства,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю её,
         как дань людскому братству,
на жертвенник всемирный положить.
 О. Берггольц.

Стук сердца, сумрачные аккорды струнных, светлая мелодия флейты… голос… Кто она — Ольга Берггольц?..
«Феномен Берггольц» — этот термин использовали критики, для которых её творческий взлёт, её «жестокий расцвет» стали неожиданностью…
Большинство ленинградцев услышали её впервые в дни блокады…
Почти никто не знал её в лицо, но все знали её голос. Знали и ждали встречи. Многие вспомнают её голос со слезами благодарности. Это не преувеличение: им голос Берггольц помог выжить в блокадную зиму. Выжить, обрести надежду и — победить… Голос Берггольц… Он навечно соединился с гранитной стеной Пискаревского мемориала. Он остался в памяти тысяч ленинградцев.
Кто она? — Святая, «ленинградская мадонна?» Нет. Она — обыкновенная женщина. Обыкновенная… и необыкновенная.
Необыкновенная, потому что воспитала её необыкновенная эпоха, потому что с детства оказалась она причастной к героическим будням народа и не смогла не быть причастной к страданиям его и подвигу. И в голосе её воплотились голоса, мысли, чувства тысяч советских женщин, нежных, любящих, гневных, непримиримых, бесстрашных женщин-воительниц, жертвующих самым дорогим — детьми своими и любимыми во имя Родины. Этот голос прозвучит сегодня в вашем доме… И отзовётся ему голос другой женщины, для которой поэзия Берггольц стала незабываемым впечатлением блокадного детства…

Мария Пахоменко. Заслуженная артистка РСФСР. Для певицы работа над циклом песен-баллад на стихи О. Берггольц стала естественным продолжением предыдущей деятельности. Всегда в её репертуаре были задушевные песни, песни-монологи, песни-исповеди, близкие русскому народному песенному творчеству. Многие композиторы, уловив особенности голоса артистки, неброской, лишенной внешних эффектов манеры исполнения, предлагали ей песни в народном стиле и находили в лице Марии Пахоменко не просто талантливого — естественного интерпретатора. Сегодня репертуар певицы — целый пласт советской эстрадной песни, использующей самые современные музыкальные достижения и неразрывно связанной с народной песенной традицией. В этом смысле творчество О. Берггольц, в котором каждое стихотворение — страстный, исповедальный монолог (вокальный цикл и пластинка не случайно названы — «Монологи»), а народность образов, интонаций, форм очевидны, не могло не привлечь внимания артистки. И в то же время для работы над циклом песен-баллад M. Пахоменко потребовалось — без преувеличения — творческое мужество. Дело не только в работе над произведением крупной формы, что само по себе — качественный скачок в исполнительстве. Постичь величие и простоту удивительной поэзии удивительной жизни, пропустить их через свое сердце, донести до слушателя — такова была задача певицы. Голос Пахоменко должен был прозвучать рядом с голосом Берггольц! И, наверное, самым большим достижением артистки стало то, что в попытке интерпретировать большую поэзию она осталась самой собой, не пытаясь «перевоплотиться», находя свои, свойственные лишь ей краски, средства выражения. Музыка, философски углубленная в оркестровых фрагментах, лирическая, романтически приподнятая в вокальных номерах, помогла ей в этом…

Александр Брицын. Композитор, лауреат премии Ленинградской комсомольской организации.
Творческий багаж композитора значителен: опера, симфонические произведения, музыка к кинофильмам, эстрадные песни…
Работа над циклом на стихи О. Берггольц стала и для А. Брицына творческим экспериментом. В цикле он пользуется симфоническими приемами, умело сочетая их с камерными, песенными эпизодами, создавая единый ток поэзии и музыки. Автор сознательно не использует в цикле стихи Берггольц о войне. Война — за кадром. Но Эпоха, великие события, великие страдания и свершения чувствуются за каждой строкой, каждым образом этих удивительных песен-баллад. Личное, чисто женское неразрывно связано с общенародным. Именно эту сторону творчества О. Берггольц, её душевную щедрость, открытость её сердца подчеркивают и композитор, и певица.
Стук сердца, сумрачные аккорды струнных, светлая мелодия флейты… голос Берггольц…
 А. Аристов

Не утаю от тебя печали…
Читает автор

Я сердце свое никогда не щадила
Предчувствие
А помнишь?
Листопад
Мария Пахоменко, пение

Я так боюсь, что всех, кого люблю…
Читает автор

И вот в послевоенной тишине…
Читает автор

Прощание
Разлучная
Бабье лето
Другу
Мария Пахоменко, пение

Был долгий труд…
Читает автор

Ответ
Мария Пахоменко, пение

Эстрадно-симфонический оркестр имени В.П. Соловьева-Седого.
Дирижёр С. Горковенко
Звукорежиссёр В. Динов.
Редактор Е. Щербатова
Художник Л. Панкевич

________________________________

Год выпуска: 1973
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:31:26
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 28 Mb

Скачать для ознакомления: Ольга Берггольц. Монологи

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: