Ванин Дмитрий Ефимович

Ванин Дмитрий Ефимович

  Дмитрий Ефимович Ванин родился 6 сентября 1928 г. в с. Щеголек Беловского р-на ЦЧО (ныне — Курской обл.).
 
  Работал главным агрономом Лукашевской МТС и колхоза «Родина Хрущева» Хомутовского р-на (1952–1962). С 1961 по 1973 работал в Курском сельскохозяйственном институтете (ныне — сельскохозяйственная академия им. проф. И.И. Иванова) – доцент кафедры растениеводства, зав. кафедрой экономики, декан агрономического факультета. В 1963 Дмитрий Ефимович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук на тему «Вопросы экономического обоснования рациональной структуры посевных площадей», а в 1970 диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук «Экономика и организация производства фабричной сахарной свеклы в РСФСР».
 
  С 1974 по 1989 — директор НИИ земледелия и защиты почв от эрозии. С 1990 – зам. директора по научной работе Курского НИИ агропромышленного производства, профессор кафедры организации и предпринимательства АПК КСХА им. проф. И.И. Иванова.
 
  Опубликовал 190 научных работ, в т. ч. монографию «Экономика и организация производства сахарной свеклы в РСФСР» (1970). Герой Социалистического Труда (1957), Академик РАЕН (1987). Награжден орденом Ленина, медалями.

****
Созидатель

– Я всегда старался жить по Островскому: «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…», – как бы анализируя свою длинную жизненную и творческую дорогу, говорит мой собеседник. – За 83 года много воды утекло, с разными людьми сводила меня судьба, поднимался я на разные ступени иерархической лестницы. Но на всех отрезках времени было и неизменным остается мое кредо – созидательный процесс.

Действительно, жизнь Дмитрия Ефимовича Ванина – Героя Социалистического Труда, академика РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора – яркий пример человека-созидателя.

Думал ли простой мальчишка из беловской глубинки, в двухмесячном возрасте оставшийся без отца, рано познавший цену тяжелого крестьянского труда, что он когда-нибудь станет таким известным человеком?

– В моей судьбе просто неоценимую роль сыграли две мои любимые женщины, – раскрывает тайны своего восхождения на Олимп науки профессор Ванин. – Первая из них – моя матушка Анна Афанасьевна, вторая – моя жена Анна Алексеевна. Не будь их рядом, возможно, совсем по-иному сложилась бы моя жизнь.

Анну Афанасьевну Ванину в многодетной крестьянской семье к труду стали приучать рано: в шесть лет усадили за прялку, а в двадцать она уже была известной в районе свекловичницей. Женщина, не знавшая ни одной буквы, больше всего на свете мечтала о том, чтобы ее сын вырос «ученым человеком». А Дмитрию и самому очень нравилось учиться: и школу в родном селе Щеголек, и Кучеровский сельскохозяйственный техникум, и Харьковский сельхозинститут он окончил с отличием, получив диплом «ученого агронома-экономиста». Но еще на третьем курсе, во время практики в одном из харьковских колхозов, когда в севооборот возвращали земли, ставшие за годы войны залежными, Дмитрий Ванин понемногу начал заниматься исследовательской работой. Написал свою первую статью в газету «Социалистическое земледелие».

– А через некоторое время меня вызвали к ректору, – вспоминает Дмитрий Ефимович. – Я очень разволновался: у ректора был жесткий регламент, и если студента приглашали к нему «на прием», то, как правило, в том случае, если он сильно провинился, а за мной ничего такого не водилось. Меня, к моему удивлению, ждал приятный сюрприз: руководитель вуза, узнавший о моей статье, посоветовал мне заниматься в научно-исследовательском институтском кружке…

Дмитрий и сам мечтал всерьез заниматься наукой, исследовательской и преподавательской деятельностью. Но от заветной мечты его пока отделяла реальность послевоенной жизни: стране нужны были и квалифицированные специалисты в сельском хозяйстве, и знающие дело руководители. По окончании института, в начале 50-х годов, ему предложили работу преподавателя в школе руководящих кадров в Курске.

– Я с удовольствием излагал учащимся теорию, приглашал их к дискуссии, просил задавать побольше вопросов,– с улыбкой делится воспоминаниями Дмитрий Ефимович. – Вот бригадиры охотно и начали спрашивать меня о том, чего я не знал… Да, я прекрасно владел теорией, но практических знаний у меня не было. И я решил, что надо мне их поднакопить. Пошел в управление сельского хозяйства с просьбой направить меня агрономом в любой колхоз – куда сочтут нужным.

Так через некоторое время он начал работать агрономом в знаменитом калиновском колхозе в Хомутовском районе. Правда, тогда колхоз этот только тем и был знаменит, что назывался он «Родина Хрущева», а именитый земляк калиновцев Никита Сергеевич был к тому времени уже первым секретарем ЦК КПСС. В обкоме партии, направляя Ванина в Калиновку, сразу же и «проинструктировали»: «Имейте в виду, что колхоз на ладан дышит и колхозники живут соответственно. Поэтому работать нужно так, чтобы через 2-3 года это хозяйство стало лучшим в области, а через 5-6 лет – лучшим в стране».

Дмитрию Ванину жизнь ничего не подавала на подносе, он всего добивался сам. Еще подростком, попадая в трудные ситуации, научился принимать правильные решения. Поэтому в Калиновке он не растерялся. Выручило, пожалуй, главное качество его характера – умение анализировать, исследовать. Осмотрел поля, пообщался с председателем, бригадиром, простыми колхозниками и пришел к выводу, что самая доходная культура в здешних местах – конопля. Государство в то время платило за нее приличные деньги. Но тут опять вышла загвоздка: Ванин – агроном-свекловод, а не коноплевод.

– На наше счастье, всего в полсотни километров от Калиновки – в Глухове – оказался Всесоюзный научно-исследовательский институт лубяных культур, – рассказывает Дмитрий Ефимович, как он тогда вышел из положения. – Запрягаю лошадку в санки – и в путь-дорогу. До сих пор с благодарностью вспоминаю о том, как доброжелательно отнеслись ко мне ученые института, с удовольствием проконсультировали.

Только этот барьер перешагнули, а дальше – новый: практически не было удобрений. Но «разведка» донесла, что есть запас их в Дмитриевском районе. Это сегодня от Хомутовки до Дмитриева рукой подать. А в то время – бездорожье, трактор с санями день шел туда и столько же обратно. Животноводство в хозяйстве тоже было слабо развито, и мы навоз закупали у колхозников – без удобрений коноплю не вырастишь!

Вообще возделывание ее тяжелый труд, но он перекрывался той огромной радостью, которую мы испытали, получив высокий урожай. Колхоз имел денежный доход, в семь раз больший предыдущего года. Естественно, улучшилось и материальное положение колхозников. И если ранее на мою просьбу выйти на работу они отвечали, что лучше что-нибудь из сундука продадут да семью прокормят, чем в хозяйстве «забесплатно» работать будут, то теперь на колхозную работу шли с большим энтузиазмом. Со временем свой пенькозавод построили, который народ очень метко окрестил «монетным двором» – конопля, подчеркиваю, приносила хороший доход.

– А с Никитой Сергеевичем вам приходилось встречаться?

– А как же! Он несколько раз приезжал проведывать своих земляков. Памятной осталась встреча в августе пятьдесят четвертого года. Клуба в селе тогда еще не было, и Хрущев выступал, стоя в кузове бортовой машины. Людей собралось много – не только калиновцев, из соседних сел народ пришел. Мы уже могли кое-чем похвастаться перед знатным земляком: и денежки в колхозной кассе были, и запас хлебушка имелся. Никита Сергеевич посоветовал землякам перестраивать свои хатенки.

Осматривал он и наши поля, потом с некоторым упреком воскликнул: «Ну а сад хоть один вы мне показать можете?». Показали мы ему сад площадью аж три гектара. Никита Сергеевич тут же дал распоряжение своим помощникам: «Чтоб завтра был здесь специалист из Болгарии!». А я от такого решительного поворота действий чуть не заплакал и стал заверять, что мы сами справимся. Буквально назавтра же отправляюсь в Мичуринск – там был Всесоюзный институт плодоводства. Здешние ученые, как в свое время и в Глухове, отнеслись к моей просьбе очень внимательно. И через два года у нас уже было три сотни гектаров сада.

После приезда первого секретаря ЦК жизнь в Калиновке изменилась, село было под пристальным контролем райкома и обкома партии. Здесь стали получать невиданные доселе урожаи зерновых культур, сахарной свеклы. Удивляли поля ячменя, гороха. А любимая культура Хрущева – кукуруза – действительно чувствовала себя королевой полей. Калиновские старожилы вспоминают, как в свой очередной приезд Никита Сергеевич, выйдя из машины, снял шляпу и попытался дотянуться до макушки роскошной красавицы – куда там: в ее мощных стеблях даже всадник скрывался почти с головой.

Налаживались дела и в животноводстве: от коровы получали уже более 3000 килограммов молока. Прежде убогое село, Калиновка до неузнаваемости преобразилась: были построены школа, магазины, Дом культуры, баня, детский сад, амбулатория, возвели хозяйственные постройки, на улицах проложили асфальт.

Имена председателя колхоза Василия Грачева и агронома Дмитрия Ванина были у всех на слуху. В декабре 1957 года 29-летний агроном колхоза «Родина Хрущева» Дмитрий Ефимович Ванин стал Героем Социалистического Труда. Это было почетно, радостно, такое высокое звание придавало уверенности в себе. Он даже решился, наконец, сделать предложение любимой девушке Анне, на которую «давно засматривался», но не мог объясниться: терялся и перед ее красотой, и перед ее профессией учителя, очень уважаемого по тем временам в селе человека.

В его же профессии рекордные результаты Дмитрию Ванину дались тяжело. Работал очень много, только что не ночевал в поле. Высокие показатели были достигнуты ценой собственного здоровья, так что в Калиновке Ванин получил не только Звезду Героя, но и вторую группу инвалидности…

Но он не остался наедине со своими проблемами. Дмитрий Ефимович с благодарностью вспоминает, как в тот трудный период его жизни руководство области отнеслось к нему с пониманием, и он (уже поступивший учиться в заочную аспирантуру) был рекомендован на преподавательскую работу в Курский сельскохозяйственный институт.

– Первая моя лекция памятна прежде всего для меня самого важной датой: 12 апреля 1961 года, – на лице Дмитрия Ефимовича появляется чуть-чуть игривая улыбка. – Так вот, прочитал я ее, выхожу в коридор, а там студенты ликуют. Довольный, думаю: «Как моя лекция им понравилась!». А это, оказывается, Юрий Гагарин в космос полетел, – и профессор Ванин уже искренне и весело смеется над тем, как он «себя переоценил».

Впрочем, за полвека научно-исследовательской работы в сельхозинституте (потом и академии), во Всесоюзном научно-исследовательском институте земледелия и защиты почв от эрозии, где он 15 лет работал директором, этим человеком сделано так много, что переоценить его просто невозможно. Профессор Ванин – автор более 200 печатных работ, в том числе 54 книг, монографий и брошюр. Работая сегодня в КГСХА, куда впервые пришел 50 лет назад, он по-прежнему остается научным руководителем аспирантов и докторантов и, конечно же, как и прежде, занимается научно-исследовательской работой.

Коллеги отмечают, что научный интерес Дмитрия Ефимовича многоплановый, но сосредоточен главным образом на проблеме «ресурсосбережения при производстве продукции земледелия». А студенты подчеркивают, что особенность этого человека, постоянно находящегося в творческом поиске, – во взаимоуважении, непринужденности и откровенности при общении с каждым из них.

Жизнь профессора Ванина – это не только время новых открытий, реализации в практику научных замыслов, не только пора высоких взлетов. За это время были и потери, которые не могут перекрываться даже самыми большими достижениями. Нет уже дорогой его сердцу Анны Алексеевны, умер младший сын Виталий, подаривший отцу двух внуков, как и он сам, тоже окончивших сельскохозяйственный вуз. Да и вообще, как говорит Дмитрий Ефимович, в семье Ваниных – все аграрии. Старший сын Юрий работает на одной кафедре с отцом – тоже доктор наук. Вместе они радуются общим успехам и поддерживают друг друга в трудные минуты.

Я смотрю на Дмитрия Ефимовича и восхищаюсь его способностью мужественно держать удары судьбы, его упорством, с которым он работает, стараясь как можно больше успеть сделать, и одновременно его добротой и заботой о молодом поколении:

– Я всегда своим студентам говорю: относитесь к своему здоровью максимально щепетильно, – подчеркивает он. – Никогда ничего не делайте во вред ему.

– Дмитрий Ефимович, а что для вас самое важное в жизни?

– Отработать тот огромный аванс, который я получил: от родителей, от людей, которые меня учили. А какой аванс получил я в первые годы своей трудовой деятельности, особенно в Калиновке! Да и сегодня я не только отдаю, но и многое беру для себя в творческом плане в прекрасном коллективе нашей сельхозакадемии. Я считаю, что каждый человек рожден созидателем. Нужно только развивать в себе эти способности и работать, творить до последнего удара сердца – вот в этом, на мой взгляд, и заключается главный смысл нашей жизни…

Анна Белунова
«Курская правда»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: