Родился 24 ноября 1922 года в поселке Лунинский Михайловского (ныне Железногорского) района в семье крестьянина. Окончил педагогический техникум в городе Дмитриеве. 6 октября 1940 года был призван на действительную службу в ряды Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны с 20 мая 1942 г.
Член КПСС. Знание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1945 года. С 1940 года — в запасе, проживал в Москве.
___________________________________________________
Почетный солдат полка
Став солдатом, Алексей Азаров был направлен в артиллерийскую часть. Через некоторое время ему предложили поступить в военное авиационное училище. За неделю до начала Великой Отечественной войны его зачислили курсантом Мелитопольского училища. Учеба в нем по специальности «летчик-наблюдатель» длилась год. Летом 1942-го года гитлеровцы перешли в наступление на южном крыле советско-германского фронта и курсанты ряда училищ, не закончив учебу, были направлены на пополнение частей действующей армии. В их числе был А. Азаров. Он попал в формирующийся 6-й танковый корпус.
В августе 1942 года А. Азаров в составе отдельного артиллерийского дивизиона этого корпуса участвовал в тяжелых боях под городами Ржевом, Сычевкой, где Алексей проявил мужество и бесстрашие, за что одним из первых воинов артиллеристов своей части был удостоен в конце 1942 года ордена Красной Звезды. Здесь же, под Ржевом, впервые был ранен.
Летом 1943 года артиллерийская батарея 76-миллиметровых пушек, в которой А.Н. Азаров был командиром огневого взвода, принимала участие в Курской битве. Молодой офицер отважно сражался на южном фасе Огненной дуги у деревни Верхопенье. Здесь неподалеку от высоты с отметкой 242,0 на нескошенном ржаном поле встретили советские артиллеристы около 200 немецких танков.
Начался жестокий бой. Когда выбыл из строя командир батареи, младший лейтенант Азаров заменил его. В неравном поединке расчеты батареи подбили одиннадцать немецких танков. За бои на Курской дуге А.Н. Азаров награжден орденом Отечественной войны первой степени.
За героизм и мужество, проявленные в ходе Берлинской наступательной операции и во время штурма столицы фашистской Германии, Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру батареи артиллерийского дивизиона 27-й гвардейской мотострелковой Черновицкой Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады гвардии лейтенанту А.Н. Азарову было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот что о его подвиге сказано в наградном листе:
«20 апреля 1945 года дивизион получил задачу поддержать стрелковые подразделения в занятии района замка Ягд-Шлас. Тов. Азаров вместе с одним расчетом ворвался в занятый противником населенный пункт Кочелы, в центре его развернул пушку, начал расстреливать немцев, чем вызвал у них замешательство.
Пробыв 5 часов в тылу противника, тов. Азаров вместе с расчетом выбрался к своим и эвакуировал всех раненых.
Тов. Азаров со своей батареей первый форсировал реку Шпрее и поддержал стрелковые подразделения в завоевании плацдарма на ее западном берегу.
Несмотря на сильный огонь противника, шаг за шагом со своей батареей продвигался вперед, с боем отвоевывал каждый метр у противника на небольшом плацдарме, который враг простреливал со всех сторон. Тов. Азаров отразил несколько контратак противника.
В 15.00 24 апреля противник силой до двух рот пехоты, поддержанной 5 танками, обрушился на участок, где стояла батарея тов. Азарова. Невзирая на потери — выбыли из строя два командира взвода, надежно управлял огнем батареи, показывал пример личной храбрости. Артиллеристы выдержали натиск превосходящих сил противника. За день боя тов. Азаров со своей батареей уничтожил один танк, 2 орудия, 12 пулеметных точек, 5 автомашин, до 200 гитлеровцев, разрушил склад с боеприпасами».
Радостную весть об окончании Великой Отечественной войны Алексей Никанорович встретил в госпитале под Берлином, так как был ранен в боях у реки Шпрее. Там же, в палате, узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
После демобилизации из рядов Советской Армии А.Н. Азаров становится студентом юридического института в г. Москве, оканчивает его. Затем учится в Дипломатической академии Министерства иностранных дел СССР. Являясь работником МИД СССР, советник посольства А.Н. Азаров полтора десятилетия проработал в ряде стран Ближнего Востока.
Алексей Никанорович награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденами Отечественной войны второй степени, Красной Звезды, медалями.
Приказом Министра обороны СССР старший лейтенант А.Н. Азаров зачислен почетным солдатом 249-го мотострелкового полка. Он не раз встречался с воинами полка, присутствовал на тактических занятиях и боевых стрельбах, выступал в подразделениях.
В дни празднования победы над немецко-фашистскими захватчиками на Курской дуге в августе 1990 года герою-артиллеристу А. Н. Азарову городской Совет горняцкого города присвоил звание Почетный гражданин Железногорска.
Н. Постников.
__________________________________________________
Из воспоминаний Азарова А.Н.:
Самая высокая честь, которая выпала на мою солдатскую долю, — принять участие в завершающей Берлинской операции.
Помню один из эпизодов, когда я, командир артбатареи, вместе с одним огневым расчетом 20 апреля 1945 года ворвался в занятый противником населенный пункт Кочелы, в центре которого привел в боевое положение пушку и прямой наводкой стал расстреливать немцев, вызвав замешательство и панику в стане противника.
Воспользовавшись растерянностью гитлеровцев от такого партизанского рейда, мы сменили огневую позицию и продолжали вести стрельбу по врагу, нанося противнику значительный урон. С наступлением темноты я вместе с расчетом благополучно вернулся в свою часть. Несмотря на немалые трудности и риск, мы при отходе эвакуировали тяжелораненых: командира орудия и двух бойцов.
Командование танкового корпуса, как говорилось в приказе, высоко оценило «действия отважного командира артбатареи А.Н.Азарова и его подчиненных».
А через 3 дня, в ночь на 24 апреля 1945 года, командование фронта приказало нам форсировать реку Шпрее. Условия для форсирования крайне неблагоприятны: противоположный берег — обрывист, крут и оттуда велся непрерывный артогонь. Несмотря на эти трудности, было принято решение: немедленно переправляться на противоположный берег. Артиллеристы батареи быстро подготовили подручные средства — лодки, плоты, бревна и под покровом темноты приступили к форсированию.
И как только наши лодки и плоты появились из-за дымовой завесы, они сразу попали под огонь противника. Казалось, из всех чердаков и подвалов, из-за всех деревьев Трептов-парка летели огненной смертью фаустпатроны и пулеметные очереди. А мы — им навстречу.
Первыми переправились пехотинцы. Вместе с мотострелками переправилась и моя батарея. У самого берега нас снова встретили пулеметные и автоматные очереди.
Выскочив на берег, наши мотострелки вступили в бой. Мои артиллеристы выкатили орудия одно за другим на прямую наводку и в упор расстреливали огневые точки немцев, шаг за шагом оттесняя гитлеровцев от берега. Нам удалось продвинуться на значительное расстояние. Днем немцы подтянули сюда танки, самоходную артиллерию и начали ожесточенные контратаки. Всю тяжесть этих контратак приняли на себя наш артиллерийский дивизион и переправившаяся за ночь пехота.
При отражении этих контратак мотострелки и артиллеристы не дрогнули, наши ребята и здесь проявили высокое мужество и стойкость.
С особым упорством гитлеровцы пытались прорваться к моей батарее. На огневые позиции наступали две роты пехоты и несколько танков. В ожесточенной схватке немцам удалось вывести из строя несколько бойцов-артиллеристов. В том числе были ранены оба командира огневых взводов. И мне пришлось непрерывно бегать от орудия к орудию и ставить задачи бойцам орудийных расчетов. В такой обстановке приходилось и самому становиться у орудия и вести прицельный огонь.
Бойцы батареи отразили три мощные немецкие контратаки. При этом нами было уничтожено около двухсот гитлеровцев, два танка, несколько пулеметов и сооружения военного назначения. Однако и наши огневые расчеты понесли в этом бою большие потери: на орудие оставалось по два-три человека. Но шквальный огонь наших пушек не снижался.
За стойкость и отвагу, за высокое воинское мастерство многие участники этого боя были награждены орденами и медалями. А мне, как отмечено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г., «за героизм и мужество, проявленные в ходе наступления на Берлин, за участие в штурме столицы фашистской Германии» было присвоено звание Героя Советского Союза.
Радостную весть об окончании войны я встретил в госпитале, где находился на излечении после тяжелого ранения в Берлине. Печально было, что в последние дни войны я получил серьезное ранение: и нога вышла из строя, и рука «подгуляла». Словом, все случилось как на войне. Зато она кончилась, проклятая. Кончилась нашей победой. А это — самое главное!