Музыкальный фольклор русского Севера

Музыкальный фольклор русского Севера

 Народное музыкальное искусство Русского Севера представляет собою богатое соцветье местных традиций, школ, в чем-то похожих, в чем-то различных по репертуару, по структурам жанров, певческим стилям, путям своего становления.

Вместе с тем, единство историко-стадиальных и музыкально-стилевых проявлений в народном пении позволяет говорить о Русском Севере как о самостоятельном этнокультурном регионе.

Собирателям последних лет удалось обнаружить новые очаги народной музыкальной культуры, мало освещенные в науке или совсем не представленные прежде в звукозаписях и нотных изданиях (искусство гусляров Псковской земли, певческое искусство русского подвинского населения, Вологодской и Архангельской областей, Новгородчины, Приладожья и Прионежья). Вместе со старым фондом звукозаписей конца прошлого — начала настоящего столетий это — огромный сопоставительный материал.

В краткой звуковой антологии, однако, невозможно отразить все особенности и всю полноту народной музыкальной культуры Русского Севера. Поэтому составители приняли план показа наиболее представительных, иногда уже неповторимых в современных условиях звукозаписей прошлого из крупнейших собраний СССР — Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, фонотек Ленинградской и Московской государственных консерваторий, фонотеки Всесоюзной студии грамзаписи. В состав антологии введены антикварные реставрации записей сказительского пения М. С. Крюковой, колыбельные припевки замечательной народной певицы из Архангельской области А. Г. Булановой (1930-е гг.), полевые записи, студийные стереофонические звукозаписи (выездные и стационарные).

Расположение материала учитывает сочетание контраста разделов антологии с представительностью их по жанрам и стилям.

Раздел былинного эпоса открывает фрагмент былины-старины в исполнении усть-цилёмского сказителя Василия Игнатьевича Лагеева (1). По напеву это типичный пример северной эпической мелодии широкой протяженности, со сложным ритмическим рисунком. На ее разнообразном варьировании строится вся чрезвычайно развернутая музыкально-поэтическая композиция: общее звучание всей старины — около сорока минут.

Былина беломорской сказительницы Марфы Семеновны Крюковой «Добрыня Никитич в отъезде» (2) возвращает нас к напевам поморско-архангельской эпической традиции (Беломорье — Кулой — Мезень — Печора).

Колыбельная песня (3), состоящая из припевок, обычно не всегда тематически связанных между собою, в исполнении пинежской мастерицы А. Г. Булановой образует единый «спев». Певица изобретательно варьирует традиционный местный напев колыбельных.

Неповторимо своеобразна редкая запись вологодского «тройного» похоронного плача (4). Произвольные вступления одновременно причитающих женщин (причем у каждой свой текст!) образуют сложный полифонический комплекс, который, несмотря на моменты импровизационности, не производит впечатления случайности.

«Виноградиё» (5), записанное в Усть-Цильме (Средняя Печора), — торжественное святочное величание, исполняемое колядующими по приглашении в дом. В Архангельской области величание «Виноградиями» распространено и в качестве календарного (зимние обходы дворов), и как свадебное (на свадебном пиру).

«Подблюдные» святочные песни — беседные девичьи загадывания судьбы под залог «жребия» — на Русском Севере широко бытуют на Новгородчине (6), в Белозерье, на Ярославщине.

Русский Север богат хороводами — весенними «ходовыми», которые водятся обычным, не танцевальным шагом, в различных орнаментальных построениях, и «вечерочными» танцевальными хороводами, хороводными играми. Напевы медленных весенних хороводов близки по своим структурам протяжной песне (7).

Наоборот, подвижным «фигурным» хороводам вечерочного репертуара свойственны ритмизованные структуры строф, рефренные композиции сопровождающих их песен (8, 9). Настоящее веселье разгоралось на вечерках с приходом «музыканта»: вспыхивали задорные частушки, переплясы.

Экспедициями Ленинградской консерватории в 1983-1984 гг. открыта на Псковщине считавшаяся безвозвратно утраченной живая, полнокровная традиция гуслярного искусства. До сих пор без гуслей не обходятся здесь вечёрки в «откупных» избах (10). Этот удивительный инструмент своим строем, приемами игры вобрал в себя всю празднично-колокольную Древнюю Русь («гусли звончатые»), колорит безудержной плясовой стихии и гул толпы в «гудении струнном».

Без балалайки ощущение «русского характера» в народной музыке было бы неполным. Виртуозы-балалаечники, которых много на Псковской земле, существуют и в других уголках России. Характерен среднепечорский (усть-цилёмский) плясовой наигрыш «под частушки» (11).

Уникально мастерство 82-летнего новгородского пастуха, пронесшего через всю жизнь прозвище «Вася-рожок». Когда он появлялся на вечерках со своей черемуховой свирелькой «в шесть дырок», гармонисту давали «отставку» и плясали под «Васину игру» (12).

Виртуозно «выговаривает» свой наигрыш «Долгова» на тальянке псковский гармонист (13).

В сложном сценарии севернорусской свадьбы особое место занимает драматургия довенечного периода. Длительные церемонии отчуждения невесты от своего роду-племени, с ее причитаниями, опевальными песнями подруг и хоровыми причетами, заполняли долгие дни от просватания до венчания. Опевальные песни (14), причеты «причиталок-подсказух» или хоровые причитания подруг вводят невесту, ее родственниц и близких знакомых в круг горестных переживаний, заставляют запричитывать. Образуются сложные полифонические комбинации песен с наложениями причитаний, причётные диалоги невесты и гостей, наложения личных причитаний на хоровые (16, 17). Драматизм доходит до высшей точки ко дню венчания. Особенного накала чувств, доходящего до трагедийной силы, достигают причитания невесты. Иногда за невесту причитает специально приглашенная плачея (20). После венца в доме жениха печаль неуместна. Теперь должны звучать торжественные величальные песни (15, 18, 19), дерзкие припевки — окликания «на дары», врывается стихия пляски и всеобщего веселья.

Протяжные лирические песни еще долго продолжают оплакивать «девью волю», повествовать о тяжелой доле в чужих людях. Они возникают спонтанно, по наитию и подхватываются всеми, сливаясь во всеобщую грусть, сетование (женские песни 21-24). Печальна и молодецкая песня «Не ясён-от ле сокол…» (25), которую поют при расставании, иногда — как провожальную «рекрутскую». Поют ее и на вечёрках.

Однако на вечёрках грусть не удерживалась долго. Вновь и вновь прорывалось веселье. Не беда, если не оказывалось балалайки или гармони — выручали «подъязычные» аккомпанементы бойких девушек, имитировавшие инструмент, и непроизвольно начинались частушки (26).

Антологию подготовили музыковеды-фольклористы В. М. Щуров, В. В. Коргузалов, А. М. Мехнецов, Ю. И. Марченко, инженеры Лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ АН СССР В. П. Шифф, А. В. Осипов.

В. Коргузалов

________________________________

Год выпуска: 1990
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:41:08
Битрейт аудио: 160 kbps
Размер: 47 Mb

Содержание:

Сторона 1

1. Три поездки Ильи Муромца, фрагмент былины. В. Лагеев (Коми АССР)
2. Ай, тут не беленька березка к земли клонитце, фрагмент былины о Добрыне. М. Крюкова (Архангельская область)
3. Бай, бай, бай, да моё дитятко, колыбельная песня. A. Буланова (Архангельская область)
4. Ой, да без тебя, моя мамушка, похоронный плач. Женский фольклорный ансамбль деревни Сондуга Архангельской области
5. Да виноградне, да красно-зелёное, зимняя празднично-поздравительная песня. Хор села Усть-Цильма Коми АССР
6. Вышло пузищо на репищо, лады, подблюдные песни. Женский фольклорный ансамбль села Жилой Бор Новгородской области
7. Ой, наша улица да широкая, хороводная песня. B. Перхурова, В. Пуряева (Архангельская область)
8. Ой, у Ёгорья на горе, хороводная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
9. Хожу я по травке, хороводная песня. Хор деревни Ваймуша Архангельской области
10. Горбатого, наигрыш на гуслях. Т. Тимофеев (Псковская область)
11. Под частушки, наигрыш на балалайке. П. Дуркин (Коми АССР)
12. Плясовая, наигрыш на рожке. В. Федоров (Новгородская область)
13. Долгова, наигрыш на тальянке. Ф. Тимофеев (Псковская область)

Сторона 2

14. На солнечном восходе, на угреве, свадебная опевальная песня
15. Налетали, налетали ясны сокола, свадебная венчальная песня. Хор села Варзуга Мурманской области
16. Как вчера об ефту пору, свадебная опевальная песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Федотово Вологодской области
17. Уж вы, мои да голубушки, свадебный причет невесты с песней подружек. Женский фольклорный ансамбль деревни Юркино Вологодской области
18. Что хитер-то, мудёр да первобрачный князь, свадебная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
19. Э, на огрубе-то Купавы, свадебная величальная песня. Хор деревни Ваймуша Архангельской области
20. Уж мне смахнуть да очи ясные, причитание невесты. М. Цапова (Вологодская область)
21. Полно ли, солнышко, э-ой, из-за лесу, солнце, да светить, лирическая протяжная песня. Хор села Ваймуша Архангельской области
22. Э-ой, как дивья воленька, лирическая песня. К. Гребенщикова (Вологодская область)
23. Беспецяльноё-то девьё сердецко, лирическая песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Уйта Архангельской области
24. Ты не стой-ко, верба, над водой, лирическая песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Кузоверская Архангельской области
25. Не ясён-от ле сокол, сокол по горам летал, лирическая протяжная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
26. Я не весело пою, частушки под язык. А. Миненкова, А. Данилова (Вологодская область)

Скачать для ознакомления: Музыкальный фольклор русского Севера

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: