Родился 14 ноября 1910 г. в селе Правороть ныне Горшеченского района Курской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. Образование неполное среднее. Переехал в Москву и работал забойщиком Метростроя. В 1934—1936 гг. служил в Красной Армии. Затем работал в городе Нальчик Кабардино-Балкарской АССР. В феврале 1942 г. вновь призван в Красную Армию. В действующей армии с октября 1942 г. Командиру огневого взвода 292-го гвардейского стрелкового полка (97-я гвардейская стрелковая дивизия, 5-я гвардейская армий, Воронежский фронт) гвардии старшине Агееву Ф. П. звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1944 г. В сентябре 1944 г. лейтенант Ф. П. Агеев после тяжелого ранения был уволен в запас. Жил в Киеве. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 22 сентября 1979 г.
За полтора года войны, которые Филипп Павлович Агеев провел в действующей армии, у артиллеристов огневого извода сложилось о нем единое мнение: человек исключительного мужества и отваги, не только требовательный, но и заботливый по отношению к своим подчиненным командир.
…Приказ командира батальона был таков: в ночь на 6 августа окопаться на северной окраине села Гурьев Казачок, оборудовать оборонительный рубеж и перекрыть дорогу к селу Сотницкий Казачок, где враг накапливал силы для контрудара. От того, как будет выполнен этот приказ, зависел успех завтрашнего боя да и сама их жизнь.
Гитлеровцы атаковали сразу же после восхода солнца. Гвардейцы молча считали бронированные машины с крестами на корпусе и неуклюжих коробках башен. Восемнадцать «тигров» двигались на позиции взвода. Восемнадцать 56-тонных громадин, защищенных почти 100-миллиметровой броней и вооруженных 88-миллиметровой дальнобойной пушкой и двумя пулеметами. А огневой взвод стрелкового батальона — это два орудия. Силы были слишком неравны.
Заняв место наводчика, Агеев первыми же выстрелами подбил головную машину. Вражеская атака захлебнулась.
Еще дважды в тот день гитлеровцы пытались прорваться на рубеже огневого взвода. Горела земля, от частой стрельбы раскалились стволы орудий, но артиллеристы стояли твердо. И враг вынужден был отступить.
Через неделю, 13 августа, гвардейцы снова преградили путь танкам противника, только теперь бой шел южнее Богодухова. На позиции взвода, в котором добавилось еще одно орудие, двигались свыше двух десятков танков, в том числе двенадцать «тигров».
Отважно отстаивали артиллеристы свой рубеж. Меткими выстрелами были подбиты два танка, подавлены пулеметные точки.
Но превосходство врага в силах вскоре сказалось. Выстрелом танковой пушки был выведен из строя орудийный расчет. Агеев бросился к умолкнувшему орудию. Первый выстрел, второй, третий… Головной «тигр» словно заколдован! Наконец после четвертого снаряда он запылал. Из горящей машины начали выпрыгивать танкисты, но добивать их не было времени: прикрываясь густым дымом, на позиции взвода упрямо наседали другие танки.
— Подать передки! — скомандовал Агеев, и оставшиеся в живых бойцы выкатили орудие на прямую наводку. Артиллерийская дуэль продолжалась. А когда прорвавшиеся танки раздавили орудие, Агеев переполз к другому, уцелевшему, и, продолжая вести огонь до последнего снаряда, подбил еще один танк.
Потеряв четыре танка, гитлеровцы отступили. Три дня спустя командир 292-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Каюков подписал представление на отважного артиллериста о присвоении высшей степени воинского отличия. Завершалось оно словами: «Достоин звания Героя Советского Союза».
ЛИТЕРАТУРА:
Золотые Звезды Кабардино-Балкарии. Кн. 4. Нальчик, 1984. С. 100—105.
Калинин В.В., Макаренко Д.Г. Герои подвигов на Харьковщине. Харьков, 1970, С. 360—362.