Гаврилов Пётр Иванович

Гаврилов Пётр Иванович

 Родился 29 июня 1907 г. в селе Култук-Зюйдостов ныне Сальянского района Азербайджанской ССР в семье рабоче­го. Русский. Член КПСС с 1931 г. После окончания 5 клас­сов работал на рыбном промысле. В 1929 г. был призван в Красную Армию. В 1934 г. окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Принимал активное участие в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. На фронтах Великой Оте­чественной войны с июня 1941 г. Командиру эскадрильи 99-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка (15-я воздушная армия, Брянский фронт) гвар­дии майору Гаврилову П. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1956 г. подполковник П. И. Гаврилов уволен в запас. В настоящее время живет в Краснодаре. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Зна­мени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями. Его имя носит сред­няя школа-интернат в селе Большой Толкиш Чистопольского района Татарской АССР.

 На смену весне пришло жаркое лето. Теплые вет­ры высушили почву на многочисленных аэродромах и взлетных площадках, понесли по наезженным грунто­вым дорогам Орловщины облака пыли.

Все чаще и чаще в небе слышался далекий рокот моторов, и по этим приглушенным звукам даже новички на фронте безошибочно определяли: разведчики. Самолеты Пе-2 перелетали линию фронта «на потолке», из­бегая встреч с вражескими истребителями, обходя об­наруженные немецкие зенитные батареи.

Что делает противник? Что скрыто за обманчивой тишиной на переднем крае? Ответы на эти вопросы вме­сте с однополчанами искал, углубляясь в тылы противника, пересекая дороги, фотографируя аэродромы в Карачево и Нарышкино, экипаж командира эскадрильи воздушных разведчиков гвардии майора П. И. Гаврилова. Его боевая работа восхищала в полку всех, даже самых искусных разведчиков. Получая задание, он всег­да возвращался с ценными сведениями.

Все внимание экипажей в это время (в начале июля 1943 года) было приковано к районам Орла, Мценска, Волхова, Брянска, Нарышкина, Кром, Красной Степи. Туда пролегали самые опасные и самые важные марш­руты. Оттуда наше командование ожидало наступления гитлеровцев. Все чаще и чаще разведчикам приходилось вести бои в воздухе.

Хотя погода в июле не баловала летчиков Брянского фронта: то гремели грозы, то поднимались густые туманы, то облачность опускалась до самых вершин со­сен, — к 11 июля разведчики 99-го отдельного гвардей­ского авиаполка облетали вдоль и поперек передний край и ближние тылы противника. Наиболее важные це­ли находились неподалеку от Орла в населенных пунк­тах Березовец, Архангельское, Сетуха, Моховое, на скатах отдельных высот у берегов реки Неручь, близ Оре­ховки. По этим целям и наносили мощные удары штур­мовики и бомбардировщики соседних авиаполков.

…Экипажи разведывательного авиаполка один за дру­гим уходили в небо, направляясь по уже знакомым марш­рутам в глубину обороны и дальние тылы противника. Летчики получили задание: уточнить, из каких районов фашистское командование перебрасывает войска, дер­жать под наблюдением важнейшие коммуникационные пути врага, обнаруживать начало и пути его отхода. Разведчики искали и находили. Доклады экипажей сле­довали один за другим, изобиловали важными тактиче­скими и оперативными данными, которые немедленно ис­пользовались командованием. Вылеты этого периода от­личались от предыдущих, как и сама атмосфера, в ко­торой велась вся боевая работа. Началось и успешно развивалось наше наступление. Сознание этого удваи­вало энергию, побуждало к активным действиям.

Вот Петр Гаврилов получает от командира полка за­дание, переданное лично начальником штаба армии с предупреждением «весьма важно». Экипажу предстоит разведка районов Орла и Мценска. Еще не все самоле­ты скрылись в бескрайнем небе, а радисты на КП уже стали принимать с бортов «петляковых» самые свежие и самые важные в этот час донесения, немедленно до­кладывая их командиру полка, который находится здесь же неотлучно. Прошло какое-то время, и вот уже Гав­рилов докладывает: «В Орле до 700 автомашин и танков. На железнодорожной станции — 25 эшелонов. От Мценска на Орел движется автоколонна в количестве до 70 автомашин». Вылеты разведчиков продолжаются весь день.

К августу 1943 года гвардии майор Петр Гаврилов за время оборонительной и наступательной стратегиче­ских операций Курской битвы сделал 130 боевых выле­тов на воздушную разведку — больше других своих од­нополчан. Этого разведчика окружающие называли «охотником-следопытом». Под стать ему был и штурман экипажа Николай Сергеенков, обладавший необыкновен­ным чутьем и наметанным глазом, умевший мгновенно оценить обстановку в воздухе и на земле. В районе Ор­ла этот экипаж умело вскрывал движение вражеских колонн, обнаруживал скопления танков, производил фотосъемки аэродромов, железнодорожных станций и дру­гих важных объектов. Его донесение в разгар боев о пе­реброске танков противника из Карачева в Змиевку оценивалось высшим баллом. При этом надо учитывать, что в ходе завершающего этапа Орловской операции условия боевых вылетов все более усложнялись, так как враг не хотел мириться со своим поражением на Кур­ской дуге и бросал в бой все новые и новые силы…

Экипаж гвардии майора П. И. Гаврилова, как и дру­гие гвардейцы-разведчики, работал отлично. Такую оцен­ку не раз давало им командование воздушной армии.

ЛИТЕРАТУРА:

Чечельницкий Г. А. Летчики на войне. М., 1974. С. 19—20

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: