Родился 14 ноября 1914 г. в селе Середовка ныне Яготинского района Киевской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1939 г. Окончил 7 классов и учительские курсы. Работал учителем в городе Красноармейск Донецкой области. В Красной Армии в 1936—1939 гг. и с сентября 1941 г. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину в 1939 г. С 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Командиру орудия 1180-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (13-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, Центральный фронт) сержанту Литвиненко Г. Е. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. С 1946 г. гвардии лейтенант Г. Е. Литвиненко — в запасе. Живет в городе Мариуполь Донецкой области. Работал учителем школы № 16. Является почетным гражданином села Середовка. Одна из улиц этого села носит его имя. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Сержант Григорий Литвиненко прибыл под Курск опытным воином: он воевал на Западном, Сталинградском, Южном и Центральном фронтах.
…В ночь на 9 июля Литвиненко вызвал командир батареи и информировал: враг рвется к станции и поселку Поныри, ему удалось потеснить наши части на юг. Батарея получила задачу подготовить огневые позиции на северо-восточных скатах высоты 239.8 у села Горелое. Орудию Литвиненко надлежало прикрыть высоту справа.
До рассвета личному составу с большим трудом удалось окопаться и замаскировать орудие. Горелое — от него остались лишь одни печные трубы — хорошо просматривалось с высоты, перед которой раскинулся луг с копнами сена. И сержанту вспомнилось родное село, веселая пора сенокоса, и с чем не сравнимый запах сена…
Мысли, обращенные в прошлое, нарушила канонада вражеских батарей. Сотни осколков мин и снарядов с визгом сыпались на позиции артиллеристов. И вдруг копны, к которым уже привыкли, пригляделись артиллеристы, зашевелились, заходили ходуном и двинулись с места! Со стальных громад сползло сено, воины увидели черные кресты на бортах гитлеровских танков.
Стало ясно: врагу удалось тщательно замаскировать свои танки, введя в заблуждение наше командование.Тщетно пытался Литвиненко связаться с командиром батареи: очевидно, провода были перебиты артиллерийскими разрывами. Тем временем танки с большой скоростью шли на орудие. Надо было решать самому.
— Орудие к бою! — отдал команду Литвиненко.
Хорошо обученные, имеющие немалый опыт артиллеристы быстро заняли свои места. Сержант встал к панораме и, когда гитлеровские машины находились уже в 300 метрах, скомандовал: «Огонь!»
Почти одновременно воздух сотрясли залпы других орудий батареи. Вскоре замер на месте первый вражеский танк, подбитый орудием Литвиненко. Из люка стали вылезать гитлеровцы — по ним открыли огонь автоматчики. Потом вспыхнул второй танк… Враг не выдержал и отступил.
Однако через считанные минуты гитлеровцы вновь открыли ураганный артиллерийский и минометный огонь, в небе загудели «немецкие бомбардировщики. Трудно было нашим воинам: погибли командиры взводов, многие артиллеристы получили осколочные ранения, были разбиты орудия. В батарее осталось в строю только 18 бойцов, одно орудие и три пулемета…
Тридцать атак отбили в этот июльский день артиллеристы сержанта Литвиненко. Семь вражеских танков, в том числе два «тигра», были уничтожены его расчетом, свыше 150 гитлеровцев нашли свою могилу у высоты 239.8. Враг не прошел на этом рубеже.
Так изматывали вражеские силы наши воины в оборонительных сражениях на Курской дуге.
ЛИТЕРАТУРА:
Боевые звезды киевлян. 3-е изд., перераб. Киев, 1983. С. 210—211.
Кавалеры Золотой Звезды. Донецк, 1976. С. 235—236.
Солдатскому долгу верны. Донецк, 1979. С. 82—87.