Родился 22 апреля 1914 г. в селе Черкасовка ныне Ивановского района Амурской области в семье крестьянина. Образование начальное. В 1941 г. призван в ряды Красной Армии. С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Помощнику командира взвода 600-го стрелкового полка (147-я стрелковая дивизия, 27-я армия, Воронежский фронт) старшему сержанту Лысенко И. Т. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В конце 1945 г. демобилизован. Жил и работал в поселке Щербиновский Краснодарского края. Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 20 января 1984 г.
Помощника командира взвода Ивана Лысенко считали в полку мастером на все руки. Он отлично стрелял из всех видов оружия, которым располагал полк: из винтовки и карабина, автомата и противотанкового ружья — и даже из 45-миллиметровой пушки, находившейся на вооружении стрелкового батальона.
Стрельбой из противотанкового ружья Лысенко владел в совершенстве. К тому времени это оружие завоевало славу на всех фронтах: останавливало танки фашистов под Москвой и Сталинградом, от него горели даже гитлеровские самолеты. При сравнительно небольшом весе ружье обладало большой огневой мощью. При калибре 14,5 миллиметра и начальной скорости пули 1012 метров в секунду огонь обеспечивал поражение легких и средних танков врага на расстоянии до 500 метров. А чтобы овладеть этим ружьем, требуется всего лишь несколько часов.
…В первой половине августа 1943 года 27-я армия Воронежского фронта успешно наступала на ахтырском направлении. Враг то и дело переходил в контратаки, используя заранее подготовленные оборонительные рубежи в глубине. Особенно жаркие бои воинов 600-го стрелкового полка с пехотой и танками врага завязались 9 августа за село Кириковка (ныне поселок городского типа Великописаревского района Сумской области). Часть нашей пехоты отошла, и фланг стрелкового взвода оказался оголенным. На окоп Лысенко двигалось до 15 немецких танков. Неподалеку лежало противотанковое ружье — его расчет вышел из строя, и Лысенко, заняв удобную позицию, приготовился к встрече врага. Танки к тому времени приблизились на 500, потом на 400 метров. За ними бежали гитлеровцы, стреляя на ходу.
«Буду бить по головному», — подумал Лысенко. Он не спешил, зная: бить нужно наверняка. Уже хорошо стали видны стальные коробки с черными крестами. Прицелился, выстрелил. Головная машина задымилась и остановилась. Противотанковое ружье было из серии симоновских (ПТРС) — автоматическое, с магазином на пять патронов. Прицел — и снова выстрел. Остановился второй танк.
«Буду бить по третьему, который взял левее», — решил Иван. Опять выстрел. Вспыхнул и этот танк. Такая же судьба постигла и четвертый танк, вырвавшийся вперед справа. По вражеской пехоте открыли автоматный огонь воины взвода. Остальные машины попятились назад.
Воспользовавшись тем, что противник перестраивался, Лысенко перезарядил ружье. Прошло не более десяти минут — и гитлеровцы повторили контратаку. Три фашистских танка, громыхая, шли на Лысенко. Один из них подставил свой бок. Выстрел! Лысенко не промахнулся. Остановлен пятый танк, затем шестой, седьмой…
Рядом с окопчиком грохнул разрыв. Лысенко был ранен, но не оставил своего места, ожидая новой атаки… Однако противник начал отход.
К окопу бронебойщика подбежали бойцы с командиром взвода.
— Молодец, старший сержант! — похвалил Ивана взводный.
Его рану перевязали и доставили героя на медпункт. «Мелкий ремонт — и помкомвзвода Лысенко будет в строю», — сказал врач.
Занятая часть деревни Кириковка была удержана. Батальон, приняв на себя основной удар, обеспечил успешную переправу двух других батальонов через реку Ворскла.