Родился 2 июля 1918 г. в деревне Нижняя Кига ныне Чернушинского района Пермской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов. Работал арматурщиком в городе Пермь. В Красной Армии с 1942 г. С сентября 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Погиб в бою 5 июля 1943 г. Наводчику орудия 23-го истребительно-противотанкового дивизиона (132-я стрелковая дивизия, 70-я армия, Центральный фронт) кандидату в члены КПСС младшему сержанту Усанину И. А. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина. Похоронен в братской могиле в селе Тагино Глазуновского района Орловской области. Обелиск установлен в городе Чернушка, мемориальная доска — на здании Слудовской школы (Чернушкиский район).
Кандидат в члены ВКП(б) Илья Усанин готовился вступить в члены партии. «Вот проверю себя в боях под Курском и подам заявление с просьбой зачислить меня в ряды полноправных коммунистов. К этому времени закончится и мой кандидатский стаж», — так заявил своему парторгу Усанин.
А на северном фасе Курского выступа назревали решающие события.
Несмотря на нашу контрподготовку, враг утром 5-го июля развернул наступление, нанося главный удар в полосе 13-й армии и правого фланга 70-й армии, в том числе и 132-й стрелковой дивизии полковника А. М. Белова. 3-я батарея 23-го истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона занимала огневую позицию на высоте 232,0 в районе села Тросна (Кромский район Орловской области). На воинов обрушился огонь небывалой силы.
Самое главное — до начала немецкой атаки сохранить орудие. Это артиллеристы знали твердо. Хорошо замаскированная пушка уцелела, но разорвавшейся миной был убит командир орудия. По правилам после выхода его из строя старшим становился наводчик. Командование утвердило Усанина в новой должности. Он теперь отдавал все распоряжения от своего имени. Прошло несколько минут. Из-за небольшой высотки, развернутым строем выползли огромные бронированные машины с черными крестами на башнях, за ними шли десятин автоматчиков.
Расчет Усанина немедля вступил в дело. По команде «Огонь!» один за другим раздались орудийные выстрелы. Второй снаряд угодил в левый головной танк противника. Машина вздрогнула, остановилась, а затем окуталась черной пеленой. По пехоте, следовавшей за танками, артиллеристы открыли огонь осколочными снарядами.
Усанин, оценив обстановку, сам встал за панораму. Точный прицел, выстрел — и задымил второй фашистский танк.
Между тем бой не ослабевал. Гитлеровцы бросали все новые силы. Фашистские самолеты буквально висели над позициями артиллеристов, используя против них всю свою огневую мощь.
По приказу командования 712-й стрелковый полк начал отходить на новую оборонительную позицию.
— Настала самая тяжелая пора, — сказал Усанин, обращаясь к своим товарищам. – Мы должны прикрыть пехоту, иначе ее раздавят немецкие танки. Экономить каждый снаряд, а гранаты — на самый последок… Слышите, братцы?
— Слышим, товарищ младший сержант.
И вдруг взрыв небывалой силы потряс огневую позицию. Осколками вражеской бомбы был выведен из строя весь расчет орудия, уцелел только Усанин. Командир бросился к орудию, — к счастью, оно не пострадало, и послал снаряд в движущийся тяжелый танк. Словно в ответ около двадцати танков начали бить по одной неприкрытой пушке.
Усанин держался мужественно и стойко. Под вражеским огнем он посылал снаряд за снарядом. Вот запылала и еще одна фашистская машина. Илья приготовился бить по надвигающемуся «тигру», но ящики со снарядами оказались пустыми… Враг приближался, уже слышался лязг гусениц.
— Нет, и этот гад не пройдет, — решил Усанин. И он с противотанковой гранатой бросился под бронированное чудовище.
Илья Усанин выполнил свой священный долг защитника Родины. Он погиб героем.
ЛИТЕРАТУРА:
Отчизны верные сыны. Пермь, 1964. С. 392—396.
Золотые Звезды Прикамья. 3-е изд., доп. Пермь, С. 409—410.