Серебровский Александр Сергеевич (6(18).II.1892 — 26.VI.1948) — русский и советский генетик, член-корреспондент АН СССР (1933), академик ВАСХНИЛ (1935).
Отец, Сергей Митрофанович Серебровский, после окончания Академии художеств в 1830 году, был приглашён на должность архитектора в Курск. Его мать, Юлия Дмитриевна, была уроженкой города Ливны. Серебровские имели пять детей: 4 сыновей и дочь. 6 (18) февраля 1892 г. родился Александр Сергеевич.
В начале 1894 г. Серебровские обосновались в Туле, где Александр окончил реальное училище. Он проявлял пристальный интерес к живой природе, стремился выявить в ней связи и закономерности, фиксировал свои наблюдения. Материал, накопленный «реалистом», был им позже обработан и изложен в первой статье «Фенологические наблюдения в окрестностях д. Кислинки».
В 1909 г. А.С.Серебровский поступил на естественное отделение Московского университета. Вскоре его привлек к исследованиям Н.К.Кольцов — выдающийся ученый, один из основоположников экспериментальной биологии, создатель научной школы.
Почти сразу после окончания университета Александр Сергеевич попал «под ружье» в связи с начавшейся первой мировой войной. Революция застала его в артиллерийских частях на Кавказе. Сослуживцы выбрали Серебровского заместителем председателя Трапезундского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Возвратившись в столицу в 1918 г., А.С.Серебровский, однако там не задержался из-за бытовых трудностей и перебрался с семьей под Тулу на сельскохозяйственную опытную станцию. Сосредоточившись на изучении генетики кур, начинающий исследователь оказался пионером в области частной генетики домашних животных вообще. В тот период он написал и опубликовал в иностранных журналах несколько обстоятельных статей, а также издал книгу «Генетика домашней курицы».
В 1921 г. Александр Сергеевич по предложению Н.К.Кольцова принял руководство отделом генетической станции Наркомзема, расположенной в Подмосковье. В течение семи лет работы в этом учреждении он продолжал изучать генетику кур и начал заниматься генетикой человека, а также дрозофилы. В научном мире принято понятие, введенное им, — генофонд, т.е. совокупность наследственных задатков всех особей данного вида или его части, обитающей на определенной территории. Параллельно с работой на генетической станции А.С.Серебровский вел исследования в Институте экспериментальной биологии, организованном и возглавляемом Н.К.Кольцовым, заведовал кафедрой в Московском зоотехническом институте, читал курс «Генетический анализ сельскохозяйственных животных» в Московском университете. В последующие годы он занимался научной и педагогической деятельностью также в двух-трех учреждениях и вузах одновременно. Но главным местом приложения его таланта и энергии с 1930 г. стала кафедра генетики университета, созданная и руководимая им до конца дней.
Со второй половины 20-х гг. интересы А.С.Серебровского сосредоточились прежде всего на проблеме гена. Считалось, что ген — элементарная единица наследственной информации — неделим. Серией тонких экспериментов А.С.Серебровский с сотрудниками и учениками доказал сложность строения гена и разработал методику определения его размеров в условных единицах.
Александр Сергеевич заложил основы радиационной генетики в нашей стране. Это направление исследований привело к важнейшим теоретическим выводам о влиянии различных видов излучений на организмы и к практическим результатам в селекции микроорганизмов и высших растений, в медицине.
В творческой биографии А.С.Серебровского видное место занимает увлечение генетикой человека (антропогенетикой) и евгеникой. Атмосфера, насаждавшаяся в нашей стране после революции, весьма не подходила для этих наук. К тому же некоторые заключения и выводы по наследственности человека и ее улучшению оказались поспешными, спорными или сомнительными и явились причиной обвинений в «реакционном» характере генетических и евгенических воззрений Серебровского и его единомышленников. Но именно тогда были заложены основы современной генетики человека и медицинской генетики, открыт Медико-генетический институт.
Заметный след А.С.Серебровский оставил в области племенного дела. В 1931 г. он организовал во Всесоюзном институте животноводства сектор генетики и селекции, создав в нем высококвалифицированный коллектив, координировавший племенную работу в масштабе всей страны. В секторе развернулись широкие эксперименты по скрещиванию домашних животных с дикими сородичами. Все это Александр Сергеевич подытожил в большой монографии «Гибридизация животных», не утратившей актуальности до наших дней. Еще одна книга — «Селекция животных и растений», подготовленная тогда как практическое руководство, вышла в свет только через 20 лет после кончины автора.
Солидный вклад внес А.С.Серебровский в развитие эволюционной теории. Его взгляды на историческое развитие организмов изложены в ряде обстоятельных статей в книге «Некоторые проблемы органической эволюции», изданной тоже посмертно.
А.С.Серебровский прекрасно владел математикой, умело применял ее в генетических исследованиях. Поэтому полученные им результаты сомнений не вызывали. Стоит напомнить, что своим рождением генетика во многом обязана математике, и Серебровского можно считать достойным последователем «отца» этой науки Менделя. Александр Сергеевич сам разработал оригинальные методы генетического анализа, которые используются в экспериментах и поныне.
Надо отметить еще одну черту А.С.Серебровского — умение популяризовать научные достижения. Его «Биологическое прогулки», трижды изданные, — шедевр этого жанра, читаемый как произведение изящной словесности.
Судьба генетики в нашей стране драматична. Нападки на эту науку и ее служителей посыпались еще в 20-х гг., когда некоторые дельцы от философии стали примерять, соответствует ли она марксизму. На биологическом «небосводе» стремительно понеслось к зениту новое «светило» — Т.Д.Лысенко. Войдя в доверие к Сталину, он повел настоящую войну с генетикой и биологией в целом. Главные удары принимали на себя Н.И.Вавилов и А.С.Серебровский. На IV сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) в декабре 1936 г. Александр Сергеевич, к тому времени действительный член-академик академии и член-корреспондент Академии наук СССР, заявил: «Под якобы революционными лозунгами «за истинную советскую генетику», «против буржуазной генетики», «за неискаженного Дарвина» и т.д. мы имеем яростную атаку на крупнейшие достижения науки XX в., мы имеем попытку отбросить нас назад на полвека». Научному наследию А.С.Серебровского повезло. Вдова ученого Раиса Исааковна, генетик по специальности, длительное время работавшая с мужем, подготовила материалы к публикации и передала их в издательства. Через десятилетия обрели жизнь многие труды классика генетики. Для многочисленных учеников Александр Сергеевич Серебровский остался примером подвижника науки, великого труженика. Характеристика его останется неполной, если не привести еще слова о нем одного из питомцев: «Большой знаток поэзии и сам писавший стихи, любитель хороших песен и сам их певший, большой любитель танцев и сам хорошо танцевавший, он был человеком, о котором с полным правом можно сказать, что ничто человеческое ему не было чуждо».