В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. По словам В.В.Стасова, «эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести». Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох.
Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье, имевшей непосредственное отношение к искусству. Его отец, Викентий Осипович, преподавал музыку в московских учебных заведениях. Мальчик рано обнаружил художественные способности и начальное свое образование получил в Московском Училище живописи и ваяния, где он занимался у Е.А.Васильева с 1851 по 1856 год. Желая дальнейшего совершенствования, в 1858 году Лемох приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Успешная учеба молодого живописца была отмечена малой золотой и серебряными медалями. Лемох был допущен к конкурсу на большую золотую медаль второго достоинства, но уже в следующем году он вместе с товарищами оставил Академию, получив звание классного xудожника 2-й степени. Лемох вошел в состав Артели художников, а в 1870 году подписал устав Товарищества передвижных выставок.
В 1868 году Лемох представил на академическую выставку картину «Семейное горе». Над ней художник работал после возвращения из путешествия за границу. Живо и трогательно изображая сцену из жизни мелких чиновников, Лемох взывал к сочувствию своим героям. Привлекшая внимание публики картина была воспроизведена в журнале «Пчела» за 1875 год. За нее Лемох получил звание классного художника 1-й степени.
Сохраняя верность бытовому жанру, художник постепенно находит свой индивидуальный путь внутри этого жанра. Он чаще всего воспроизводит сцены из русского крестьянского быта, в которых всегда присутствуют дети. Лемох не был сознательным обличителем социальной несправедливости, как большинство передвижников. Он стремился правдиво изображать жизнь тех людей, которые становились жертвами существующего порядка, особенно пагубно отражавшегося на детских судьбах. Но это тихое внимание, это умение почувствовать и стремление разделить чужие страдания как раз и ставили Лемоха в один ряд с его товарищами — живописцами 1860-70-х годов.
В 1875 году Лемох получил звание академика за восемь картин, экспонировавшихся на академической выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику «за искусство в познании живописи народных сцен». На одной из этих картин — «Утро в швейцарской» (1874, ГТГ) — изображена сцена из жизни «маленьких людей». Многочисленные повествовательные детали не нарушают ясность общей композиции произведения. Внимание ко всем мелочам быта, окружающим героев произведений, было вообще характерно для художников этого времени. Обращаясь к конкретным явлениям современной им жизни, живописцы проявляли особый интерес к характеристике обстановки, места действия. Однако изображение деталей не становилось самоцелью, а всегда служило раскрытию смысла происходящего, органически включаясь в образный строй картины. Таковы и наиболее удачные картины Лемоха — «Выговор» и «Круглая сирота», которые экспонировались в 1897 году на 7-й передвижной выставке.
Картину «Круглая сирота» (1878) В.В.Стасов считал одной из лучших в творчестве Лемоха, отмечая: «Здесь много грации и чувства. Письмо колоритное». Трагичность сюжета в этой работе удержала живописца от сентиментальности, свойственной многим его произведениям.
Крестьянская тема занимала в 1870-80-е годы одно из главенствующих мест в русской живописи. Крестьянский вопрос не только продолжал оставаться основной социальной проблемой пореформенной действительности, но и приобрел в это время особую остроту. Жизнь деревни, крестьянский быт Лемох изучал, проводя летние месяцы под Москвой, в селе Ховрино, где он имел небольшую дачу. Там художник наблюдал и характерные сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали Лемоху в его мастерской. Художник-пейзажист Я.Д.Минченков, автор известных мемуаров «Воспоминания о передвижниках» пишет о жизни Лемоха в Ховрине: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды».
Продолжая работать в бытовом жанре, Лемох часто обращался и к портрету. Он изображал своих товарищей-художников Г.Мясоедова, Е.Волкова, И.Шишкина, архитектора Н.Шохина и других.
Художественную практику Лемох сочетал с педагогической работой. Еще в середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Долгое время Лемох служил при дворе. За обучение великих князей художник получил пенсию, которая позволила ему до конца дней не нуждаться в средствах. Известное несоответствие пребывания на придворной службе с вращением в кругу независимых передвижников Лемоху помогала преодолеть, по словам современника, «безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его «святая простота» во всех вопросах общественности — простота, на которую трудно было даже рассердиться» (Я.Д.Минченков).
В 1893 году Лемох был избран действительным членом Академии художеств, а в мае 1901 года он был утвержден в должности хранителя художественного отдела Русского музея. На этом посту Лемох пробыл до марта 1909 года, когда вынужден был уйти из-за болезни на пенсию.
9 марта 1910 года Кирилл Викентьевич Лемох скончался.
Его имя осталось в истории русского искусства среди имен художников середины и второй половины 19 века, обратившихся к отражению реальной действительности, повседневной народной жизни и отдавших сочувственному ее изображению все свое творчество.
Г.Суржанинова