Народная музыка Южной России

Народная музыка Южной России

 Южнорусская этнографическая территория занимает пространство от среднего течения реки Оки до встречи с украинскими поселениями.По современному административному делению в нее входят южные районы Тульской, Рязанской, Тамбовской областей, Воронежская, Белгородская, Курская области, пограничные с Россией районы Харьковской, Сумской областей (села на Украине с русским населением).

Обширные степные и лесостепные пространства в плодородных долинах верховьев Дона и Сейма с их первыми притоками после жестокого опустошения в результате нашествия Батыя стали вновь осваиваться русскими лишь в XVI — начале XVII столетия. Первыми поселенцами «южной украины» Московского государства, как назывались эти места в документах времен правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, стали ратные люди, возводившие оборонительные сооружения на южных рубежах русской земли с целью ее защиты от набегов крымских и ногайских татар.

Воинские поселения составляли основу контингента местных жителей до конце XVIII века. Поэтому именно в среде ратных людей, защитников Москвы с юга, сформировалась и приобрела свои характерные черты южнорусская музыкальная народная традиция.

Воинское начало проявляется в мужественном складе многих протяжных песен, в их подчеркнутой ритмичности, активности, в открыто эмоциональном, молодецком выявлении лирического чувства. Важная роль в местном пении принадлежит мужчинам. Существуют здесь однородные мужские народные вокальные артели (как в первой песне).

Нередко мужские по содержанию и по характеру песни в этих краях поют женщины, как бы подражая мужским голосам в манере вокализации. Такими особенностями отличается исполнение песни с сюжетом из воинской жизни «Ай, да я думала, что солнушко всходит» группой народных певиц из села Завгороднее Балаклейского района Харьковской области (4). Оригинален с музыкальной стороны белгородский вариант лирической бурлацкой песни «У нас по матушке, по Волге», исполняемой смешанным составом (2). Его отличает богатство многоголосного распева, когда песенная партитура складывается из сочетания трех относительно самостоятельных вокальных линий. Привлекают слух своей яркой красочностью своеобычные созвучия, возникающие по маре развертывания напева.

Женская южнорусская лирическая песня имеет более мягкие мелодические очертания, она скромна, сдержанна по выявлению чувства, неширока по диапазону, мало распевна. В ней привлекает теплота, нежность, задушевность изложения напева певицами из народа (3).

Поскольку южнорусские селения располагаются преимущественно в Центральной черноземной полосе Европейской части России, в местности, весьма благоприятной для земледелия, здесь сложилась календарная обрядность, связанная с различными этапами крестьянского труда и датами древних земледельческих праздников.

Одним из самых любимых празднеств в южнорусских селениях издавна был семик (на седьмой неделе после первого весеннего полнолуния), знаменовавший начало трудового лета. Праздничные народные гуляния сопровождались особыми семицкими песнями (5).

Сгребая сено, женщины в этих местах пели особые покосные песни. В селе Фощеватово Белгородской области подобными песнями девушки привлекали к себе внимание работающих неподалеку косарей (8).

Некоторые лирические песни оказались в южнорусской традиции приуроченными к определенным периодам года. Так, песня «Да вы, ветры, ветерочки» (9) в курском селе Плехово пели весной. А в белгородском селе Репейка песню о печали девушки, провожающей дружка в рекруты, было принято петь осенью. Обе песни имеют мелодическое сходство благодаря особым жестким, резким, броским интонациям, свойственным ряду южнорусских напевов.

Сезонную приуроченность имеют также и хороводные песни. В местных селах водят весенние, летние, зимние хороводы. В большинстве из них движение по кругу или по линии узоров хореографического орнамента сочетается с энергичным приплясыванием.

К плясовым семицким хороводным относится песня белгородского села Афанасьевка «Кумушки-пoдруженьки». А курскую хороводную (по местному названию — таночную) песню «Соловей мой, соловьюшка» было принято петь весной.

В некоторых районах русского юга были распространены также и медленные, чинные, неторопливые по движению хороводы. Одна из сопровождающих такой хоровод песен — «Воля-волюшка» — пелась весной в селе Купино Шебекинского района Белгородской области.

Весьма самобытна музыка народного свадебного обряда на юге России. Важную роль в нем играют величальные песни бодрого праздничного характера, сопровождающие задорную пляску (как, например, песня «У утушки, у серенькой короткие ножки»). Лишь в самые драматические моменты свадебного обряда — при расставании невесты с родным домом и при расплетании ее девичьей косы — звучат здесь медленные, серьезные, печальные песни. Невеста на фоне звучания хора подруг обычно в таких случаях причитает в голос («И да родимая моя мамушка»). Уникальны в русской традиции имитационные полифонические формы изложения напева (в виде канона, когда один и тот же напев исполняется двумя группами певиц, вступающих не синхронно), свойственные обрядовому пению на свадьбе в селе Фощеватово Белгородской области (песня «Журливая да печальная»). Особо торжественный, праздничный характер имеют песни, исполняемые при встрече свадебного поезда («Ох, против тестева двора»).

Малышам на юге России поют колыбельные и прибаутки-потешки, привлекая их внимание к выразительности русского слова и красоте простого, бесхитростного, легко запоминаемого напева («Иванушке-рачек»).

На юге России исстари сложился самобытный народный музыкальный инструментарий. В курских селах известны кугиклы — русские флейты Пана. Они представляют собой полые трубочки из высушенных стеблей болотной травы, закрытые с одного конца. Приставляя поочередно стволы разной длины вертикально к губам и дуя на противоположные от губ края трубочек, исполнительницы извлекают звуки разной высоты. На кугиклах группа женщин играет сопровождение к мелодии плясового наигрыша, поручаемой исполнителю на жалейке — народном инструменте типа кларнета (с одним надрезом на пищике). Дополняют звучание курского плясового наигрыша аккорды народного скрипача («Жарко пахать»).

В белгородских селах камышовая жалейка (по местному — «пищики») имеет два ствола. На ней можно играть пастушеские наигрыши, сопровождение к частушкам, плясовые наигрыши. Иногда жалейка в одинарной разновидности может дополнять звучание лирической песни, исполняемой мужскими голосами («Пошел дождичек»). Плясать в белгородских и курских селах можно также под аккомпанемент дудок — продольных деревянных флейт с пятью-шестью пальцевыми отверстиями на стволе. Ударным инструментом в таких случаях служит обычно лезвие косы («Наши шли, зажинать пошли»).

Для демонстрации особенностей народной музыки Южной России отобраны песни и инструментальные мелодии в исполнении лучших из известных сегодня специалистам сельских импровизированных ансамблей и народных мастеров-солистов из русских сел Белгородской, Курской, Харьковской областей. Составлена программа пластинки фольклористами-музыковедами В. Щуровым и Е. Дороховой.

В. Щуров

________________________________

Год выпуска: 1989
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:41:48
Битрейт аудио: 160 kbps
Размер: 48 Mb

Содержание:

Сторона 1

1. Ты взойди, ясное солнышко, лирическая протяжная песня
Мужское вокальное трио села Болкше-Быково Белгородской области.
Запевает М. Щербинин

2. У нас по матушка, по Волге, лирическая протяжная песня
Фольклорный ансамбль сала Афанасьевна Белгородской области.
Запевает А. Ходыкина

3. Да по улице, улице, лирическая песня
Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области.
Запевает Т. Басова

4. Ай, да я думала, что солнушко всходит, лирическая песня
Фольклорный ансамбль села Завгородное Харьковской области.
Запевает Е. Рагулина

5. Не видали девки, как семик подшел, календарная (семицкая) песня.
Фольклорный ансамбль села Муром Белгородской области.
Запевает П. Рыжкова

6. Ой, летел павлин, рекрутская песня
Женский квартет села Репейка Белгородской области.
Запевает Т. Жигулина

7. Ох, против тестева двора, свадебная песня
Фольклорный ансамбль села Завгороднее Харьковской области.
Запевает Е. Рагулина

8. Побувай, побувай, покосная песня
Фольклорный дуэт села Фощеветово Белгородской области: А. Беликова, Е. Стародубцева

9. Да вы, ветры, ветерочки, лирическая песня
Фольклорный ансамбль села Плехово Курской области.
Запевает Т. Басова

10. Воля-волюшка, весенняя хороводная песня
Фольклорный ансамбль сала Купино Белгородской области.
Запевает Е. Бочарникова

Сторона 2

11. У утушки, у серенькой короткие ножки, свадебная плясовая песня
Фольклорный ансамбль села Афанасьевка Белгородской области.
Запевает Е. Сапелкин

12. И да родимая моя мамушка, свадебная песня с причитанием невесты
Фольклорный ансамбль села Шелаево Белгородской области.
Причитание ведет М. Подерягина

13. Журившая да печальная, свадебная песня с причитанием невесты
Фольклорный ансамбль седа Фощеветово Белгородской области.
Запевает М. Скуридина

14. Соловей мой, соловьюшка, хороводная плясовая песня
Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области.
Запевает Т. Басова

15. Кумушки-подруженьки, хороводная плясовая песня
Фольклорный ансамбль села Афанасьевка Белгородской области.
Запевает А. Веникова

16. Иванушка-рачек, прибаутки-потешки
Е. Сапелкин, И. Сапелкии, А. Веникова (село Афанасьевна Белгородской области)

17. Страдания, наигрыш на двойной жалейке

18. Русская плясовая, наигрыш на двойной жалейке
Е. Сапрыкин (село Афанасьевна Белгородской области)

19. Пошел дождичек, лирическая песня
А. Харыбин, Н. Польской, пение (село Мало-Быково Белгородской области).
М. Сычев, жалейка (село Казацкое Белгородской области)

20. Наши шли, зажинать пошли
И. Бабынин, И. Сахаров, И. Польской, две дудки и коса (село Нижние Пены Белгородской области)

21. Жарко пахать, плясовой наигрыш
М. Крюков, жалейка;
Н. Ярошенко, скрипка;
А. Пронякина, А. Кошелева, кугиклы (село Плехово Курской области)

Скачать для ознакомления: Народная музыка Южной России

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: