Родился 14 июля 1891 г. в городе Шемаха ныне Шемахинского района Азербайджанской ССР в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1939 г. Окончил Харьковский технологический институт в 1912 г. Участник 1-й мировой и гражданской войн. В 1919 г. призван в ряды Красной Армии. Окончил курсы «Выстрел» в 1929 г., был командиром батальона, полка, начальником штаба дивизии. С марта 1943 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Погиб в бою 3 августа 1943 г. Командиру 308-й стрелковой дивизии (3-я армия, Брянский фронт) генерал-майору Гуртьеву Л. Н. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями. Похоронен в Орле. Там установлен памятник, именем Гуртьева названа улица.
Это был человек необыкновенной судьбы. На его глазах прошла история первых десятилетий нашей Родины. Он был одним из ее созидателей и защитников.
Когда началась Великая Отечественная война, Леонтий Николаевич Гуртьев, начальник Омского пехотного училища, получил приказ сформировать 308-ю стрелковую дивизию. Костяком ее стали сибиряки, люди здоровые, бесстрашные, хозяйственные. Мужественно и стойко сражались они под Сталинградом.
Славный боевой путь дивизия продолжала в составе 3-й армии на Курской дуге. В начале ее части оборонялись по восточному берегу реки Зуша на 60-километровом участке, а затем развернули наступление на направлении главного удара армии. Гуртьев в те дни часто бывал в полках, требовал готовить воинов к наступлению, обучать их на основе боевого опыта под Сталинградом.
12 июля войска 3-й армии перешли в наступление, а на второй день для развития успеха в районе южнее Евтехова в бой вступила 308-я стрелковая дивизия. Вскоре ее части овладели деревней Веселая, а затем развернули стремительное наступление на запад.
Согласно решению командующего 3-й армией дивизия должна была форсировать реку Ока на участке Ломовец, Какуренка и наступать на Орел с северо-запада. Командир дивизии все время находился в боевых порядках, руководя наступлением. Противник отчаянно сопротивлялся. Продвижение наших частей застопорилось севернее Орла на реке Неполодь. Туда 3 августа, пробравшись через разрывы вражеских снарядов и мин, выехал командующий 3-й армией А. В. Горбатов. Около 15 часов он был на наблюдательном пункте Гуртьева в 3 километрах западнее деревни Калиновки. Шел ожесточенный бой частей дивизии за крольчатник, находившийся на высоте, — основной опорный пункт врага на пути к городу. Наблюдательный пункт командира дивизии был оборудован на ржаном поле между железной дорогой и шоссе, в полутора километрах от крольчатника. В своих воспоминаниях А. В. Горбатов писал: «Окопчик был неглубоким, мы присели, но головы оставались над землей. Один из снарядов разорвался перед нами в десятке шагов. Мне показалось, что я ранен в голову, не это была лишь контузия. А Гуртьев приподнялся и проговорил:
— Товарищ командующий, я, кажется, убит, — и уронил голову мне на плечо. Да, он был убит. На моей гимнастерке и фуражке осталась его кровь». Это была тяжелая потеря для армии. Военный совет выразил глубокое соболезнование в связи с утратой ее командира, доблестного генерала, коммуниста, одного из прославленных защитников Сталинграда.
Ветераны 308-й стрелковой дивизии говорят: «Генерал Гуртьев был в нашем строю, когда мы брали Орел, он дошел с нами до Эльбы…»
За особые заслуги 308-я дивизия была переименована в 120-ю гвардейскую стрелковую дивизию, получила наименование «Рогачевская» и награждена орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова, удостоена имени Верховного Совета Белорусской ССР.
Никогда не забудут однополчане морозный и ветреный день 28 января 1944 года, когда командующий 3-й армией вручал дивизии гвардейское знамя. В тот момент все обратили внимание, что на нем не зимний, а летний головной убор. Генерал А. В. Горбатов оказал:
— Товарищи гвардейцы! Вручая вам гвардейское знамя, я хочу замолвить доброе слово о Герое Советского Союза генерале Леонтии Николаевиче Гуртьеве, вашем первом командире, под руководством которого вы завоевали гвардейское знамя.
И все увидели: командующий снял фуражку и поднял ее над головой.
— На этой фуражке, — с волнением произнес он, — кровь генерала Гуртьева. Он умер на моих руках в памятном бою под Орлом.
Строй притих, воины с трудом сдерживали слезы. Командующий развернул перед строем гвардейское знамя с изображением великого Ленина и вручил его сибирякам.
…Герои не умирают! Они навечно остаются в нашей памяти, в памяти народной. Нетленна память и о Леонтии Николаевиче Гуртьеве.
ЛИТЕРАТУРА:
Горбатов А. В. Годы и войны. М., 1989. С. 222—223.
Герои и подвиги. Кн. 7. М., 1981. С. 171 — 186.
Шлевко Г. М. Ради жизни на земле. Омск, 1972. С. 78—89.