Родился 25 сентября 1923 г. в рабочем поселке Бондюга Елабужского района, ныне город Менделеевск Татарской АССР в семье служащего. Русский. Член ВЛКСМ. В 1941 г. окончил 10 классов, работал на заводе в пожарной охране. В январе 1942 г. был призван в Красную Армию, в действующей армии в период Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. Окончил артиллерийское военно-учебное подразделение. Был тяжело ранен в бою 7 июля 1943 г. и умер в госпитале. Наводчику орудия 159-го гвардейского артиллерийского полка (75-я гвардейская стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) гвардии сержанту Фомину М. С. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени. Похоронен в деревне Нижне-Смородино Поныровского района Курской области. На родине в музее средней школы № 1 города Менделеевск собран большой материал о Герое, на фасаде здания школы укреплена мемориальная доска. Улица в Менделеевске и пионерская дружина школы носят его имя.
В июне 1943 года сержант М. С. Фомин оказался под Курском. Вместе со своими товарищами-артиллеристами рыл окопы и траншеи, совершенствовал укрепления, готовился сам и помогал молодым солдатам из пополнения встретить новые испытания во всеоружии.
Несколько дней стояла такая тишина, будто и не было войны, но 5 июля на рассвете фашистские войска начали массированное, тщательно подготовленное наступление на Курской дуге, которым и началось грандиознейшее в истории войны наземное и воздушное сражение.
Танковым колоннам врага севернее Курска в районе станции Поныри преградили путь гвардейцы-артиллеристы. В одной из батарей отважно сражался и наводчик орудия Михаил Фомин.
В течение дня атака следовала за атакой. Немцы наваливались огромными силами. Выбывали из строя наши люди и орудия, но уцелевшие продолжали громить врага, обрушивая на них залп за залпом. И только с наступлением темноты наступило затишье. На следующий день все повторилось сначала, но мужественные воины-артиллеристы не оставили своих позиций, ценою собственных жизней преграждая гитлеровцам путь вперед.
Наступил третий день битвы. С утра вражеская авиация вновь подвергла позиции советских артиллеристов бомбежке и обстрелу из пулеметов. Корежилась земля, разрушались воздвигнутые сооружения, редел строй наших защитников. Был ранен и Михаил. Пока делал перевязку, осколок от вражеского снаряда сразил командира орудия и Фомину пришлось принять команду на себя.
После артподготовки и бомбового удара с воздуха началась атака пехоты и танков. На расчет Фомина медленно надвигался «тигр». Тщательно прицелившись, Михаил выстрелял, — и танк с разбитой гусеницей, заскрежетав, замер на месте. Но он был еще «жив» и грозной пушкой стал нацеливаться на артиллеристов. Однако Фомии на какую-то долю секунды опередил гитлеровского танкиста, его выстрел был точным, и от этого попадания «тигр» задымил.
Не считаясь с потерями, фашисты продолжали рваться вперед — и находили здесь только свою смерть. Расчет Фомина уничтожил еще несколько танков, и среди них второй «тигр», а также подавил огонь двух пулеметов и противотанковой пушки врага. Перед позицией героического расчета полегло и много гитлеровских автоматчиков.
День еще не закончился, а началась уже двенадцатая атака превосходящих сил противника. На одиноко стоявшую открытую пушку надвигались сразу несколько танков, но вскоре два из них наши артиллеристы подбили. Ожесточенный бой продолжался…
Когда над очередным танком поднялся столб черного дыма, Михаил успел отметить про себя, что подбит уже седьмой танк, но тут же, застонав от боли, опустился на землю. Ранение оказалось смертельным…
ЛИТЕРАТУРА:
Герои Советского Союза — наши земляки. Кн. 3. Казань, 1985. С. 129—132.
Xанин Л. Герои Советского Союза — сыны Татарии. Казань, 1963. С. 542—545.