Родился 17 октября 1918 г. в поселке Шебекино, ныне город в Белгородской области, в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 10 классов. В Красную Армию был призван в 1937 г. В 1940 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Штурману 171-го истребительного авиационного полка (315-я истребительная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) капитану Шевцову А. Г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 г, окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1956-м — Военную академию Генерального штаба. Был начальником Главного штаба — 1-м заместителем главнокомандующего Ракетных войск стратегического назначения. Был депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го созыва и УССР 6-го созыва. В 1976 г. генерал-полковник А. Г. Шевцов уволен в запас. Жил в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, иностранным орденом. Умер 28 апреля 1988 г.
12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск на Курской дуге. К этому времени 15-я воздушная армия базировалась на аэродромах восточнее Орла. В непосредственной близости от села Саковнино расположился 171-й истребительный авиационный полк, штурманом которого был капитан Александр Григорьевич Шевцов. Начав войну с первых ее дней, он к этому времени был уже известным воздушным бойцом, щедро передающим свой богатый боевой опыт молодым летчикам.
Первые же воздушные бои нашего контрнаступления приняли характер жарких схваток. По команде руководителя полетов один за другим поднимались в воздух летчики полка. Вот, наконец, подошла очередь Александра Шевцова и его ведомого Александра Борисова. Стремительно набрав высоту, пара присоединилась к полку, который взял курс на Скородное: там он должен был встретить пять шестерок «илов» и сопровождать их к Грачевке, расположенной в двух десятках километров от Новосиля, за рекой Зуша. Здесь находились цели для штурмовиков, так как сюда было намечено нанести главный удар правым флангом нашей 63-й армии.
Приведя на цель шестерку «илов», Шевцов встретил около десятка истребителей противника; они попытались отвлечь наших истребителей в сторону, чтобы затем спокойно атаковать штурмовики. Но, отражая с ведомым вражеские атаки, Шевцов не подпускал гитлеровцев к нашим штурмовикам. В этом бою он и старший сержант Борисов сбили по одному ФВ-190.
Вернувшись с задания и заправившись горючим и боеприпасами, летчики снова вылетели в тот же район. Над целью барражировали немецкие самолеты, которые ходили небольшими группами эшелонирование. При появлении советских самолетов они старались оттянуть наших истребителей; отдельные пары «фоккеров», идущие на бреющем полете, пытались наброситься на наши штурмовики в момент выхода их из атаки, пристраиваясь к ним снизу и сзади. Капитан Шевцов быстро разгадал эту тактику врага. Со своим неизменным ведомым Борисовым он спустился ниже штурмовиков и вступил в бой с «фокке-вульфами», сбив одного из них…
В очередном вылете над Грачевкой вместе с нарой Шевцова оказалась пара комэска этого же полка Ивана Алексеевича Вишнякова. Они разгадали замысел немецких истребителей: в ходе завязавшегося боя в верхних ярусах драться с советскими истребителями, в нижних — бить наших штурмовиков. Быстро оценив обстановку, Шевцов приказал Вишнякову связать боем верхних, а на себя взял нижних гитлеровских асов, заставив их вести бой на встречных курсах. В этом бою отлично проявил себя не только штурман полка, но и его ведомый. Оба дрались отчаянно. Главное — сберегли штурмовиков, довели их в целости и сохранности на свой аэродром, а оттуда взлетели с новой группой на выполнение очередного боевого задания…
Напряженным был день 12 июля для всей воздушной армии. Наступление разворачивалось не только на земле, но и в воздухе. Но и 13 июля, едва посветлело небо на востоке, в небо устремились летчики 171-го истребительного авиаполка, и среди них — штурман полка капитан А. Г. Шевцов со своим ведомым. После вчерашних боев в их летных книжках появились новые записи о сбитых фашистских самолетах. Но война продолжалась… Вылет следовал за вылетом, зачастую самолеты возвращались поврежденными, бывали вмятины и пробоины. Техники быстро устраняли все недостатки, готовы были лечь костьми, но своевременно выпустить самолет в воздух.
Безотказность, постоянная готовность к бою и мгновенная реакция в воздухе, понимание соседа с полуслова, с намека — а как это важно в короткие мгновения воздушной атаки! — вот отличительные черты капитана Шевцова. Возможно, он излишне горячился и рисковал, возможно, это не всегда вызывалось необходимостью, но таков уж был полковой штурман. К августу 1943 года прославленный летчик совершил 220 боевых вылетов, участвовал в 47 воздушных боях, в ходе которых сбил лично десять и в группе шесть вражеских самолетов.
ЛИТЕРАТУРА:
Герои-белгородцы. 2-е изд., доп. Воронеж,1972. С. 269—270.